Земельные ресурсы – это потенциал национального достояния, главный фактор экономического богатства страны и благополучия людей.
От того, в каком состоянии находится земля, насколько эффективно будут использоваться богатые ресурсы ее недр, какое значение придается охране земель, в определенной степени зависит экономическое и политическое положение страны.
В соответствии со ст. 43 Земельного кодекса РК, предоставление права на земельный участок из земель, находящихся в государственной собственности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 44-1 и 44-2 Земельного Кодекса, а также земель, выставляемых на торги (аукционы) согласно ст. 48 Земельного Кодекса, производится в следующем порядке:
1) принятие к рассмотрению заявления (заявки) о предоставлении соответствующего права на земельный участок;
2) определение возможности использования испрашиваемого земельного участка по заявленному целевому назначению в соответствии с территориальным зонированием;
3) предварительный выбор земельного участка при испрашивании земельного участка для строительства объектов, за исключением строительства объектов в черте населенного пункта;
4) подготовка заключения земельной комиссией;
5) разработка и утверждение землеустроительного проекта;
6) принятие решения местным исполнительным органом области, города областного значения, района и акимом поселка, села, сельского округа о предоставлении права на земельный участок;
7) заключение договора купли-продажи или возмездного землепользования;
8) установление границ земельного участка на местности;
9) изготовление и выдача идентификационного документа на земельный участок, за исключением земельного участка, предназначенного для строительства объектов в черте поселка, села.
Физические и юридические лица, заинтересованные в предоставлении им прав собственности и (или) землепользования на земельные участки, подают заявление в местный исполнительный орган, района, акиму поселка, села, сельского округа по месту нахождения земельного участка, которые выдают заявителю документ, подтверждающий подачу заявления.
В заявлении должны быть указаны: цель использования земельного участка; его предполагаемые размеры; местоположение; испрашиваемое право пользования; наличие (отсутствие) другого земельного участка (по земельным участкам, указанным в пункте 2 статьи 50 Земельного Кодекса).
Не допускается пользование земельным участком до установления его границ в натуре (на местности) и выдачи правоустанавливающих документов, если иное не предусмотрено в решении местного исполнительного органа области, города областного значения (на территории, переданной в его административное подчинение), района и акима поселка, села, сельского округа о предоставлении земельного участка.
Несоблюдение данной нормы квалифицируется как самовольное занятие земельного участка и предусматривает административную ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях.
Только после того, как вы зарегистрировали право собственности или право аренды на земельный участок, ваше право вступает в законную силу.
Резюмируя изложенное, физическим и юридическим лицам необходимо придерживаться норм действующего законодательства при приобретении и использовании земельных участков.