В 2021 году финрегулятор выставил финансовым организациям 154 штрафа на 62,7 млн тенге

В 2021 году финрегулятор выставил финансовым организациям 154 штрафа на 62,7 млн тенге

В рамках осуществления мониторинга и анализа допущенных финансовыми организациями нарушений прав и законных интересов потребителей финансовых услуг Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка (далее – Агентство) применяет соответствующие меры воздействия и административные взыскания к финансовым организациям.

Так, за 2021 год в отношении банков второго уровня, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, страховых (перестраховочных) организаций, кредитного бюро, коллекторских агентств и организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность, применено 97 рекомендательных мер надзорного реагирования, 77 письменных предписаний, 2 письменных предупреждения и 154 административных взыскания на общую сумму 62,7 млн тенге.

Меры воздействия в отношении банков второго уровня, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций (далее банков)

За 2021 год Агентством в отношении банков за нарушение прав и законных интересов потребителей финансовых услуг применено:

  • 84 рекомендательные меры надзорного реагирования;
  • 6 письменных предписаний;
  • 28 административных взысканий.

Результаты проведенного анализа показали, что банками в большинстве случаев допускались нарушения по:

  • обслуживанию банковских займов, в том числе неправомерному требованию уплаты вознаграждения за весь период договора банковского займа при досрочном погашении займа;
  • несоблюдению внутренних правил, процедур, процессов;
  • обслуживанию счетов клиентов, включая сберегательные счета;
  • платежам и переводам денег;
  • не соблюдению требований Правил предоставления банковских услуг, Порядка передачи задолженности на досудебные взыскание и урегулирование или уступки права (требования);
  • выставлению/исполнению платежных требований, инкассовых распоряжений;
  • отсутствию в рекламе о банковских услугах номера лицензии банка и наименования органа, выдавшего лицензию.

Общая сумма административных взысканий в отношении банков составила 10,1 млн тенге.

Основными нарушениями, допущенными банками, за которые предусмотрена административная ответственность, являлись:

  • нарушение сроков исполнения указания по платежу и (или) переводу денег, установленных Законом о платежах;
  • исполнение указания по платежу и (или) переводу денег в случаях, при которых Законом о платежах предусмотрен отказ в исполнении указания по платежу и (или) переводу денег;
  • невыполнение обязанности по указанию ставки вознаграждения в достоверном, годовом, эффективном, сопоставимом исчислении при распространении информации о величинах вознаграждения по займам при ее публикации;
  • опубликование в средствах массовой информации рекламы, не соответствующей действительности на день опубликования;
  • несвоевременное представление сведений в кредитное бюро и представление недостоверной информации по субъекту кредитной истории в кредитное бюро;
  • предоставление сведений о субъекте кредитной истории в кредитные бюро без его согласия;
  • подача запроса о предоставлении персонального кредитного отчета без согласия субъекта кредитной истории;
  • непринятие мер по надлежащей проверке (идентификации) клиента.

Меры воздействия в отношении страховых (перестраховочных) организаций

За 2021 год Агентством в ходе осуществления контрольных и надзорных функций в отношении страховых (перестраховочных) организаций за нарушение прав и законных интересов потребителей финансовых услуг применено:

  • 13 рекомендательных мер надзорного реагирования;
  • 4 административных взыскания.

Рекомендательные меры надзорного реагирования в основном были применены за:

  • несоблюдение требований Правил определения размера вреда, причиненного транспортному средству;
  • неознакомление потерпевшего (выгодоприобретателя) или их представителя с отчетом о размере вреда, причиненного транспортному средству и нарушение страховщиком срока, установленного для представления потерпевшему (выгодоприобретателю) или их представителю отчета о размере вреда, причиненного транспортному средству для ознакомления;
  • ненаправление, а также несвоевременное направление заявлений страховому омбудсману, полученных от страхователя (потерпевшего, выгодоприобретателя), а также непредоставление ответов на заявления с указанием дальнейшего порядка урегулирования спора;
  • исполнение решения страхового омбудсмана о доплате страховой выплаты и возмещению расходов, связанных с проведением оценки, с нарушением установленного срока;
  • необеспечение возможности заключения договоров в электронной форме, с использованием интернет-ресурса организации.

Общая сумма вынесенных административных взысканий в отношении страховых (перестраховочных) организаций составила 1,2 млн тенге.

Нарушениями, допущенными страховыми (перестраховочными) организациями, за которые предусмотрена административная ответственность, являлись неосуществление страховой выплаты, несвоевременное осуществление страховой выплаты и осуществление страховой выплаты не в полном объеме.

Меры воздействия в отношении организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность

Агентством, при выявлении неправомерных действий или бездействия должностных лиц и работников ООМФД (микрофинансовая организация, кредитное товарищество, ломбард, осуществляющие деятельность по предоставлению микрокредитов), применяются ограниченные меры воздействия и санкции. В качестве одной из ограниченной меры воздействия к ООМФД применяется обязательное для исполнения письменное предписание.

За 2021 год Агентством по итогам выявленных нарушений в отношении ООМФД применено:

  • 50 письменных предписаний;
  • 31 административное взыскание.

Результаты проведенного анализа показали, что ООМФДО допущены нарушения, связанные с:

  • нарушением требований Порядка заключения договора о предоставлении микрокредита;
  • недостоверным указанием значения вознаграждения и превышения предельного значения вознаграждения в договоре о предоставлении микрокредита;
  • неуведомлением заемщика о переходе права (требования) по договору о предоставлении микрокредита третьему лицу;
  • несоблюдением срока хранения невостребованных вещей;
  • взиманием дополнительных платежей по договору о предоставлении микрокредита, за исключением вознаграждения и неустойки, повлекших превышение в совокупности суммы выданного микрокредита;
  • неуказанием годовой эффективной ставки вознаграждения при распространении и (или) размещении рекламы, содержащей информацию о величинах вознаграждения по микрокредиту;
  • нарушением требований Методик расчета регулярных платежей;
  • ненаправлением суммы, поступившей от заемщика, в счет погашения задолженности на банковский счет третьего лица, которому уступлены права (требования) по договору о предоставлении микрокредита;
  • несоблюдением Правил расчета и предельного значения коэффициента долговой нагрузки заемщика;
  • начислением неустойки в размере, превышающем 0,5% от суммы неисполненного обязательства за каждый день просрочки;
  • непринятием мер по надлежащей проверке (идентификации) клиентов при установлении деловых отношений;
  • переводом сумм микрокредитов на банковские карты/счета,
    не принадлежащие заемщикам;
  • реализацией жилища во внесудебном порядке в нарушение требований Закона об ипотеке;
  • требованием выплаты вознаграждения, начисленного по истечении ста восьмидесяти последовательных календарных дней просрочки исполнения обязательства по микрокредиту физического лица, обеспеченному ипотекой недвижимого имущества;
  • предоставлением микрокредита физическим лицам, имеющим просроченную задолженность по беззалоговым банковским займам и микрокредитам свыше шестидесяти календарных дней, в размере, равном или превышающем пятикратный размер месячного расчетного показателя.

Общая сумма вынесенных административных взысканий в отношении ООМФД составила 9,2 млн тенге.

Основными нарушениями, допущенными ООМФД, за которые предусмотрена административная ответственность, являлись:

  • размещение в средствах массовой информации рекламы, связанной
    с предложением микрокредита на условиях, не соответствующих законодательству Республики Казахстан о микрофинансовой деятельности;
  • превышение предельного размера годовой эффективной ставки вознаграждения, определенного нормативным правовым актом уполномоченного органа, в договоре о предоставлении микрокредита;
  • осуществление действий (операций) без направления уведомления
    в уполномоченный орган об утверждении услуг по предоставлению микрокредитов;
  • непредставление, несвоевременное представление информации в кредитное бюро сведений, полученных от субъекта кредитной истории, представление которых требуется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о кредитных бюро и формировании кредитных историй, представление недостоверных сведений;
  • недостоверное указание размера годовой эффективной ставки вознаграждения в договорах о предоставлении микрокредита и превышение ее предельного размера.

Меры воздействия в отношении коллекторских агентств

Согласно Закону Республики Казахстан «О коллекторской деятельности» (далее – Закон о коллекторской деятельности) в отношении коллекторских агентств применяются ограниченные меры воздействия и санкции. В число ограниченных мер воздействия входят:

- обязательное для исполнения письменное предписание на принятие коллекторским агентством обязательных к исполнению коррективных мер, направленных на устранение выявленных нарушений и (или) причин, а также условий, способствовавших их совершению, и (или) на представление в установленный срок плана мероприятий по устранению выявленных нарушений и (или) причин, а также условий, способствовавших их совершению.

- письменное предупреждение о возможности применения к коллекторскому агентству санкций, предусмотренных пунктом 4 статьи 18 Закона о коллекторской деятельности, в случае выявления уполномоченным органом в течение одного года после вынесения данного предупреждения повторного нарушения норм законодательства Республики Казахстан о коллекторской деятельности, банковского законодательства Республики Казахстан либо законодательства Республики Казахстан о микрофинансовой деятельности, аналогичного нарушению, за которое вынесено письменное предупреждение.

За 2021 год Агентством по итогам выявленных нарушений в отношении коллекторских агентств применено:

  • 20 письменных предписаний;
  • 2 письменных предупреждения;
  • 91 административное взыскание.

Результаты проведенного анализа показали, что коллекторскими агентствами были допущены нарушения, связанные с:

  • осуществлением недобросовестных действий, вводящих лицо, с которым взаимодействует коллекторское агентство в заблуждение относительно размера, характера и оснований возникновения задолженности, а также принуждающих должника к выполнению обязательств по договору банковского займа/микрокредита;
  • несвоевременным предоставлением должнику сведений об остатке просроченных и текущих сумм основного долга, вознаграждения, неустойки (штрафа, пени) по приобретенным правам (требованиям);
  • отсутствием собственного интернет-ресурса;
  • ненаправлением кредитору письменного заявления клиента;
  • необеспечением хранения материалов аудио- и (или) видеозаписи в течение шести месяцев с даты взаимодействия с должником и (или) его представителем.

Общая сумма административных взысканий в отношении коллекторских агентств составила 42,2 млн тенге.

Нарушения, допущенные коллекторскими агентствами, за которые предусмотрена административная ответственность:

  • нарушение Правил осуществления коллекторской деятельности (далее – Правила), за исключением недобросовестных действий, предусмотренных Законом «О коллекторской деятельности» в части:

- несообщения должнику и третьему лицу, связанному/не связанному обязательствами с кредитором в рамках договора банковского займа или договора о предоставлении микрокредита, полной информации, регламентированной Правилами;

- осуществления взаимодействия с должником и третьим лицом в неустановленное время;

- неосуществления фиксации процесса взаимодействия с помощью средств аудио- или видеотехники с аудиофиксацией;

  • совершение недобросовестных действий, в части разглашения коммерческой или иной охраняемой законами Республики Казахстан тайны, полученной от кредитора;
  • предоставление недостоверной информации о коллекторской деятельности в уполномоченный орган по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций;
  • непредставление, несвоевременное представление информации в кредитное бюро сведений, полученных от субъекта кредитной истории, представление которых требуется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о кредитных бюро и формировании кредитных историй, представление недостоверных сведений

Для полного обзора и самостоятельного определения потребителями финансовых услуг эффективности и качества банковского обслуживания, предоставляемого тем или иным банком, страховыми (перестраховочными) организациями, ООМФД и коллекторскими организациями, Агентство размещает информацию о принятых мерах надзорного реагирования (кроме рекомендательных мер надзорного реагирования) и санкциях (штрафах) на официальном интернет-ресурсе Агентства.

Потребители финансовых услуг, в случае нарушения своих прав, могут обратиться в Агентство и по территориальной принадлежности в Управления региональных представителей Агентства:

-     письменно/через курьера, по адресу: А15С9Т5, г. Алматы, микрорайон Коктем-3, д.21;

-    по электронной почте: info@finreg.kz;

-    через портал электронного правительства egov.kz;

- через Управления региональных представителей Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка по территориальной принадлежности.

 

Для получения консультаций по вопросам защиты прав и интересов потребителей финансовых услуг, разъяснений норм действующего законодательства в банковской, страховой, пенсионной сферах, в области рынка ценных бумаг, а также в вопросах, связанных с деятельностью организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность, и коллекторских агентств, вы можете обратиться в Call-центр Агентства по номеру: +7 727 237 1000. Время работы: в будние дни с 10.00 по 17.00 часов, обеденный перерыв – с 13.00 до 14.30 часов.

 

Управление внешних коммуникаций Агентства

+7 727 237 1090, press@finreg.kz