Меню
Страницы
Об управлении
Контакты
Деятельность
Документы
Пресс-центр
Онлайн приемная
gov@nitec.kz

ИТОГОВАЯ СПРАВКА по внешнему анализу коррупционных рисков в деятельности Управления природных ресурсов и регулирования природопользования по Акмолинской области г. Кокшетау 4 июня 2021 года

I. ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ

На основании совместного приказа Департамента Агентства РК по противодействию коррупции (Антикоррупционной службы) по Акмолинской области (далее — Департамент) (№73 от 22.04.2021г.) и Управления природных ресурсов и регулирования природопользования по Акмолинской области (далее — Управление) (№124-П от 23.04.2021г.) «О проведении внешнего анализа коррупционных рисков в деятельности «Управления природных ресурсов и регулирования природопользования по Акмолинской области» проводится внешний анализ коррупционных рисков в деятельности Управления.

Для проведения анализа определен период: с 23.04.2021г. по 04.06.2021г.

Внешний анализ коррупционных рисков осуществлялся по следующим направлениям:

1) выявление коррупционных рисков в нормативных правовых актах, затрагивающих деятельность Департамента;

2) выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности Департамента.

II. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Управление персоналом

В соответствии со штатным расписанием в Управлении предусмотрено 19 единиц, фактический штат составляет 16 единиц. В том числе, 9 сотрудников отраслевых подразделений и 6 руководство и вспомогательные подразделения.

Согласно представленной информации Управления за анализируемый период 2019г. по 1 квартал 2021г. фактов увольнения по отрицательным мотивам нет.

Конфликта интересов в ходе анализа не установлено.

Меры по противодействию коррупции

Статьей 6 Закона Республики Казахстан «О противодействии коррупции», предусмотрен широкий спектр мер противодействия коррупции, которые должны применять в своей деятельности все субъекты противодействия коррупции.

Планирование деятельности по противодействию коррупции является ключевым механизмом системного искоренения причин и условий, создающих возможности для совершения коррупционных правонарушений.

В ходе анализа коррупционных рисков установлено, что в соответствии с п.5, ст.8 Закона РК «О противодействии коррупции» Управлением 2020г. проведен внутренний анализ коррупционных рисков. В целом внутренним анализом рассмотрен ряд вопросов.

Однако, изучение справки по итогам внутреннего анализа показало актуальность вопроса качества анализов.

Основной проблемой результатов внутреннего анализа является:

1.перечисление статистических данных, которое не имеет отношения к коррупционным рискам, а также информация по деятельности отделов Управления;

2.формальный подход при внесении рекомендаций, которые не устраняют и не минимизируют коррупционные риски.

Так, по итогам аналитической справки рабочей группой внесена 1 рекомендация: «обеспечить соблюдение государственными служащими Конституции и законодательства Республики Казахстан».

Данная рекомендация не воспрепятствуют возникновению коррупционных правонарушений в деятельности Управления.

Данные факты свидетельствуют о недостаточной проводимой работе госоргана в сфере противодействия коррупции.

Рекомендация: во втором полугодии 2021 года провести внутренний анализ коррупционных рисков.

Оказание гоударственных услуг

В соответствии с Реестром государственных услуг Управлением оказывается 4 услуги:

1.Выдача разрешений на эмиссии в окружающую среду для объектов II, III и IV категорий;

2.Выдача заключений государственной экологической экспертизы для объектов II, III и IV категорий;

3.Выдача лесорубочного и лесного билета;

4.Выдача разрешения на пользование животным миром.

Наличие скрытых услуг

В рамках анализа коррупционных рисков в деятельности Управления выявлена скрытая услуга.

В соответствии с абзацем 5 пункта 1 статьи 40 Закона «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» охотничьи угодья и рыбохозяйственные водоемы и (или) участки, срок закрепления по которым истек, перезакрепляются без проведения конкурса по заявке лиц, за которыми они ранее были закреплены (при условии соответствия квалификационным требованиям, выполнения договорных обязательств).

При этом, на законодательном уровне полностью отсутствует регламент перезакрепления (не установлены сроки рассмотрения, порядок и др.).

Полагаем, указанный факт свидетельствует о коррупционном риске, т.к. не имеет правовой регламентации реализуемой функции, сотрудники Управления могут применять сложившуюся ситуацию по своему усмотрению.

Рекомендация: предусмотреть регламент проведения процедуры перезакрепления охотничьих угодий и рыбохозяйственных водоемов.

Несовершенство процедуры (отстутствие прозрачности) при назначении руководящего звена (директора, заместители директоров лесных хозяйств)

В ходе анализа изучена процедура назначения на должности директоров заместителей директоров лесных хозяйств, подведомственных Управлению.

Так, для назначения на должность директора, заместителя директора кандидату необходимо соответствовать квалификационным требованиям по образованию, стажу работы, деловым качествам, а также в части знания законодательства Республики Казахстан, (Конституции РК, закона «О противодействии коррупции», Кодекса об административных правонарушениях) необходимого для должного исполнения служебных обязанностей. Однако в ходе изучения документов на назначение, личных дел директоров, заместителей директоров фактически отсутствует этап прохождения тестирования на знание законодательства Республики Казахстан (в том числе антикоррупционного), предусмотрено лишь согласование через акимат области (Распоряжение акима Амолинской области от 31 января 2018 года №12), что не в полной мере обеспечивает прозрачность процедуры назначения на руководящие должности и несет в себе коррупционные риски в части укомплектования не профессиональными, компетентными кадрами.

Рекомендация: при назначении на должности директоров и их заместителей лесных хозяйств необходимо предусмотреть проведение тестирования на знание законодательства Республики Казахстан в электронном формате

Наличие дискреционных норм в нормативных правовых актах)

Анализом изучены Правила предоставления водных объектов в обособленное или совместное пользование на конкурсной основе (далее-Правила) (утверждены Приказом Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 30 июля 2020 года № 178).

Так, пунктом 14 Правил предусмотрено «Организатор конкурса в срок не позднее семи календарных дней до истечения окончательного срока предоставления конкурсных заявок собственной инициативе вносит изменения в сведения, указанные в объявлении конкурса путем оформления протокола».

Указанные формулировки наделяют услугодателя, в лице Управления дискреционными полномочиями при оказании услуг и могут привести к коррупционным рискам в части оказания предпочтения тем или иным услугополучателям в части внесения изменений в конкурсную документацию для конкретного лица.

Рекомендация: направить соответствующее письмо в уполномоченный орган об исключении дискреционных формулировок пункта 14 Правил предоставления водных объектов в обособленное или совместное пользование на конкурсной основе.

Наличие дискреционных полномочий в вопросах привлечения физических и юридических лиц к административной ответственности

Согласно подпункту 2 пункта 2 статье 709 Кодекса об Административных правонарушениях КГУ подведомственных Управлению вправе рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания в области лесного, рыбного и охотничьего хозяйства по 19 статьям (138 (частью второй), 337, 339, 366, 367, 368, 369, 370, 371, 372, 373, 374, 377, 379, 381, 382 (частью первой), 383 (частями первой и второй), 387, 388).

В ходе анализа установлены дискреционные полномочия, которые дают право выбора уполномоченному лицу при привлечении правонарушителя к административной ответственности наложить штраф либо предупреждение.

Так, ст. 381 КоАП РК (Повреждение или уничтожение объектов селекционно-генетического назначения) — влечет предупреждение или штраф на физических лиц в размере десяти, на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации — в размере сорока, на субъектов среднего предпринимательства — в размере семидесяти, на субъектов крупного предпринимательства — в размере трехсот месячных расчетных показателей.

Аналогичные дискреционные полномочия имеются в ст.369, 339, 377, 379, 387, 388 КоАП РК.

Вместе с тем, данный порядок (в каком случае налагать штраф в каком предупреждение) НПА не регламентирован и применяется исключительно по личному убеждению должностного лица.

Учитывая это, полагаем, что данные дискреционные полномочия создают условия, определяющие возможность выбора варианта поведения и/или управленческого решения должностным лицом, которые могут привести к сговору и совершению коррупционных правонарушений.

Рекомендация: управлению инициировать письмо в уполномоченный орган по вопросу устранения дискреционных норм в КоАП (исключение альтернативы «предупреждение» или «штраф») в вышеуказанных статьях.

Наличие прямого контакта при оказании госулуги «Выдача лесорубочного и лесного билета»

В ходе анализа, установлено, что на практике нормы подпунктов 3), 4) пункта 9-1 Стандарта (утвержденного приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 6 мая 2015 года № 18-1/415, далее-Стандарт) не реализуются.

Факт наличия вступившего в законную силу решения суда, на основании которого услугополучателю запрещена деятельность либо он лишен специального права, связанного с получением государственной услуги никак не проверяется.

Согласно пункта 9 Стандарта для оказания государственной услуги при обращении услугополучатель (либо его представитель по доверенности) представляет заявление по форме, согласно приложению к настоящему стандарту государственной услуги.

Подтверждением принятия заявления на бумажном носителе является отметка на его копии о регистрации в канцелярии услугодателя с указанием даты и времени приема заявления.

Сведения о документах, удостоверяющих личность, о регистрации (перерегистрации) юридического лица, о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, услугодатель получает из соответствующих систем через шлюз «электронного правительства».

Так, в ходе пояснений ответственного сотрудника Управления услуга по выдаче лесорубочного и лесного билета осуществляется лесными хозяйствами в бумажном виде (прием документов, выдача результата государственной услуги). Управление осуществляет лишь свод статистических сведений.

Также в ходе анализа установлено, что система шлюз «электронного правительства» не функционирует.

Указанная форма оказания госуслуги может привести к коррупционному риску в части прямого контакта услугополучателя.

Рекомендация: управлению инициировать письмо в уполномоченный орган по вопросу устранения прямого контакта при оказании госуслуги.

Риски при проведении конкурса закрепления рыбохозяйственных водоемов

Специализированной природоохранной прокуратурой Акмолинской области в 2019 году проведена проверка деятельности Управления (на основании обращения директора ТОО «Стаханово-Агро» Шахпутова С.М.) по конкурсу закрепления рыбохозяйственных водоемов и (или) участков местного значения Акмолинской области. По итогам проверки в адрес заместителя акима Карагандинской области внесено представление об устранении нарушений законности, где были отражены нарушения действующего законодательства со стороны должностных лиц Управления. Анализ представления показал, что отдельные выявленные нарушения несут в себе определенные коррупционные риски.

Так, в представлении прокуратуры отмечено, что 12 июля 2018 года директором ТОО «Стаханово-Агро» Шахпутовым С.М. в Управление подано заявление (исх. №22) о выставлении плотины Балыкты, находящейся в Ерейментауском районе на конкурс по ее закреплению.

Проверка доводов заявителя показала, что Управлением директору ТОО «Стаханово-Агро» Шахпутову С.М. ответ на его заявление не дан.

Кроме того, 25 сентября 2018 года Управлением в номере 157 республиканской газеты «Арай ақпарат» опубликовано объявление о проведении конкурса по закреплению рыбохозяйственных водоемов и (или) участков местного значения Акмолинской области, находящихся в резервном фонде.

Плотина Балыкты на конкурс выставлена для осуществления промыслового рыболовства сроком на 10 лет.

10 октября 2018 года по результатам вскрытия конвертов с конкурсными заявками установлено, что на закрепление плотины Балыкты подана лишь заявка крестьянского хозяйства (далее — КХ) «Есимов К.А.» которая конкурсной комиссией допущена к дальнейшему участию в конкурсе.

18 октября 2018 года конкурсной комиссией принято решение признать КХ «Есимов К.А.» победителем конкурса по закреплению плотины Балыкты.

2 ноября 2018 года на основании постановления акимата Акмолинской области №А-11/475 плотина Балыкты закреплена за КХ «Есимов К.А.» для ведения рыбного хозяйства.

7 ноября 2018 года Управление с КХ «Есимов К.А.» заключило договора на ведение рыбного хозяйства и рыболовство на указанной плотине.

Изучение материалов конкурса свидетельствует о том, что конкурсная заявка КХ «Есимов К.А.» победителем по закреплению рыбохозяйственного водоема признана необоснованно.

Подпунктом 2 п.49 Правил проведения конкурса по закреплению охотничьих угодий и рыбохозяйственных водоемов и (или) участков, утвержденных приказом Министра сельского хозяйства от 19 марта 2015 года №18-04/245 предусмотрено, что в зависимости от заявляемого рыбохозяйственного водоема и (или) участка, кроме указанных в п.47 настоящих Правил документов, к заявке дополнительно прилагаются (для других рыбохозяйственных водоемов и (или) участков с целью осуществления промыслового рыболовства) — выписка из Государственного судового реестра Республики Казахстан и (или) судовой книги о зарегистрированных на имя участника добывающего и транспортного флота, в том числе маломерного, выданная не ранее одного месяца, предшествующего дате вскрытия конвертов с конкурсными заявками (копия).

Инспекцией транспортного контроля по Акмолинской области такая выписка КХ «Есимов К.А.» выдана 20 августа 2018 года, то есть ранее одного месяца, предшествующего дате вскрытия конвертов с конкурсными заявками.

В соответствии с п.п.2 п.3 Квалификационных требований, предъявляемых к участникам конкурса по закреплению охотничьих угодий и рыбохозяйственных водоемов и (или) участков, утвержденных приказом Министра сельского хозяйства от 19 марта 2015 года №18-04/245 в зависимости от заявляемого рыбохозяйственного водоема и (или) участка, кроме квалификационных требований, указанных в п.2 настоящих Квалификационных требований, участники Конкурса должны отвечать следующим квалификационным требованиям (для других рыбохозяйственных водоемов и (или) участков с целью осуществления промыслового рыболовства) — наличие на праве собственности основных средств, наличие на праве собственности рыболовного (добывающего) флота и промысловых орудий лова.

Однако, основные средства, отмеченные в конкурсной заявке, в виде колесного трактора марки «Т-40» с государственным номером С539ААЕ (собственник — Жуманьязов Ж.К.), фургона марки «Гскб» с регистрационным номером 0070СS (собственник — Есимов А.К.), автомашины марки «Лада 21214-111-30» с государственным номером С707FBM (собственник — Есимов А.К.) и автомашины марки «УАЗ 452д» с государственным номером 418LSA03 (собственник — Есимов Б.К.) не находятся в собственности у КХ «Есимов К.А.».

При таких обстоятельствах, конкурсной комиссией принято необоснованное решение о признании КХ «Есимов К.А.» победителем конкурса по закреплению плотины Балыкты.

Подобная практика несет в себе коррупционные риски, связанные с оказанием предпочтения определенным водопользователям.

Рекомендация: управлению инициировать письмо в уполномоченный орган о внесении изменений и дополнений в Правила проведения конкурса по закреплению охотничьих угодий и рыбохозяйственных водоемов и (или) участков и квалификационных требований, предъявляемых к участникам конкурса в части размещения извещений о проведении конкурса на веб-портале и Интернет-ресурсе местного исполнительного органа.

Дата публикации
02 ноября 2021
Направления деятельности
Популярные новости
Социальные медиа
Меню подвал
Законодательство
Открытое Правительство
Структура Правительства РК
Сайт Парламента РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Первого Президента РК – Елбасы
Сайт Президента РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Цели устойчивого развития