Меню

Страницы

Статья

Как урегулировать просроченную задолженность по кредитам

С 3 марта 2023 года граждане, имеющие просрочку по займам и микрокредитам, смогут подать заявление на процедуру банкротства . Обязательное условие – прохождение должником процедуры урегулирования проблемной задолженности.

Fingramota.kz расскажет подробнее, что делать заемщикам, в случае возникновения просрочки по займам и микрокредитам.

С 1 октября 2021 года в Казахстане действует порядок урегулирования проблемной задолженности граждан, испытывающих затруднения в погашении кредита. Банки и микрофинансовые организации (МФО) обязаны его исполнять и рассматривать заявления должников на реструктуризацию их займов и микрокредитов. 

За 2022 год кредитными организациями рассмотрено 708,7 тыс. заявлений заемщиков, из которых одобрена реструктуризация 74,5% обратившимся – 527,8 тыс. заемщиков.

По требованию Агентства по регулированию и развитию финансового рынка (далее – Агентство) кредитные организации актуализировали внутренние нормативные документы, учитывающие обязательный порядок урегулирования просроченной задолженности по займам и микрокредитам. На официальных интернет-ресурсах, в социальных сетях и в мобильных приложениях банки и МФО размещают информацию о механизме урегулирования просроченной задолженности, а также открывают дополнительные горячие линии для консультации заемщиков по вопросам реструктуризации кредитов.

Алгоритм действий заемщика и кредитной организации
Согласно порядку, кредитор (банк или МФО) обязан уведомить заемщика о возникшей просрочке в течение 20 дней с момента ее наступления. В уведомлении кредитные организации информируют граждан о том, что необходимо:

• внести платежи по кредиту;

• погасить просроченную задолженность, указав размер и последствия для заемщика в случае непогашения;

• обратиться к кредитору по вопросу реструктуризации займа.

В свою очередь, заемщики, у которых возникла просрочка, должны в течение 30 дней с даты ее наступления подать заявление в кредитную организацию для реструктуризации займов и микрокредитов. В заявлении необходимо указать причину возникшей просрочки и предложить свои варианты возможной реструктуризации, предоставить подтверждающие документы, свидетельствующие о снижении доходов и невозможности оплачивать по своим обязательствам. Заявление заемщика подлежит обязательному приему, регистрации, учету и рассмотрению банком и МФО. Кредитор рассматривает заявление в течение 15 календарных дней, после чего, обязан предоставить ответ. В случае положительного ответа банк или МФО предоставляют заемщику предложения по изменению договора займа. В случае отрицательного ответа, они должны обосновать причины отказа.

Именно заемщик предоставляет кредитору информацию о своем финансовом и социальном положении, он должен документально подтвердить факт снижения либо отсутствия доходов, в связи с чем он не может в полном объеме исполнять свои обязательства.  Если запрашиваемые документы не будут приложены к заявлению, то кредитная организация вправе оставить заявление заемщика без рассмотрения.

 

Дата публикации
27 февраля 2023
Дата обновления
27 февраля 2023
Тип
Полезная информация

Сейчас читают

Доклад
05 мая 2025
Доклад Заместителя Председателя АРРФР Хаджиевой М.Ж.
Доклад
05 мая 2025
Доклад заместителя Председателя Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Кизатова О.Т.
СМИ о нас
25 апреля 2025
Неопытным заемщикам хотят усложнить оформление кредитов в Казахстане

Социальные медиа

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации