Проект Постановления Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка «О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования страховой деятельности»

О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования страховой деятельности

 

Правление Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка ПОСТАНОВЛЯЕТ:

  1. Утвердить Перечень нормативных правовых актов Республики Казахстан по вопросам совершенствования страховой деятельности, в который вносятся изменения и дополнения (далее – Перечень), согласно приложению к настоящему постановлению.
  2. Департаменту страхового рынка и актуарных расчетов в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

1) совместно с Юридическим департаментом государственную регистрацию настоящего постановления в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) размещение настоящего постановления на официальном                          интернет-ресурсе Агентства Республики Казахстан по                                        регулированию и развитию финансового рынка после его официального опубликования;

3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего постановления представление в Юридический департамент сведений об исполнении мероприятия, предусмотренного подпунктом 2) настоящего пункта.

  1. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на курирующего заместителя Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка.
  2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением пункта 3 Перечня, который вводится в действие с 1 декабря 2025 года.

 

 

Должность

 

ФИО

 

 

 

 

 

 

 

 

«СОГЛАСОВАНО»

Министерство внутренних дел

Республики Казахстан

 

 

«СОГЛАСОВАНО»

Министр культуры и спорта

Республики Казахстан

 

 

«СОГЛАСОВАНО»

Министерство национальной

экономики Республики Казахстан

 

 

«СОГЛАСОВАНО»

Министерство цифрового развития,

инноваций и аэрокосмической промышленности 

Республики Казахстан

 

 

«СОГЛАСОВАНО»

Национальный Банк Республики Казахстан

 

 

Приложение

к постановлению Правления

Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка

от «___» ______ 2025 года №____

 

 

 

Перечень нормативных правовых актов Республики Казахстан

по вопросам совершенствования страховой деятельности, в который вносятся изменения и дополнения

 

  1. Внести в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 24 сентября 2003 года № 345 «Об утверждении Типового договора участия в Фонде гарантирования страховых выплат» (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под
    № 2548) следующие изменения:

в Типовом договоре участия в Фонде гарантирования страховых выплат, утвержденном указанным постановлением:

преамбулу изложить в следующей редакции:

«Акционерное общество «Фонд гарантирования страховых выплат» (далее - Фонд) в лице Председателя ________________, действующего на основании Устава, и Страховая организация, Филиал страховой организации-нерезидента Республики Казахстан (далее - страховая организация - участник) ________________ в лице Председателя (руководителя Филиала страховой организации-нерезидента Республики Казахстан (далее – руководитель Филиала), действующего на основании Устава (Положения
о Филиала страховой организации-нерезидента Республики Казахстан), именуемые в дальнейшем Стороны, заключили договор о нижеследующем:

Понятия, используемые в настоящем договоре, имеют толкования, определенные Законом Республики Казахстан «О Фонде гарантирования страховых выплат» (далее – Закон).

Положения настоящего договора, определяющего порядок участия в Фонде гарантирования страховых выплат, распространяются на филиалы страховых организаций-нерезидентов Республики Казахстан, осуществляющих страховую деятельность на территории Республики Казахстан по гарантированным видам страхования, с учетом особенностей, предусмотренных Законом Республики Казахстан «О страховой деятельности».»;

пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. Расчет суммы обязательного взноса страховой организацией - участником производится самостоятельно в соответствии с постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 24 декабря 2012 года № 387 «Об утверждении Методики расчета ставки обязательных, дополнительных взносов и условных обязательств, порядка и сроков уплаты обязательных, первоначальных разовых, дополнительных и чрезвычайных взносов, порядка формирования и учета условных обязательств страховыми организациями, филиалами страховых организаций-нерезидентов Республики Казахстан - участниками Фонда гарантирования страховых выплат» (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 8329) (далее – Постановление № 387).»;

пункт 4-4 изложить в следующей редакции:

«4-4. Страховая организация - участник, имеющая лицензию на осуществление обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств, уплачивает первоначальный разовый взнос в размере, установленном постановлением Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 25 июня 2007 года № 184 «Об установлении размера первоначального разового взноса для уплаты страховыми организациями-участниками Фонда гарантирования страховых выплат» (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под
№ 4855).».

  1. Внести в постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 25 июня 2007 года № 177 «Об утверждении Требований к деятельности организации по формированию и ведению базы данных» (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под
    № 4860) следующие изменения и дополнения:

преамбулу изложить в следующей редакции:

«В целях реализации Закона Республики Казахстан «О страховой деятельности» Правление Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (далее - Агентство) ПОСТАНОВЛЯЕТ:»;

в Требованиях к деятельности организации по формированию и ведению базы данных, утвержденных указанным постановлением:

пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. В Требованиях используются основные понятия, установленные Законом о страховой деятельности, Законом Республики Казахстан «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», а также следующие понятия:

1) администратор безопасности информационных систем (далее – администратор) – работник Организации и пользователя базы данных, обеспечивающий функционирование системы электронного получения и (или) передачи данных, реализацию мер по их защите, осуществляющий генерацию поступающей и (или) передаваемой информации с учетом ее функций и полномочий;

2) политика информационной безопасности – нормы и практические приемы, регулирующие управление, защиту и распределение информации ограниченного распространения;

3) аутентификация – подтверждение подлинности субъекта или объекта доступа путем определения соответствия предъявленных реквизитов доступа имеющимся в системе;

4) пользователь базы данных – поставщики информации, указанные в пункте 3 статьи 80 Закона о страховой деятельности и получатели страхового отчета, указанные в подпунктах 3) и 3-1) пункта 4 статьи 80 Закона о страховой деятельности, участвующие в информационной системе формирования и использования страховых отчетов в соответствии с требованиями законов Республики Казахстан;

5) ответственное лицо – работник Организации и пользователя базы данных, обеспечивающий функционирование и контроль средств защиты информации от несанкционированного доступа;

6) зловредное программное обеспечение (компьютерные вирусы, сетевые черви и аналогичное программное обеспечение) - совокупность выполняемого кода, способная создавать свои копии (частично или полностью совпадающие с оригиналом) и внедрять их в различные объекты и (или) ресурсы компьютерных систем, сетей без ведома пользователя базы данных;

7) режим реального времени – режим работы информационной системы формирования и использования страховых отчетов, обеспечивающий поступление, обработку и обмен информации до 16.00 часов времени города Астаны дня, следующего за днем заключения договора страхования;

8) ключевая информация – криптографические ключи и ключи электронной цифровой подписи;

9) оператор – работник пользователя базы данных, непосредственно осуществляющий прием, сбор, обработку, передачу и получение информации с использованием системы защиты;

10) услуги в проактивном режиме - услуги Организации по уведомлению субъекта базы данных, предоставляемые без подачи заявления со стороны субъекта базы данных и осуществляемые по инициативе Организации;

11) информационная система формирования и использования страховых отчетов – совокупность информационных технологий, информационных сетей и средств их программно-технического обеспечения, предназначенных для реализации Организацией, поставщиками информации, указанными в пункте 3 статьи 80 Закона о страховой деятельности, получателями страховых отчетов (за исключением субъекта базы данных) информационных процессов;

12) меры по защите информационной системы формирования и использования страховых отчетов – организационно-технические мероприятия, направленные на обеспечение безопасного функционирования информационной системы формирования и использования страховых отчетов, в том числе программно-аппаратная защита электронных средств и компьютеров от несанкционированного доступа, обеспечивающая контроль доступа к установленному программному обеспечению и информации, предоставляющая средства разграничения полномочий зарегистрированных пользователей;

13) страховщик – страховая организация, филиал страховой (перестраховочной) организации-нерезидента Республики Казахстан, осуществляющие деятельность по заключению и исполнению договоров страхования на основании соответствующей лицензии уполномоченного органа;

14) идентификатор – уникальные персональный код и (или) имя, присвоенные субъекту и (или) объекту системы, и предназначенные для регламентированного доступа в систему и (или) к ресурсам системы;

15) идентификация – процесс присвоения или определения соответствия предъявленного для получения доступа в систему и (или) к ресурсу системы идентификатора перечню идентификаторов, имеющихся в системе;

16) уполномоченный орган – государственный орган, осуществляющий регулирование, контроль и надзор финансового рынка и финансовых организаций.»;

дополнить пунктом 2-3 следующего содержания:

«2-3. Помимо функций Организации, установленных в пункте 7 статьи 79 Закона о страховой деятельности, Организация:

1) осуществляет разработку и предоставление специализированного программного обеспечения, для автоматизации деятельности получателей страховых отчетов;

2) осуществляет предоставление услуг в проактивном режиме, порядок предоставления которых определяется Организацией самостоятельно с учетом ограничений, установленных законодательством Республики Казахстан.»;

пункт 5 изложить в следующей редакции:

«5. При поступлении от получателей страхового отчета, указанных в пункте 4 статьи 80 Закона о страховой деятельности, запроса о представлении страхового отчета на бумажном носителе, отчет таким получателям Организацией представляется в течение двух рабочих дней с даты получения запроса.

Предоставление страхового отчета лицам, указанным в пункте 4 статьи 80 Закона о страховой деятельности, осуществляется в соответствии с пунктом 6 статьи 80 Закона о страховой деятельности.

Запрос получателей страховых отчетов о предоставлении страхового отчета в электронной форме подтверждается одним из следующих способов: 

  • средствами биометрической идентификации;
  • электронной цифровой подписью;
  • генерации и ввода одноразового пароля (ОТР).»;

пункт 10-1 изложить в следующей редакции:

«10-1.   Поставщик информации, указанный в подпункте 1) пункта 3 статьи 80 Закона о страховой деятельности, представляет в Организацию сведения, предусмотренные постановлением Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 1 марта 2010 года № 25 «Об утверждении Требований к осуществлению страховой организацией, филиалом страховой организации-нерезидента Республики Казахстан страховой деятельности, в том числе во взаимоотношениях с участниками страхового рынка, к договору поручения, заключаемому между страховой организацией и страховым агентом, и полномочиям страхового агента на осуществление посреднической деятельности на страховом рынке, а также минимальной программы обучения страховых агентов и требований к порядку проведения обучения», зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 6164,  обязательным видам страхования, по договорам сострахования в рамках обязательных видов страхования (за исключением вмененного страхования) - в режиме реального времени, по добровольным видам страхования, по договорам сострахования в рамках вмененных и добровольных видов страхования, по договорам перестрахования, совместного перестрахования - в срок не позднее 6 (шестого) рабочего дня месяца, следующего за отчетным месяцем.»;

пункт 11 изложить в следующей редакции:

«11. Поставщик информации, указанный в подпункте 1) пункта 3 статьи 80 Закона о страховой деятельности, представляет в Организацию сведения, предусмотренные постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 29 октября 2018 года № 269 «Об установлении Требований к содержанию и порядку оформления страховых полисов», зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под
№ 17806, в режиме реального времени по обязательным видам страхования, по договорам сострахования в рамках обязательных видов страхования (за исключением вмененного страхования) и в срок не позднее 6 (шестого) рабочего дня месяца, следующего за отчетным месяцем по добровольным видам страхования, по договорам сострахования в рамках вмененных и добровольных видов страхования, перестрахования и совместного перестрахования.»;

пункт 11-3 изложить в следующей редакции:

«11-3. Поставщик информации, указанный в подпункте 1-2) пункта 3 статьи 80 Закона о страховой деятельности, представляет в Организацию сведения по договорам пенсионного аннуитета, заключенным в рамках Социального кодекса  Республики Казахстан.»;

пункт 18 изложить в следующей редакции:

«18. В целях обоснованного применения размера страховой премии работники получателя страхового отчета, указанного в подпункте 1) пункта 3 статьи 80 Закона о страховой деятельности, в должностные обязанности которых входит заключение договоров обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств, получают страховой отчет о классе,  присваиваемом субъекту базы данных (наличие или отсутствие страховых случаев у субъекта базы данных) в соответствии с постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 30 мая 2016 года
№ 140 «Об утверждении Правил расчета и применения коэффициента по системе «бонус-малус» для расчета страховой премии по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств», зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 13928.»;

дополнить пунктом 44-1 следующего содержания:

«44-1. Организация обязана представлять сведения о событиях и обстоятельствах, повлекших недоступность или некорректную работу единой базы данных по страхованию, вследствие которой страховые (перестраховочные) организации не имели возможность в течение двадцати четырех и более часов заключать договоры и (или) исполнять обязательства перед страхователями (застрахованными, выгодоприобретателями).

Организация обеспечивает представление сведений, указанных в части первой настоящего пункта, в уполномоченный орган не позднее двух рабочих дней с момента начала указанных событий посредством официальных каналов коммуникации.»;

     пункт 55 исключить; 

пункт 56 изложить в следующей редакции:

«56. Месторасположение, в котором находится рабочее место пользователя, имеющего доступ к страховым отчетам ограниченного доступа, и средства охраны помещения должны исключать возможность неконтролируемого проникновения в это помещение лиц, не допущенных к рабочему месту пользователя.

Средства технической защиты рабочего места должны исключать несанкционированный допуск к рабочему месту.»;

приложение изложить в редакции согласно приложению 1 к Перечню нормативных правовых актов Республики Казахстан по вопросам совершенствования страховой деятельности, в которые вносятся изменения и дополнения (далее – Перечень).  

  1. Внести в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 30 мая 2016 года № 140 «Об утверждении Правил расчета и применения коэффициента по системе «бонус-малус» для расчета страховой премии по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 13928) следующее изменение:

Правила расчета и применения коэффициента по системе «бонус-малус» для расчета страховой премии по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств, утвержденные указанным постановлением, изложить в редакции согласно приложению 2 к Перечню.

  1. Внести в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 8 августа 2016 года № 171 «Об утверждении Правил хранения документов, подлежащих обязательному хранению профессиональными участниками страхового рынка, страховыми агентами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, и Перечней документов, подлежащих обязательному хранению, и сроков их хранения профессиональными участниками страхового рынка, страховыми агентами, осуществляющими предпринимательскую деятельность» (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под №14309) следующие изменения:

преамбулу изложить в следующей редакции:

«В соответствии с Законом Республики Казахстан «О страховой деятельности» Правление Национального Банка Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:»;

Правила хранения документов, подлежащих обязательному хранению
профессиональными участниками страхового рынка, страховыми
агентами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, утвержденные указанным постановлением согласно приложению 1, изложить в редакции согласно приложению 3 к Перечню.

  1. Внести в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 27 августа 2018 года № 199 «Об утверждении Правил инвестирования активов и Перечня финансовых инструментов, разрешенных к приобретению за счет собственных активов акционерного общества «Фонд гарантирования страховых выплат», средств резервов гарантирования страховых выплат и средств резерва возмещения вреда, и Правил взимания комиссионного вознаграждения акционерным обществом «Фонд гарантирования страховых выплат» (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под №17396) следующие изменения:

в Правилах инвестирования собственных активов акционерного общества «Фонд гарантирования страховых выплат», средств резервов гарантирования страховых выплат и средств резерва возмещения вреда, утвержденных указанным постановлением:

пункт 7 изложить в следующей редакции:

«7. Решение по выбору управляющего инвестиционным портфелем принимается Советом директоров Фонда.

Управляющий инвестиционным портфелем выбирается из числа организаций, не аффилированных с членами Совета директоров Фонда и со страховыми (перестраховочными) организациями-участниками, представителями которых являются члены Совета директоров Фонда.»;

в Перечне финансовых инструментов, разрешенных к приобретению за счет собственных активов акционерного общества «Фонд гарантирования страховых выплат», средств резервов гарантирования страховых выплат и средств резерва возмещения вреда, утвержденных указанным постановлением:

пункты 2, 3 и 4 изложить в следующей редакции:

«2. Фонд осуществляет размещение собственных активов Фонда, средств резервов в следующие финансовые инструменты:

1) вклады, текущие счета в Национальном Банке Республики Казахстан;

2) вклады, текущие счета в банках второго уровня Республики Казахстан, соответствующих одному из следующих требований:

имеют долгосрочный кредитный рейтинг не ниже «ВВ-» по международной шкале агентства Standard & Poor's (Стандард энд Пурс) или рейтинг аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств, или рейтинговую оценку не ниже «kzA-» по национальной шкале Standard & Poor's (Стандард энд Пурс), или рейтинг аналогичного уровня по национальной шкале одного из других рейтинговых агентств;

являются дочерними банками-резидентами Республики Казахстан, родительские банки-нерезиденты Республики Казахстан, которых имеют долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте не ниже «А-» по международной шкале агентства Standard & Poor's (Стандард энд Пурс) или рейтинг аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств;

3) долговые ценные бумаги юридических лиц Республики Казахстан, выпущенные в соответствии с законодательством Республики Казахстан и других государств, имеющие (эмитент которых имеет) рейтинговую оценку не ниже «ВВ-» по международной шкале агентства Standard & Poor's (Стандард энд Пурс), или рейтинг аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств, или рейтинг не ниже «kzA-» по национальной шкале Standard & Poor's (Стандард энд Пурс), или рейтинг аналогичного уровня по национальной шкале одного из других рейтинговых агентств;

4) государственные ценные бумаги Республики Казахстан (включая эмитированные в соответствии с законодательством других государств), выпущенные Министерством финансов Республики Казахстан и Национальным Банком Республики Казахстан, долговые ценные бумаги, выпущенные юридическим лицом, осуществляющим выкуп ипотечных займов физических лиц, не связанных с предпринимательской деятельностью, сто процентов акций которого принадлежат Национальному Банку Республики Казахстан, а также долговые ценные бумаги, по которым имеется государственная гарантия Правительства Республики Казахстан,  долговые ценные бумаги Банка Развития Казахстана;

5) долговые ценные бумаги, имеющие статус государственных, выпущенные центральными правительствами иностранных государств, имеющих суверенный рейтинг не ниже «A-» по международной шкале агентства Standard & Poor's (Стандард энд Пурс) или рейтинг аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств;

6) долговые ценные бумаги, выпущенные местными исполнительными органами Республики Казахстан, включенные в официальный список фондовой биржи, осуществляющей деятельность на территории Республики Казахстан;

7) негосударственные долговые ценные бумаги, выпущенные международными финансовыми организациями, имеющими рейтинговую оценку не ниже «AA-» агентства Standard & Poor's (Стандард энд Пурс) или рейтинг аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств, а также долговые ценные бумаги, выпущенные Евразийским Банком Развития;

8) аффинированные драгоценные металлы и металлические счета.

  1. Суммарное размещение собственных активов Фонда в финансовые инструменты (с учетом операций «обратное репо»), указанные в подпунктах 1), 2), 4) и 6) пункта 2 Перечня, составляет не менее пятидесяти процентов от инвестиционного портфеля, сформированных за счет собственных активов Фонда.

Суммарное размещение средств резервов в финансовые инструменты (с учетом операций «обратное репо»), указанные в подпунктах 1), 2), 4) и 6) пункта 2 Перечня, составляет не менее 80 (восьмидесяти) процентов от средств резервов.

  1. Суммарное размещение собственных активов Фонда в финансовые инструменты (по балансовой стоимости) не превышает следующие значения:

1) во вклады, деньги и ценные бумаги (с учетом операций «обратное репо») в одном банке второго уровня (за исключением банка-агента, осуществляющего отдельные виды банковских операций, оказывающего услуги по осуществлению гарантийных выплат кредиторам на основе агентского соглашения с Фондом) и его аффилированных лицах - не более 20 (двадцати процентов) от инвестиционного портфеля, сформированных за счет собственных активов Фонда, но не более 25 (двадцати пяти) процентов от размера собственного капитала данного банка;

2) в долговые ценные бумаги юридических лиц Республики Казахстан (за исключением банков второго уровня Республики Казахстан) и аффилированных лицах данного юридического лица - не более 20 (двадцати) процентов от инвестиционного портфеля, сформированных за счет собственных активов Фонда, но не более 25 (двадцати пяти) процентов от размера собственного капитала данного эмитента;

3) в ценные бумаги (с учетом операций «обратное репо»), имеющие статус государственных, выпущенные центральными правительствами иностранных государств, - не более 30 (тридцати) процентов от инвестиционного портфеля, сформированных за счет собственных активов Фонда;

4) сделки «обратное репо», совершаемые с участием собственных активов Фонда - не более 20 (двадцати) процентов от инвестиционного портфеля, сформированных за счет собственных активов Фонда;

5) в долговые ценные бумаги не превышает 25 (двадцати пяти) процентов от общего объема долговых ценных бумаг одного выпуска;

6) в негосударственные долговые ценные бумаги, выпущенные международными финансовыми организациями – не более 10 (десяти) процентов от инвестиционного портфеля, сформированных за счет собственных активов Фонда, но не более 25 (двадцати пяти) процентов от размера собственного капитала данного эмитента;

7) в аффинированные драгоценные металлы и металлические счета – не более 10 (десяти) процентов от инвестиционного портфеля, сформированных за счет собственных активов Фонда.

Требования по суммарному размещению собственных активов Фонда, установленные настоящим пунктом, не распространяются на ценные бумаги, указанные в подпункте 4) пункта 2 Перечня.»;

подпункт 3) пункта 5 изложить в следующей редакции:

«3) в ценные бумаги (с учетом операций «обратное репо»), имеющие статус государственных, выпущенные центральными правительствами иностранных государств – не более 20 (двадцати) процентов от средств резервов;».

  1. Внести в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 29 октября 2018 года № 259 «Об утверждении Правил размещения информации на интернет-ресурсе страховой организации, страхового брокера, филиала страховой (перестраховочной) организации-нерезидента Республики Казахстан, филиала страхового брокера-нерезидента Республики Казахстан, организации, гарантирующей осуществление страховых выплат страхователям (застрахованным, выгодоприобретателям) в случае ликвидации страховых организаций, принудительного прекращения деятельности филиалов страховых (перестраховочных) организаций-нерезидентов Республики Казахстан, страхового омбудсмана, организации по формированию и ведению базы данных» (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 17825) следующие изменение и дополнения:

в Правилах размещения информации на интернет-ресурсе страховой организации, страхового брокера, филиала страховой (перестраховочной) организации-нерезидента Республики Казахстан, филиала страхового брокера-нерезидента Республики Казахстан, организации, гарантирующей осуществление страховых выплат страхователям (застрахованным, выгодоприобретателям) в случае ликвидации страховых организаций, принудительного прекращения деятельности филиалов страховых (перестраховочных) организаций-нерезидентов Республики Казахстан, страхового омбудсмана, организации по формированию и ведению базы данных, утвержденных указанным постановлением (далее – Правила):

подпункт 5) пункт 3 изложить в следующей редакции:

«5) доступ к информации путем последовательного перехода по гиперссылкам (с указанием на информацию, к которой она ведет), начиная с главной страницы интернет-ресурса.

Доступ к информации обеспечивается путем перехода не более двух кликов с главной страницы интернет-ресурса.»;

дополнить пунктом 3-1 следующего содержания:

«3-1. При размещении информации необходимо обеспечить отображение даты и времени её публикации, а также даты и времени последнего обновления.»;

 дополнить пунктом 4-1 следующего содержания:

«4-1. Интернет-ресурсы разрабатываются с использованием адаптивного веб-дизайна, который обеспечивает доступность информации как на стационарных компьютерах, так и на мобильных устройствах.»;

приложение изложить в редакции согласно приложению 4 к Перечню.

  1. Внести в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 29 октября 2018 года № 269 «Об установлении Требований к содержанию и порядку оформления страховых полисов» (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под
    № 17806) следующие изменения:

преамбулу изложить в следующей редакции:

«В соответствии с законами Республики Казахстан «О страховой деятельности», «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности частных нотариусов», «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности аудиторских организаций», «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности перевозчика перед пассажирами», «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств», «Об обязательном страховании туриста», «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев объектов, деятельность которых связана с опасностью причинения вреда третьим лицам», «Об обязательном экологическом страховании» Правление Национального Банка Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:»; 

 в Требованиях к содержанию и порядку оформления страховых полисов, утвержденных указанным постановлением:

пункт 1 изложить в следующей редакции:

« 1. Настоящие Требования к содержанию и порядку оформления страхового полиса (далее – Требования) разработаны в соответствии с законами Республики Казахстан «О страховой деятельности», «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности частных нотариусов», «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности аудиторских организаций», «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности перевозчика перед пассажирами», «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств», «Об обязательном страховании туриста» (далее – Закон об обязательном страховании туриста), «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев объектов, деятельность которых связана с опасностью причинения вреда третьим лицам», «Об обязательном экологическом страховании» и устанавливают требования к содержанию и порядку оформления страховых полисов.

Для целей Требований используется следующее понятие:

страховщик – страховая организация, филиал страховой организации-нерезидента Республики Казахстан.»;

пункт 5 изложить в следующей редакции:

«5. Страховой полис по обязательному страхованию туриста помимо сведений, указанных в пункте 2 Требований, содержит наименование, место нахождения, интернет-ресурс, номер телефона и факса, адрес электронной почты ассистанс компании страховщика, фамилию, имя, отчество (при его наличии), дату рождения, место жительства застрахованного, информацию о программе обязательного страхования страны пребывания туриста, отметку об ознакомлении страхователя (застрахованного) условиями выбранной страхователем (застрахованным) программы страхования.»;

пункт 9 изложить в следующей редакции:

«9. Текст страхового полиса излагается на казахском и русском языках, страхового полиса по обязательному страхованию туриста, страхового сертификата - на казахском, русском и английском языках.

Текст страхового полиса, сертификата печатается шрифтом «Times New Rоmаn» размером не менее девяти, с обычным межбуквенным, одинарным межстрочным интервалами и применением абзацных отступов.

Страховой полис, сформированный в электронном виде, должен быть доступен для страхователя (застрахованного, выгодоприобретателя) в удобной для скачивания и сохранения форме.

Текст страхового полиса, страхового сертификата подлежат толкованию в соответствии с буквальным значением их словесного выражения. В случае использования в тексте специальной страховой терминологии дается полное и однозначное ее трактование.».

  1. Внести в постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 12 февраля 2021 года № 24 «Об утверждении Правил и условий выдачи разрешения на создание страховой (перестраховочной) организации, а также требований к содержанию документов, Правил выдачи разрешения на открытие филиала страховой (перестраховочной) организации-нерезидента Республики Казахстан, филиала страхового брокера-нерезидента Республики Казахстан, а также требований к содержанию бизнес-плана, Правил лицензирования страховой (перестраховочной) деятельности и деятельности страхового брокера, а также требований к содержанию документов, Правил добровольного возврата лицензии на право осуществления страховой (перестраховочной) деятельности» (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 22217) следующие изменения:

в Правилах лицензирования страховой (перестраховочной) деятельности и деятельности страхового брокера, а также требованиях к содержанию документов, утвержденных указанным постановлением:

в приложении 5:

строку, порядковый номер 3, изложить в следующей редакции:
«

3.

Срок оказания государственной услуги

1) при выдаче лицензии:

в течение 30 (тридцати) рабочих дней со дня обращения на портал;

2) при переоформлении лицензии:

 в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня обращения на портал;

 в течение 30 (тридцати) рабочих дней со дня обращения на портал (в случае реорганизации услугополучателя в форме выделения или разделения);

3) при выдаче дубликата лицензии - в течение 2 (двух) рабочих дней со дня обращения на портал.

                                                                                                                            »;

в приложении 6:

строку, порядковый номер 3, изложить в следующей редакции:

«

3.

Срок оказания государственной услуги

1) при выдаче лицензии:

в течение 30 (тридцати) рабочих дней со дня обращения на портал;

2) при переоформлении лицензии:

 в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня обращения на портал;

 в течение 30 (тридцати) рабочих дней со дня обращения на портал (в случае реорганизации услугополучателя в форме выделения или разделения);

3) при выдаче дубликата лицензии - в течение 2 (двух) рабочих дней со дня обращения на портал.

                                                                                                                            »;

в приложении 7:

строку, порядковый номер 3, изложить в следующей редакции:

«

3.

Срок оказания государственной услуги

1) при выдаче лицензии:

в течение 30 (тридцати) рабочих дней со дня обращения на портал;

2) при переоформлении лицензии:

 в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня обращения на портал;

 в течение 30 (тридцати) рабочих дней со дня обращения на портал (в случае реорганизации услугополучателя в форме выделения или разделения);

3) при выдаче дубликата лицензии - в течение 2 (двух) рабочих дней со дня обращения на портал.

                                                                                                                            »;

в приложении 8:

строку, порядковый номер 3, изложить в следующей редакции:

«

3.

Срок оказания государственной услуги

1) при выдаче лицензии:

в течение 30 (тридцати) рабочих дней со дня обращения на портал;

2) при переоформлении лицензии:

 в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня обращения на портал;

 в течение 30 (тридцати) рабочих дней со дня обращения на портал (в случае реорганизации услугополучателя в форме выделения или разделения);

3) при выдаче дубликата лицензии - в течение 2 (двух) рабочих дней со дня обращения на портал.

                                                    »;

в приложении 9:

строку, порядковый номер 9, изложить в следующей редакции:

«

9.

Основания отказа в оказании государственной услуги

1) несоблюдение требований, установленных законодательством Республики Казахстан;
2) несоответствие представленных документов требованиям законодательства Республики Казахстан;
3) несогласование руководящего работника (для вновь создаваемого страхового брокера, открываемого филиала страхового брокера-нерезидента Республики Казахстан);
4) невыполнение требования по формированию активов филиала страхового брокера-нерезидента Республики Казахстан, принимаемых в качестве резерва, в соответствии с пунктом 4 статьи 34 Закона;
5) отсутствие у страхового брокера-нерезидента Республики Казахстан действующей лицензии на осуществление аналогичных по существу видов деятельности, выданной органом финансового надзора государства, резидентом которого является страховой брокер-нерезидент Республики Казахстан;
6) занятие видом деятельности запрещено законами Республики Казахстан для данной категории юридических лиц;
7) не внесен лицензионный сбор;
8) в отношении услугополучателя имеется вступившее в законную силу решение (приговор) суда о приостановлении или запрещении деятельности или отдельных видов деятельности, подлежащих лицензированию;
9) судом на основании представления судебного исполнителя временно запрещено выдавать услугополучателю-должнику лицензию;
10) отсутствие согласия услугополучателя, предоставляемого в соответствии со статьей 8 Закона Республики Казахстан «О персональных данных и их защите», на доступ к персональным данным ограниченного доступа, которые требуются для оказания государственной услуги.

                                                                                                                                      ».

 

Приложение 1 к Перечню

 

Приложение
к Требованиям к деятельности
организации по формированию и
ведению базы данных

 

 

 

Форма

Акт
ввода системы управления базы данных в
     промышленную эксплуатацию

      _______________________________________________________________________________

      (наименование Организации по формированию и ведению базы данных)

 

«____»_____________ 20___ года

              дата

__________________________

место составления



В соответствии с пунктом 5 статьи 79 Закона Республики Казахстан «О страховой деятельности» (далее -Закон о страховой деятельности) создана комиссия в следующем составе:

представители уполномоченного органа (указать должность, фамилию, имя, отчество (при его наличии):

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      ____________________________________________________________________,

которая составила настоящий акт ввода системы управления базы данных в промышленную эксплуатацию Организации по формированию и ведению базы данных

      _____________________________________________________________________

      ____________________________________________________________________.

(наименование)

В работе комиссии участвуют представители Организации по формированию и ведению базы данных (указать должность, фамилию, имя, отчество (при его наличии)):

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

Сведения относительно заключенных договоров о предоставлении информации с поставщиками информации, указанными в пункте 3 статьи 80 Закона о страховой деятельности:

Наименование поставщика информации

Номер договора и дата заключения

Результат тестирования

Пояснения к результату тестирования

1

Страховщики

     

1.1

       

       

2

Уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственный контроль за субъектами базы данных

     

2.1

       

       

3

Иные лица

     

3.1

       

       

4

Всего (количество)

   

 

Организация информационного процесса по формированию и выдаче

страховых отчетов:

Описание системы управления базы данных:

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

Результаты тестирования информационного процесса с поставщиками информации, заключившими договор о представлении информации:

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

Краткое содержание пояснений представителей Организации по формированию и ведению базы данных:

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

Комиссия проверила технические и иные документы, договоры о предоставлении информации с поставщиками информации, указанными в пункте 3 статьи 80 Закона о страховой деятельности, Организации по формированию и ведению базы данных __________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      ____________________________________________________________________,

      (наименование)

обследовала его системы управления базы данных и иных объектов, предназначенных для организации информационного процесса по формированию и выдаче страховых отчетов и установила, что данная Организация по формированию и ведению базы данных

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

готова (не готова) к вводу системы управления базы данных в промышленную эксплуатацию.

Организацией по формированию и ведению базы данных предъявлены следующие документы, касающиеся организации информационного процесса по формированию и выдаче страховых отчетов, системы управления базы данных и тестирования информационного процесса, которые приложены к акту комиссии:

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      ____________________________________________________________________

Акт составлен в двух экземплярах и по одному экземпляру передан:

уполномоченному органу;

Организации по формированию и ведению базы данных.

Члены комиссии (фамилия, имя, отчество (при его наличии),

подпись и дата подписания):

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      ____________________________________________________________________

Представители Организации по формированию и ведению базы данных

(фамилия, имя, отчество (при его наличии), подпись и дата подписания):

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      ____________________________________________________________________

            Руководитель Организации по формированию и ведению базы данных

            (фамилия, имя, отчество (при его наличии), подпись и дата подписания):

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2 к Перечню

 

Утверждены
постановлением Правления
Национального Банка
Республики Казахстан
от 30 мая 2016 года № 140

 

 

 

 

 

Правила расчета и применения коэффициента по системе «бонус-малус» для расчета страховой премии по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств

 

 

  1. Настоящие Правила расчета и применения коэффициента по системе «бонус-малус» для расчета страховой премии по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 18-2) статьи 43 Закона Республики Казахстан «О страховой деятельности» (далее – Закон) и пунктом 10 статьи 19 Закона Республики Казахстан «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств) и определяют порядок расчета и применения коэффициента по системе «бонус-малус» для расчета страховой премии по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (далее – обязательное страхование ответственности владельцев транспортных средств).

Понятия и термины, используемые в Правилах, применяются в значениях, указанных в Законе и Законе об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств.

Для целей установления коэффициентов по системе «бонус-малус» (далее – коэффициент), физическим лицом-резидентом Республики Казахстан признается лицо, гражданство и (или) личность которого при заключении договора обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств (далее – договор обязательного страхования) подтверждается и (или) удостоверяется следующими документами:

1) удостоверение личности гражданина Республики Казахстан;

2) паспорт гражданина Республики Казахстан;

3) свидетельство о рождении в Республике Казахстан;

4) вид на жительство иностранца в Республике Казахстан;

5) удостоверение лица без гражданства.

  1. Коэффициенты устанавливаются и соответствующие классы присваиваются страхователю (застрахованному) при заключении договора обязательного страхования (далее – класс) в соответствии с приложением к Правилам.

Основанием для применения страховщиком коэффициентов является информация о страховом случае (страховых случаях), либо отсутствие информации о страховом случае (страховых случаях), произошедшем (произошедших) по вине страхователя (застрахованного), а также иная информация, предусмотренная Правилами, полученная страховщиком из единой базы данных по страхованию (далее – база данных) и (или) государственных баз данных.

Полученные из государственных баз данных сведения, необходимые для расчета и присвоения коэффициентов по системе «бонус-малус», страховщик передает в базу данных.

Страховщик несет ответственность за достоверность информации, передаваемой в базу данных.

  1. При присвоении страхового класса страхователю (застрахованному) учету подлежит (подлежат) страховой случай (страховые случаи), произошедший (произошедшие) по его вине, а также дни, в течение которых гражданско-правовая ответственность страхователя (застрахованного) по договору обязательного страхования была застрахована, со дня предыдущего изменения класса, вне зависимости от количества заключенных договоров обязательного страхования, и иная информация, предусмотренная Правилами.

Наступление страхового случая (страховых случаев), произошедшего (произошедших) по вине страхователя (застрахованного) и по которому (которым) осуществлена страховая выплата, влечет снижение класса страхователя (застрахованного) согласно приложению к Правилам, с учетом требований, установленных пунктами 7, 10, 11, 12, 13 и 14 Правил. При этом самым минимальным классом является класс M2.

Изменение класса на более высокий класс осуществляется при одновременном выполнении следующих условий:

отсутствие в организации, осуществляющей формирование и ведение базы данных, информации о страховом случае (страховых случаях), произошедшем (произошедших) по вине страхователя (застрахованного) и учтенном (учтенных) в базе данных с момента последнего изменения класса;

наличие информации в базе данных о не менее двухсот семидесяти календарных днях со дня последнего изменения класса, в течение которых гражданско-правовая ответственность страхователя (застрахованного) по договору обязательного страхования была застрахована, вне зависимости от количества заключенных договоров обязательного страхования, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 5 Правил, при которых требуется наличие информации о непрерывном страховании гражданско-правовой ответственности страхователя (застрахованного) сроком не менее двухсот семидесяти календарных дней.

Для лиц, лишенных права управления транспортными средствами, классы не повышаются в течение срока лишения этого права. В случае лишения права управления транспортным средством для изменения класса на более высокий класс учитываются дни со дня последнего изменения класса, в течение которых гражданско-правовая ответственность страхователя (застрахованного) по договору обязательного страхования была застрахована, вне зависимости от количества заключенных договоров обязательного страхования до дня лишения права на управление транспортными средствами.

Информация, указанная в части четвертой настоящего пункта и в пунктах 7, 8, 9, 12, 13, 14 Правил, применяется при расчете коэффициентов бонус-малус при наличии доступа единой базы данных по страхованию к данной информации, либо возможности её получения посредством интеграции с государственными базами данных по состоянию на текущую дату, в случае отсутствия информации на дату предшествующую дате расчета.

При этом указанная информация не учитывается в расчет в случае отсутствия интеграции с государственными базами данных.

  1. При заключении договора обязательного страхования впервые страхователю (застрахованному) присваивается класс 3 с применением повышающего коэффициента двадцать процентов за исключением случаев, предусмотренных пунктами 5 и 6 Правил.

Договор обязательного страхования считается заключенным впервые в случае, если в базе данных отсутствует информация о наличии ранее непрерывно застрахованной по договору обязательного страхования гражданско-правовой ответственности страхователя (застрахованного) на срок не менее двухсот семидесяти календарных дней.

  1. При заключении договора обязательного страхования впервые с владельцем мототранспортного средства страхователю (застрахованному) присваивается класс 3, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6 Правил.

Договор обязательного страхования считается заключенным впервые в случае, если в базе данных отсутствует информация о наличии ранее непрерывно застрахованной по договору обязательного страхования гражданско-правовой ответственности страхователя (застрахованного) на срок не менее двухсот семидесяти календарных дней.

  1. При заключении договора обязательного страхования с владельцами транспортных средств, временно въехавших (ввезенных) на территорию Республики Казахстан, присваивается класс 13.
  2. Наступление страхового случая, произошедшего по вине страхователя (застрахованного) и повлекшего гибель и по которому осуществлена страховая выплата, влечет снижение класса страхователя (застрахованного) на самый минимальный класс – М2, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 6, 8 и 9 Правил.
  3. При заключении договора обязательного страхования с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем и крестьянским хозяйством, за исключением лиц, предусмотренных пунктами 6 и 9 Правил, присваивается класс 3.
  4. При заключении договора обязательного страхования с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем и крестьянским хозяйством, общий классификатор видов экономической деятельности которых соответствует услугам по предоставлению аренды легковых автомобилей и легких автотранспортных средств, лизингу легковых автомобилей и легких автотранспортных средств, перевозке автобусами, а также осуществлению деятельности такси, присваивается класс 3 с применением повышающего коэффициента восьмидесяти процентов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 6 Правил.
  5. При урегулировании страхового случая, произошедшего по вине страхователя (застрахованного), посредством упрощенного порядка урегулирования страхового случая в соответствии со статьей 22-2 Закона об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств, страхователю (застрахованному) присваивается класс на 1 класс больше класса, предусмотренного приложением к Правилам.

Положение части первой настоящего пункта не применяется в случаях: 

наступления двух или более страховых случаев, произошедших по вине страхователя (застрахованного); 

если действующий на момент присвоения класс страхователя (застрахованного) является М1 или М2; 

применения положений пункта 14 Правил. 

  1. При наступлении страхового случая, произошедшего по вине страхователя (застрахованного), по которому была осуществлена страховая выплата по имуществу потерпевшего (потерпевших) на сумму, не превышающую двухсот месячных расчетных показателей, страхователю (застрахованному) присваивается класс на 1 класс больше класса, предусмотренного приложением к настоящим Правилам.

Положение части первой настоящего пункта не применяется в случаях: 

наступления двух или более страховых случаев, произошедших по вине страхователя (застрахованного); 

если действующий на момент присвоения класс страхователя (застрахованного) является М1 или М2; 

если страховой случай, произошедший по вине страхователя (застрахованного), повлек гибель;

применения упрощенного порядка урегулирования страхового случая в соответствии со статьей 22-2 Закона об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств; 

применения положений пункта 14 Правил.

  1. При наступлении вне территории регистрации транспортного средства страхового случая, произошедшего по вине страхователя (застрахованного), по которому осуществлена страховая выплата, страхователю (застрахованному) присваивается класс на 1 класс меньше класса, предусмотренного приложением к Правилам.

Положение части первой настоящего пункта не применяется в случаях:

если на момент заключения договора обязательного страхования, размер коэффициента по территории регистрации транспортного средства,  с учетом поправочного коэффициента, соответствующего территории регистрации транспортного средства, больше размера коэффициента по территории наступления страхового случая транспортного средства с учетом поправочного коэффициента, соответствующего территории наступления страхового случая;

наступления двух или более страховых случаев, произошедших по вине страхователя (застрахованного), по договору обязательного страхования.

Для целей настоящего пункта коэффициент по территории регистрации транспортного средства применяется в значениях, предусмотренных пунктом 3 статьи 19 Закона об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств, поправочный коэффициент применяется в значениях, утвержденных уполномоченным органом в соответствии с пунктом 3-1 статьи 19  Закона об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств.

  1. При наступлении страхового (страховых) случая (случаев), произошедшего (произошедших) по вине страхователя (застрахованного) и по которым осуществлена страховая выплата и одновременном наличии у страхователя (застрахованного) в совокупности три и более нарушений следующих правил дорожного движения, по которому Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее – Кодекс) предусмотрена ответственность, страхователю (застрахованному) присваивается класс на 1 класс меньше класса, предусмотренного приложением к Правилам:

1) превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину от сорока до шестидесяти километров в час, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 592 Кодекса;

2) превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину от шестидесяти и более километров в час, ответственность за которое предусмотрена частью 3-1 статьи 592 Кодекса;

3) превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину от двадцати до сорока километров в час или от сорока до шестидесяти километров в час, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 592 Кодекса;

4) превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину от шестидесяти и более километров в час, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 592 Кодекса;

5) выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, в случаях, если это запрещено правилами дорожного движения, в том числе сопряженный с разворотом или поворотом, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 596 Кодекса;

6) проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 607 Кодекса, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 599 Кодекса;

      7) проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика, за исключением случаев, предусмотренных частью первой статьи 607 Кодекса, совершенный повторно в течение года после наложения административного взыскания, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 599 Кодекса;

8) невыполнение требований правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам или иным участникам дорожного движения, за исключением водителей транспортных средств, пользующихся преимуществом в движении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 600 Кодекса;

9) невыполнение требований правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам или иным участникам дорожного движения, за исключением водителей транспортных средств, пользующихся преимуществом в движении, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 600 Кодекса;

10) нарушение участником дорожного движения правил дорожного движения, повлекшее создание аварийной обстановки, то есть вынудившее других участников движения резко изменить скорость, направление движения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 606 Кодекса;

11) нарушение участником дорожного движения правил дорожного движения, повлекшее создание аварийной обстановки, то есть вынудившее других участников движения резко изменить скорость, направление движения, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 606 Кодекса;

12) управление транспортными средствами, не отвечающими требованиям технических регламентов, национальных стандартов, а также при наличии неисправностей или условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, за исключением случаев, указанных в части шестой статьи 590 Кодекса, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 590 Кодекса;

13) управление транспортными средствами, имеющими неисправности тормозной системы, рулевого управления, тягово-сцепного устройства, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 590 Кодекса.

Для применения положений настоящего пункта учитываются постановления по делу об административном правонарушении и (или) предписания о необходимости уплаты штрафа, вступившие в законную силу со дня предыдущего изменения класса, вне зависимости от количества заключенных договоров обязательного страхования.

Положение настоящего пункта не применяется при наступлении двух или более страховых случаев, произошедших по вине страхователя (застрахованного).

  1. При наступлении страхового (страховых) случая (случаев), произошедшего (произошедших) по вине страхователя (застрахованного), и одновременном наличии у страхователя (застрахованного) нарушения одной из следующих правил дорожного движения, по которому Кодексом или Уголовным кодексом Республики Казахстан (далее – Уголовный кодекс) предусмотрена ответственность, страхователю (застрахованному) присваивается самый минимальный класс – М2:

       1) управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения, а равно передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 608 Кодекса;

       2) управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения, а равно передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения, повлекшее причинение потерпевшему вреда здоровью, не имеющие признаков уголовно наказуемого деяния, или повреждение транспортных средств, грузов, дорожных и иных сооружений либо иного имущества, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 608 Кодекса;

       3) управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения, а равно передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения, совершенное повторно в течение года после истечения срока административного взыскания, ответственность за которое предусмотрена частью 3-1 статьи 608 Кодекса;

       4) управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения, а равно передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения, повлекшее причинение потерпевшему вреда здоровью, не имеющие признаков уголовно наказуемого деяния, или повреждение транспортных средств, грузов, дорожных и иных сооружений либо иного имущества, совершенные повторно в течение года после истечения срока административного взыскания, ответственность за которое предусмотрена частью 3-2 статьи 608 Кодекса;

       5) нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицами, управляющими транспортными средствами в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения, ответственность за которое предусмотрена статьей 345-1 Уголовного кодекса.

      Для применения положений настоящего пункта учитываются постановления по делу об административном правонарушении и (или) предписания о необходимости уплаты штрафа и (или) приговоры суда, вступившие в законную силу со дня предыдущего изменения класса, вне зависимости от количества заключенных договоров обязательного страхования.

  1. При наступлении страхового случая, произошедшего по вине страхователя (застрахованного), который соответствует нескольким условиям, определенным пунктами 10, 11, 12 и 13 Правил, положения данных пунктов применяются одновременно, с учетом исключений, предусмотренных пунктами 10, 11 и 12 Правил.
  2. Для страхователей (застрахованных) физических лиц, находящихся в 13-классе непрерывно более 5 лет, страховщик применяет коэффициент, который определяется на основе собственной оценки рисков и (или) данных, содержащихся в базе данных. При этом применяемый коэффициент не может превышать значения, установленного приложением к Правилам для 13-класса, и не может быть равен нулю.

      Собственная оценка рисков страховщика для страхователей (застрахованных) физических лиц, находящихся в 13-классе непрерывно более 5 лет, основывается на параметрах, которые влияют на вероятность наступления страхового случая, и утверждается советом директоров страховщика.

      В случае если коэффициент, примененный для страхователей (застрахованных) физических лиц, находящихся в 13-классе непрерывно более 5 лет, не равен значению коэффициента, установленного приложением к Правилам для 13-класса, примененный коэффициент вводится страховщиком в базу данных по каждому страхователю (застрахованному) в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение к Правилам расчета и применения

коэффициента по системе «бонус-малус»

для расчета страховой премии

по обязательному страхованию

гражданско-правовой ответственности

владельцев транспортных средств

 

 

Коэффициент по системе «бонус-малус» с присвоением соответствующего класса при заключении договора обязательного страхования:

 

 

Класс

Размер коэффициента

Класс при заключении договора обязательного страхования с учетом наступления страховых случаев по вине страхователя (застрахованного)

0 страховой случай

1 страховой случай

2 страховых случая

3 страховых случая

4 и более страховых случая

1

2

3

4

5

6

7

Класс М2

3,50

М1

M2

M2

M2

M2

Класс М1

3,00

М

M2

M2

M2

M2

Класс М

2,45

0

M2

M2

M2

M2

Класс 0

2,30

1

M2

M2

M2

M2

Класс 1

1,55

2

М

М1

М2

M2

Класс 2

1,40

3

1

М

М1

M2

Класс 3

1,00

4

1

М

М1

M2

Класс 4

0,95

5

2

0

М1

M2

Класс 5

0,90

6

3

0

М

M2

Класс 6

0,85

7

4

1

М

M2

Класс 7

0,80

8

4

1

М

M2

Класс 8

0,75

9

5

2

М

M2

Класс 9

0,70

10

5

2

0

M2

Класс 10

0,65

11

6

3

0

M2

Класс 11

0,60

12

6

3

0

M2

Класс 12

0,55

13

6

3

0

M2

Класс 13

0,50

13

7

3

0

M2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3 к Перечню

 

Приложение 1

к постановлению Правления

Национального Банка

Республики Казахстан

от 8 августа 2016 года № 171

 

 

Правила хранения документов, подлежащих обязательному хранению профессиональными участниками страхового рынка, страховыми агентами, осуществляющими предпринимательскую деятельность

 

  1. Настоящие Правила хранения документов, подлежащих обязательному хранению профессиональными участниками страхового рынка, страховыми агентами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, разработаны в соответствии с законами Республики Казахстан «О Национальном архивном фондеи архивах», «О страховой деятельности», «О бухгалтерском учетеи финансовой отчетности» и определяют порядок хранения документов, подлежащих обязательному хранению профессиональными участниками страхового рынка, страховыми агентами, осуществляющими предпринимательскую деятельность (далее – организации).
  2. Требования к организации хранения и передачи документов ликвидируемой страховой (перестраховочной) организации, прекращающего деятельность филиала страховой (перестраховочной) организации-нерезидента Республики Казахстан в архив определены постановлением Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 25 марта 2006 года № 77 «Об утверждении Правил ликвидации и требования к работе ликвидационной комиссии принудительно ликвидируемой страховой (перестраховочной) организации», зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 4257.
  3. Организации, не имеющие правопреемников, при их ликвидации принимают меры по сохранности документов, имеющих значение для истории и культуры Республики Казахстан, социально-правовой защиты граждан, и совместно с уполномоченным государственным органомпо управлению архивами и документацией определяют порядок их дальнейшего хранения.
  4. Сведения о сдаче дел и документов организации на временное и (или) постоянное хранение в уполномоченный государственный орган по управлению архивами и документацией указываются в отчете о ликвидации.

 

 

 

Приложение 4 к Перечню

Приложение к Правилам размещения информации на интернет-ресурсе страховой организации, страхового брокера, филиала страховой (перестраховочной) организации-нерезидента Республики Казахстан, филиала страхового брокера-нерезидента Республики Казахстан, организации, гарантирующей осуществление страховых выплат страхователям (застрахованным, выгодоприобретателям) в случае ликвидации страховых организаций, принудительного прекращения деятельности филиалов страховых (перестраховочных) организаций-нерезидентов Республики Казахстан, страхового омбудсмана, организации по формированию и ведению базы данных

 

Перечень информации, размещаемой участниками страхового рынка на интернет-ресурсе

 

 

Проект Постановления Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка «О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования страховой деятельности»
Дата публикации
24 сентября 2025