Добрый день, уважаемые депутаты и участники
круглого стола!
На Ваше рассмотрение представлен проект Закона Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан».
Разработка нового Закона осуществляется в рамках поручения Главы государства, озвученного в Послании народу Казахстана «Справедливый Казахстан: закон и порядок, экономический рост, общественный оптимизм» от 2 сентября 2024 года.
Новый Закон призван способствовать укреплению устойчивости банковского сектора, развитию инноваций и стимулировать повышение роли банков в финансировании реального сектора экономики.
Основные направления законодательных новелл:
Структура нового Закона:
Новый Закон «О банках и банковской деятельности» включает: 9 разделов, 23 главы, 134 статьи. Ключевые особенности новой редакции — изложение Закона в соответствии с жизненным циклом банка: от основания и лицензирования, до этапов прекращения деятельности и ликвидации. Такая архитектура обеспечивает последовательность, понятность и гибкость в применении законодательства для всех участников финансового рынка.
Первое направление совершенствование банковского регулирования представляет собой комплекс инициатив, направленных на поддержание финансовой стабильности и создание эффективной и передовой нормативной базы для банковского сектора на годы вперед.
Изменения структурированы по следующим трем широким блокам:
Первый блок направлен на совершенствование корпоративного управления в банках. В частности, устанавливаются дополнительные требования к руководителям ключевых блоков: управления рисками, внутреннего аудита и комплаенс-контроля. Эти должности приравниваются к руководящим работникам с соответствующими квалификационными и репутационными требованиями.
Кроме того, усиливается роль института независимых директоров. Предусматривается ряд инициатив, направленных на повышение их профессиональной независимости и эффективности участия в управлении. Вводятся ограничения на срок пребывания в должности, требования по отсутствию деловых и иных связей с банком и лицами, связанными с ним особыми отношениями (ЛСБОО), а также исключение конфликтов интересов. Например, участие в капитале банка или получение дополнительных вознаграждений от банка или связанных с ним структур будет недопустимо. Также вводится норма, согласно которой действия, способные повлечь конфликт интересов, должны сопровождаться положительным заключением со стороны независимых директоров.
Второй блок включает развитие нормативной базы для поддержания финансовой стабильности, в рамках которого будут реализовано следующие инициативы:
Планируется расширение применения мотивированного суждения. Такой подход позволит регулятору гибко оценивать соответствие работников и членов совета директоров установленным требованиям. В частности, предусмотрено признание работника банка руководящим, что повлечёт за собой применение соответствующих квалификационных норм. Также предоставляется возможность оценки независимости члена совета директоров и, при несоответствии критериям, его отстранения от занимаемой должности. Дополнительно расширяются полномочия регулятора по оценке наличия конфликта интересов, способного повлиять на достоверность внешнего аудита, с правом замены аудитора при необходимости.
Кроме того, увеличивается охват круга лиц, связанных с банком особыми отношениями. Действующие критерии дополняются признаками, используемыми в международной финансовой отчётности (МСФО). В частности, к числу таких лиц отнесены юридические организации, находящиеся под контролем крупных участников банка, а также физические и юридические лица, способные оказывать значительное влияние на принимаемые решения, включая договорные или иные основания.
С целью снижения уровня непрофильной деятельности банков и ускорения возврата активов в экономический оборот вводится ограничение на максимальный срок нахождения взысканного имущества на балансе банковской группы — не более трёх лет совокупно для банка и организации управления специальными активами.
Третий блок связан с оптимизацией нормативной базы и устранением устаревших и дублирующих норм.
В рамках нового Закона будет проведена унификация требований к акционерам и руководящим работникам, с их последующим переносом в отдельный закон «О государственном регулировании, контроле и надзоре», что обеспечит большую правовую определённость и удобство применения норм для участников рынка.
Одновременно с этим исключаются устаревшие и дублирующие положения.
Второе направление посвящено модернизации системы лицензирования и упрощению доступа на банковский рынок. Основной инициативой в этом блоке является внедрение базовой банковской лицензии, что создаёт более гибкие условия регулирования, способствующие выходу новых участников и усилению конкуренции в секторе.
Базовая лицензия отличается от универсальной как по объему допустимых операций, так и по регуляторным требованиям. В частности, устанавливаются ограничения по максимальному размеру активов на уровне 500 млрд тенге. Минимальный размер капитала для банков с базовой лицензией составит 10 млрд тенге, тогда как для универсальных банков этот порог будет повышен до 20 млрд тенге. Также снижаются требования к системе управления рисками и отчётности, уменьшается надзорная нагрузка, при этом сохраняются базовые принципы устойчивости.
В целях ограничения рисков базовым банкам будет запрещено предоставлять кредиты и иные кредитные продукты нерезидентам, а также выдавать займы лицам, связанным с банком особыми отношениями. Кроме того, вводится ограничение на совокупный размер срочных и сберегательных вкладов физических лиц — не более 10 млн тенге. Также будет запрещена деятельность, связанная с брокерскими и дилерскими операциями по сложным или высокорисковым финансовым инструментам.
Одним из ключевых потенциальных пользователей базовой лицензии являются микрофинансовые организации, которые стремятся расширить бизнес и получить право привлекать депозиты от населения и бизнеса. На сегодняшний день 12 МФО уже располагают капиталом, превышающим 10 млрд тенге, а две из них — КМФ и БиЭнКей Финанс Казахстан — получили разрешение на преобразование в банк второго уровня.
Третье направление связано с созданием условий для развития исламского банкинга. В настоящее время действующее законодательство требует создания отдельного исламского банка для осуществления соответствующей деятельности. Несмотря на то, что исламский банкинг предусмотрен в банковском законодательстве Республики Казахстан с 2009 года, его доля в банковском секторе остаётся незначительной — менее 0,5% от совокупных активов.
С целью стимулирования развития исламского финансирования Агентство предлагает ввести механизм «исламских окон» — предоставление исламских банковских услуг в рамках традиционного банка. Такой формат позволит облегчить выход новых участников на рынок, в том числе зарубежных инвесторов, имеющих опыт в аналогичных моделях. Это также обеспечит масштабируемость бизнеса, расширение регионального присутствия за счёт синергии с существующей банковской инфраструктурой.
Одновременно повысится доступность исламских финансовых продуктов для клиентов, предпочитающих соответствие принципам шариата. Важным условием для традиционных банков, открывающих исламские окна, станет раздельный учёт операций и строгое соблюдение всех требований исламского финансирования.
Четвёртое направление связано с развитием поведенческого надзора и усилением защиты прав потребителей финансовых услуг.
В основу подхода заложены принципы ответственности за управление финансовыми продуктами на всех этапах — от разработки до мониторинга. Будут усилены требования к раскрытию информации, запрещены недобросовестные практики, введена ответственность финансовых организаций за развитие финансовой грамотности клиентов.
Целевая модель поведенческого надзора включает два ключевых компонента. Первый — механизм предотвращения нарушений прав потребителей, основанный на обязанности финансовых организаций предлагать качественные, подходящие и понятные продукты, ориентироваться на удовлетворенность клиентов, а также на формировании правовой базы и проведении риск-ориентированного надзора со стороны Агентства. Второй — эффективная система досудебного урегулирования споров, включающая три уровня: рассмотрение жалоб внутри финансовой организации через специальное независимое подразделение, обращение к финансовому омбудсману с обязательным к исполнению решением, и, при необходимости, вмешательство Агентства в целях принятия системных мер.
Пятое направление касается развития механизмов урегулирования неплатежеспособных банков. Закон «О банках и банковской деятельности» был дополнен рядом норм, минимизирующих необходимость государственной поддержки банков. Государственная поддержка допускается только в отношении системно значимых банков.
Вводится трёхуровневая система антикризисного регулирования: режим усиленного надзора, режим восстановления финансовой устойчивости и режим урегулирования неплатежеспособности. Каждый этап закреплён законодательно, включая критерии активации, перечень мер регулятора и шагов со стороны банка.
Также в законе определены требования к планам восстановления, обязательным для всех банков. Эти планы должны разрабатываться и ежегодно обновляться самими банками, а регулятор будет оценивать их качество, полноту и актуальность, а также отслеживать триггеры, активирующие план.
Отдельно установлена обязанность уполномоченного органа по разработке планов урегулирования банков, признанных неплатежеспособными, с определением стратегий и процедур оценки жизнеспособности. В случае системно значимых банков предусматривается наличие достаточного запаса капитала (TLAC), обеспечивающего возможность поглощения убытков за счёт конвертации обязательств в капитал.
Также чётко определены условия и механизм участия государства. Оно может вмешиваться только при одновременном выполнении двух условий: признание банка системообразующим и полное исчерпание частного ресурса через TLAC и связанных лиц.
Кроме того, закон чётко разграничивает роли всех задействованных госорганов. Агентство по регулированию и развитию финансового рынка отвечает за контроль и реализацию антикризисных режимов. Совет по финансовой стабильности принимает решения о мерах урегулирования и целесообразности господдержки. Правительство даёт согласие на участие в капитале или предоставление гарантий, а Национальный банк определяет системную значимость банков и предоставляет заём последней инстанции. Казахстанский фонд гарантирования депозитов обеспечивает выплаты вкладчикам в рамках гарантированных сумм.
Шестое направление касается формирования современной цифровой финансовой инфраструктуры и регулирования цифровых активов. Этот блок направлен на создание правовой и технологической базы, способствующей дальнейшей цифровизации финансового сектора и формированию устойчивой цифровой экосистемы. Подробная информация по данному вопросу будет представлена отдельно Национальным Банком Республики Казахстан.
Все изменения, предложенные в рамках законопроекта, разрабатывались при активном участии международных экспертов, включая представителей Европейского банка реконструкции и развития, Международного валютного фонда, а также участников местного финансового рынка.