В системе функций государственного регулирования земельных отношений особая роль принадлежит государственному контролю. Представляя собой неотъемлемую часть охранительных функций государства в регулировании земельных отношений, государственный контроль за использованием и охраной земель выступает гарантом реализации земельно-правовых норм и обеспечения земельного правопорядка. Без системы государственного контроля невозможно выявление земельных правонарушений и принятие мер по их устранению. Во взаимодействии с другими охранительными функциями контроль призван не только выявлять и пресекать факты противоправного поведения, но и устранять причины и условия, порождающие отклоняющееся поведение, а при необходимости привлекать к юридической ответственности виновных субъектов земельных правоотношений.
Так, в соответствии с возложенными полномочиями(Закон Республики Казахстан от 4 мая 2018 года № 151-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования земельных отношений») Управление по контролю за использованием и охраной земель Акмолинской области организует и проводит государственный контроль за законностью принятых решений местных исполнительных органов районов, акимов городов районного значения, поселков, сел, сельских округов в области земельного законодательства Республики Казахстан.
По результатам проведенного анализа установлено, что зачастую, граждане обращаются с вопросами, связанными с выходом из состава участников, выплатой земельных паев и другихотношенийкасающихсяучредителей и органов уполномоченного товарищества.
Согласнотребованиям ст. 23ЗаконаРеспублики Казахстан от 22 апреля 1998 года «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью»,без согласия общего собрания досрочное изъятие имущества, право пользования которым служит вкладом в уставный капитал товарищества, не допускается.
Всякое изменение размера уставного капитала, связанное с принятием в товарищество с ограниченной ответственностью новых участников или выбытием из товарищества кого-либо из прежних участников, влечет соответствующий перерасчет долей участников в уставном капитале на момент принятия или выбытия.
Выдел земельного участка в натуре, право на который передано в качестве вклада в уставный капитал товарищества (в том числе право на условную земельную долю), осуществляется в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан.
Из п.3 ст. 101 Земельного Кодекса РК следует, что граждане, передавшие принадлежащие им права на земельные участки, в том числе права на условные земельные доли в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ или в качестве взноса в производственные кооперативы, при выходе из состава участников (членов) для организации крестьянского или фермерского хозяйства либо сельскохозяйственного производства имеют право по решению общего собрания участников (членов) на выдел (раздел) в натуре доли или пая, включая земельный участок, либо на выплату стоимости доли или пая.
Заявление о выходе из состава участников (членов) и о выделе земельного участка подается в сельскохозяйственную организацию.
Выдел земельного участка в натуре не производится в период проведения сельскохозяйственных полевых работ, за исключением случая, когда такой выдел производится с согласия сельскохозяйственной организации или участников общей собственности (общего землепользования).
В соответствии со ст. 40 Закона Республики Казахстан «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью»Распределение между участниками товарищества с ограниченной ответственностью чистого дохода, полученного товариществом по результатам его деятельности за год, производится в соответствии с решением очередного общего собрания участников товарищества, посвященного утверждению результатов деятельности товарищества за соответствующий год.
Товарищество с ограниченной ответственностью не вправе распределять доход между участниками до полной оплаты всего уставного капитала товарищества.
На основании вышеизложенного, при несогласии с размером или с невыплатами дивидендов законодательно предусмотрено рассмотрение данных вопросов на учредительном собрании и на основании решения собрания, руководитель ТОО обязан в течение одного месяца произвести выплаты дивидендов. При не выполнении требований законодательства исполнительным органом товарищества с ограниченной ответственностью, участники ТОО имеют полное право, обратится в суд.
Таким образом, вопросы регулирования внутренней деятельности товариществ регламентируются учредительными документами, и решение вышеуказанных вопросов (споров) является исключительной компетенцией учредительного собрания ТОО.
При этом, местные исполнительные органы не вправе осуществлять контрольно-надзорные функции и вмешиваться во внутренние взаимоотношения субъектов частного предпринимательства.
Главный специалист-государственный инспектор
Управления по контролю за использованием
и охраной земель Акмолинской области
Кантаев Н.Б.