СПРАВКА
по итогам внутреннего анализа коррупционных рисков
в деятельности Управления физической культуры и спорта Акмолинской области
г. Кокшетау 2022 год
На основании графика проведения анализа коррупционных рисков в управлениях и квазигосударственных организациях Акмолинской области, утвержденного руководителем ГУ «Аппарат акима Акмолинской области» Капышевым А.Е. от 25 марта 2022 года и приказом руководителя ГУ «Управление физической культуры и спорта Акмолинской области» от 01.06.2022 года № 53-Ө.
В период с 01 мая по 21 июня 2022 года, проведен внутренний анализ коррупционных рисков в деятельности Управления физической культуры и спорта Акмолинской области» (далее - Управление).
Анализ проведен в соответствии с пунктом 5, статьи 8 Закона Республики Казахстан «О противодействии коррупции», с приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции от 19 октября 2016 года № 12 «Об утверждении Правил проведения внутреннего анализа коррупционных рисков» по следующим направлениям:
1) выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности подразделения;
2) выявление коррупционных рисков в нормативных правовых актах, затрагивающих деятельность подразделения.
Период деятельности Управления, охваченный анализом с 1 января 2021 года по 31 мая 2022 годы.
Управление осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного постановлением акимата Акмолинской области от 05.07.2016 г. № А-8/337.
ВЫЯВЛЕНИЕ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ В ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ
Управление персоналом
Лучшие мировые и отечественные практики свидетельствуют о том, что профессиональный отбор и прием на работу являются необходимыми составляющими эффективного управления персоналом и важным инструментом исключения или минимизации условий для конфликта интересов и возможных коррупционных рисков.
По состоянию на май месяц 2022 года штатная численность Управления составляет 13 единиц, фактическая численность персонала составляет 13 человек.
Сменяемость кадров
В 2021 году чистая сменяемость составила 2 единицы, Айжанова Г.Н. –главный специалист отдела инфраструктуры, массовых, национальных видов спорта (перешла на работу в подведомственную организацию KГУ «Областная специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва № 1»), Каратаева М.А.-главный специалист отдела спорта (по собственному желанию в связи с переездом г.Нур-султан).
В 2022 году – Амиров Б. Е. главный специалист отдела инфраструктуры, массовых, национальных видов спорта (перешел в подведомственную организацию в КГУ «ДЮСШ Целиноградского района»).
Департаментом агентства РК по делам государственной службы Акмолинской области был проведен профилактический контроль № 71 от 27.07.2021 года, и вынесено предписание об устранений нарушений № 71 от 12.08.2021 года.
Выявлено нарушение, в личном деле главного специалиста-юриста, документ о принятий ограничений связанных с пребыванием на государственной службе содержит перечень ограничений Закона РК «О государственной службе» от 23 июля 1999 года № 453 утратившим силу.
Декларации согласно Налогового кодекса РК предоставляются государственными служащими своевременно, нарушений сроков не выявлено.
Жалоб по кадровым решениям за анализируемый период не поступало.
Из действующих сотрудников Управления главный специалист финансового отдела Доскенова З.К. проходит обучение в Академии государственного управления.
Согласно распоряжения акима Акмолинской области «О единой службе управления персонала (кадровой службе)» от 29.04.2022 года № 34, с 1 июля 2022 года передать функции и полномочия в сфере формирования системы управления персонала вновь созданной ЕСУП аппарата акима области.
Реализация контрольных, разрешительных функции
В соответствии с Положением в компетенцию Управления не входит реализация контрольных, разрешительных функций.
Несоответствие Положения фактическим функциям
Согласно п.16 Положения о ГУ «Управление физической культуры и спорта Акмолинской области» (далее – Положение, № А-8/337 от 05.07.2016 г.) определены порядка 19 функции, однако в ходе анализа установлено, что ряд функций не включены в положение Управления.
К примеру, Законом Республики Казахстан от 30 декабря 2020 года № 395-VI ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам культуры, физической культуры и спорта» добавлены функции Управлению:
-создает детско-юношеские клубы физической подготовки, в том числе адаптивной физической культуры и спорта;
-организует работу врачебно-физкультурных диспансеров;
-утверждает государственный спортивный заказ на финансирование спортивных секций для детей и юношества в пределах объемов бюджетных средств;
-обеспечивает размещение государственного спортивного заказа в спортивных секциях для детей и юношества независимо от форм собственности поставщиков услуг государственного спортивного заказа, их ведомственной подчиненности, типов и видов;
-обеспечивает исполнение всех этапов и процедур размещения, контроля качества и целевого освоения государственного спортивного заказа в электронном и общедоступном форматах.
При этом, в Положение Управления не внесены изменения по включению вновь добавленных функции.
Более того, согласно приложению к Положению в ведении Управления находятся 20 организаций и учреждений спорта.
Однако с учетом оптимизации 2021 года с районного уровня переданы в ведение Управления 13 детско-юношеских школ, в положении в перечне подведомственных учреждений данные школы отсутствуют.
Финансово-хозяйственная деятельность
Ревизионной комиссией Акмолинской области с 20 января по 28 февраля 2022 года проведен аудит эффективности и соответствия за период с 1 января 2019 по 31 декабря 2021 года.
Проведенный анализ обоснованности объёмов расходов бюджетных заявок Учреждения на 2021 год, показал, что допущено завышение планируемых бюджетных средств на общую сумму 169 787,0 тыс тенге, ввиду включения административных расходов в расчетах.
Согласно Бюджетной заявке учреждения по бюджетной программе 003 «Подготовка и участие членов областных сборных команд по различным видам спорта на республиканских и международных спортивных соревнованиях» по специфике 159 для оказания услуг по подготовке и участию членов сборных команд Акмолинской области по триатлону в республиканских и международных спортивных соревнованиях, а также проведение УТС и УЧЗ в 2021 году выделены бюджетные средства в сумме 100 000, 0 тенге.
Управлением заключен договор с ОФ «Профессиональный спортивный клуб «Синегорье» № 47 от 11 февраля 2021 на сумму 100 млн. тенге. В расчете расходов бюджетной программы включены административные расходы в размере 15 % от суммы договора либо 15 000,0 тыс .тенге.
Согласно пункту 6 статьи 67 Бюджетного кодекса РК бюджетная заявка включает в себя расчеты по видам расходов по каждой бюджетной программе администратора бюджетных программ, за исключением текущих административных расходов государственных органов, по которым определены лимиты в соответствии с частью четвертой пункта 2 статьи 65-1 настоящего Кодекса, и базовых расходов по перечню, определенному центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию, с описанием влияния заявленного финансирования на достижение показателей результатов бюджетных программ;
Спортивный клуб «Синегорье» не является государственным органом, и не доведены лимиты в соответствии с частью 4 пункта 2 статьи 65-1 Бюджетного кодекса. Согласно пункту 41 Правил № 511, расчет расходов по оплате работ и услуг, оказываемых юридическими лицами, АБП предоставляют в произвольной форме. При этом размеры административного расхода не определены НПА РК, то есть установлены по усмотрению администратора бюджетных программ в размерах 10 %, 15 %, или 20 % от суммы договора. В этой связи неэффективно использованы бюджетные средства.
Оказание государственных услуг
В соответствии с Реестром государственных услуг Управлением оказывается 6 услуг:
Аккредитация местных спортивных федераций;
2. Присвоение спортивных разрядов: кандидат в мастера спорта
Республики Казахстан, спортсмен 1 разряда и квалификационных
категорий: тренер высшего уровня квалификации первой категории,
тренер среднего уровня квалификации первой категории, методист
высшего уровня квалификации первой категории, методист среднего
уровня квалификации первой категории, инструктор-спортсмен
высшего уровня квалификации первой категории, спортивный
судья первой категории;
Выдача жилища чемпионам и призерам Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр;
Присвоение статусов "специализированная" спортивным школам и "специализированное" отделениям спортивных школ;
Прием документов республиканские специализированные школы-интернаты-колледжи олимпийского резерва и областные школы-интернаты для одаренных в спорте детей;
Прием документов в детско-юношеские спортивные школы, спортивные школы для инвалидов;
Прямой контакт при оказании государственной услуги
Подведомственными организациями Управления оказывается государственная услуга «Прием документов в республиканские специализированные школы-интернаты-колледжи олимпийского резерва и областные школы-интернаты для одаренных в спорте детей» и «Прием документов в детско-юношеские спортивные школы, спортивные школы для инвалидов».
Изначально способ предоставления государственной услуги - через канцелярию услугодателя.
Приказом Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 31 декабря 2021 года № 414, в способы предоставления государственных услуг прием документов и выдача результата оказания государственных услуг, добавлена функция с возможностью осуществлять подачу заявления через веб-портал «Электронное правительство» www.egov.kz, где обработка заявок по государственным услугам должна проходить посредством информационной системы «Национальная образовательная база данных» (далее – ИС НОБД) Министерства образования и науки Республики Казахстан.
Однако, на сегодняшний день, в связи с отстутствием технического сопровождения по ИС НОБД по автоматизации указанных государственных услуг возникли следующие проблемные вопросы:
1.Спортивные школы не могут получить логины, пароли для авторизации в системе ИС НОБД;
Актуализированные списки спортивных школ не обновлены на портале;
Нет точного понимания по ответственному исполнителю со стороны МОН РК по автоматизации данных государственных услуг на базе ИС НОБД МОН РК.
Данные государственные услуги оказываются в бумажном виде через канцелярию услугодателя, ввиду того, что через портал невозможно подать заявление по техническим причинам. Прием заявлений через канцелярию услугодателя создает коррупционный риск «прямого контакта» услугодателя и услугополучателя.
Выявление скрытых государственных услуг
Скрытые государственные услуги являются отличной почвой для коррупции. Качество услуг – зона общественного контроля.
Согласно Закона РК «О государственных услугах» государственная услуга – одна из форм реализации отдельных государственных функций, осуществляемых в индивидуальном порядке по обращению или без обращения услугополучателей и направленных на реализацию их прав, свобод и законных интересов, предоставление им соответствующих материальных или нематериальных благ.
В ходе анализа установлено наличие скрытой государственной услуги - механизм подушевого нормативного финансирования спортивных секций
в рамках государственного заказа. Принцип оказания соответствует государственной услуги. Отсутствует интеграция баз данных на портале artsport.edu.kz., что может привезти получение спортивного заказа в нескольких регионах нашей страны одним поставщиком. В реестр государственных услуг не включена.
Если размещение спортивного заказа осуществлялось через государственную услугу по принципу «одного окна» были бы исключены риски нерационального использования бюджетных средств.
ВЫЯВЛЕНИЕ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ В НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ, ЗАТРАГИВАЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЯ
Входе анализа нормативных правовых актов установлено, что приказом Министра здравоохранения и социального развития от 25 декабря 2015 г.№1017 утверждены «Правила поступления на гражданскую службу и проведения конкурса на занятие вакантной должности гражданского служащего» (далее – Правила).
Согласно п.9 Правил назначение руководителя казенного предприятия осуществляется уполномоченным органом соответствующей отрасли (местным исполнительным органом) в порядке, утвержденном приказом Министра национальной экономики от 2 февраля 2015 года № 70 «Об утверждении Правил назначения и аттестации руководителя государственного предприятия, а также согласования его кандидатуры».
Вместе с тем, в Правилах отсутствуют нормы либо ссылки на нормативные правовые акты, определяющие порядок назначения руководителей учреждений формы «КГУ» - коммунальное государственное учреждение.
В соответствии с пп.1) п.20) Положения о ГУ «Управление физической культуры и спорта Акмолинской области», утвержденного постановлением акимата Акмолинской области от от 05.07.2016 г. № А-8/337, первый руководитель Управления в соответствии с законодательством назначает на должности и освобождает от должности работников и руководителей подведомственных учреждений.
На момент проведения анализа, количество подведомственных учреждений Управления -31, форма собственности КГУ.
На практике, руководители подведомственных учреждений назначаются по конкурсу или приказом руководителя Управления. Основание - заявление гражданина, претендующего на должность руководителя данного учреждения. К заявлению прикладываются копия диплома об образовании, копия трудовой книжки.
Предоставление вышеуказанного пакета документов объясняется тем, что согласно Типовых квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов организаций физической культуры и спорта, утвержденных приказом Министра культуры и спорта от 29 июня 2016 г.№191, требования к квалификации руководителя организации - высшее (или послевузовское) образование по направлениям подготовки кадров: педагогические науки по специальности "Физическая культура и спорт" или бизнес и управление или право; стаж работы по специальности, в том числе на руководящих должностях в области физической культуры и спорта не менее 5 лет.
За период 2021-2022 гг. назначено 10 директоров подведомственных учреждений: 5-назначены приказом руководителя Управления без проведения конкурса (КГУ «Школа высшего спортивного мастерства, КГУ Коргалжинская детско-юношеская спортивная школа», КГУ «Егиндыкольская детско-юношеская спортивная школа», КГУ "Областная школа-интернат-колледж для одаренных в спорте детей им. Богенбай батыра", КГУ «Областная детско-юношеская спортивная школа по национальным видам спорта имени Балуана Шолака»); 5- назначены приказом руководителя Управления посредством проведения конкурса (КГУ «Областная детско-юношеская спортивная школа по национальным видам спорта имени Балуана Шолака», КГУ "Областная детско-юношеская спортивная школа", КГУ «Специализированная детско-юношеская спортивная школа «Бурабай», ГКП на ПХВ "Детско-юношеская футбольная школа "Окжетпес", КГУ "Астраханская детско-юношеская спортивная школа").
Таким образом, в профильном законодательстве отсутствует нормативный правовой акт, определяющий порядок назначения местными исполнительными органами в сфере физической культуры и спорта руководителей подведомственных учреждений (КГУ). Данное обстоятельство наделяет руководителей Управлений физической культуры и спорта широтой дискреционных полномочий при назначении руководителей подведомственных учреждений, которые руководствуются приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 25 декабря 2015 года № 1017 «Правила поступления на гражданскую службу и проведения конкурса на занятие вакантной должности гражданского служащего», в соответствии с которыми возможно непроведение конкурса.
Данные дискреционные полномочия были выявлены при проведении внешнего анализа коррупционных рисков в деятельности Управления в 2019 году. Управлением на основании рекомендации по результатам анализа, в целях устранения выявленного коррупционного риска было направлено письмо (№ 01-32/1040-И от 12.06.2019 года) в Комитет по делам физической культуры и спорта. Нормативный правовой акт не был разработан и ответ не поступали.
Иные функции:
Главой государства в Послании народу Казахстана от 1 сентября 2020 года поставлена задача активно вовлекать детей в массовые виды спорта, а также открывать спортивные секции и возрождать деятельность «детских клубов».
В связи с чем, с мая месяца 2021 года был внедрен механизм подушевого нормативного финансирования спортивных секций
и творческих кружков в рамках государственного заказа. Реализуется данный проект по охвату детей и подростков в возрасте от 4 до 17 лет. Утвержденной приказом Министра культуры и спорта РК (№119 от 27 апреля 2021г.) Методикой подушевого нормативного финансирования государственного спортивного заказа предусмотрен 71 вид спорта (в том числе для спортсменов с особыми физическими потребностями).
Цель проекта:
-эффективное проведение досуга детей и юношей;
-повышение интереса к физической культуре и спорту;
-развитие физических способностей детей и юношей;
-удовлетворить спрос населения на услуги детских спортивных секций на бесплатной основе
Всего по состоянию на 1 января 2022 года на платформе artsport.edu.kz в сфере физической культуры и спорта по Акмолинской области одобрено 79 заявок от поставщиков, выдано 3815 ваучеров. Сумма выделенная на государственный спортивный заказ составила 470,0 млн. тенге.
На 2022 год из средств областного бюджета выделено 973 млн. тенге с планируемым охватом 7719 детей, что составляет 9,2 % от общей суммы бюджета Управления.
На сегодняшний день по области на платформе artsport.edu.kz по Акмолинской области одобрено 193 заявки от 48 поставщиков, выдано 7579 ваучера, из которых активировано 6690 ваучера.
Из 71 вида спорта в Акмолинском регионе одобрены заявки по следующим 18 видам спорта – вольная борьба, греко-римская борьба, бокс, баскетбол, классический волейбол, дзюдо, футбол, шахматы, спортивные танцы, лыжные гонки, плаванье, казак курес, таеквондо, пауэрлифтинг, каратэ, настольный теннис, тяжелая атлетика, легкая атлетика.
В ходе анализа установлено, отсутствует интеграция баз данных на портале artsport.edu.kz., что может привезти к коррупционным рискам при реализации госзаказа. Отсутствие интеграции данных в области образования (НОБД), здравоохранения, а также отсутствие взаимодействия с пользователями сети Интеренет через внешний шлюз Электронного правительства, позволила недобросовестным поставщикам регистрировать фиктивные данные по детям, либо воспользовавшись личными данными ИИН ребенка регистрировать детей без ведома родителей и получать за это бюджетные средства (ИИН взрослых людей, превыщающий возраст 18 лет регистрируются на этой платформе ). В настоящее время подписан совместный приказ МКС РК «О реализации пилотного проекта по интеграции ИС МОН,МЮ с негосударственными ИС».
Согласно п.2 приказа «….по окончанию пилотного проекта до 31 декабря 2022 года» при наличии сервиса по защите персональных данных МЦРИАП РК будет реализована интеграция.
Кроме того, разработанные Правила, регламентирующие работу с поставщиками-участниками государственного спортивного и творческого заказов, показали на практике наличие коррупционных рисков и необоснованное расходование бюджетных средств. Определение единого органа позволит координировать и контролировать весь процесс реализации госзаказа и минимизировать коррупционные риски. Для качественной реализации поставленной задачи необходимо создание единой платформы, на которой будет аккумулироваться вся база данных.
Согласно Закону РК «Об образовании» осуществление координации и методического руководства местных исполнительных органов в области образования, и дополнительного образования относится к компетенции МОН РК. Согласно статьей законодательства об образовании дополнительным образованием признан процесс воспитания, обучения, осуществляемый с целью удовлетворения всесторонних потребностей обучающихся, воспитанников и специалистов, а под государственным образовательным заказом понимается финансируемый государством объем услуг по дополнительному образованию детей, внешкольной организацией дополнительного образования является учебно-воспитательная организация, реализующая образовательные программы дополнительного образования детей, направленные на развитие детского и юношеского творчества, интересов в области спорта, культуры и искусства.
На сегодняшний день регулирование правовых отношений по творческим кружкам и спортивным секциям (дополнительное образование) в компетенции МКС РК является дублированием функций государственных органов и требует реализации на местном уровне трех разных бюджетных программ. Творческие кружки, спортивные секции и иное дополнительное образование должно быть в ведении одного ЦГО и регулироваться единым законодательством. Кроме того каждый из администраторов бюджетных программ вынужден нести расходы на услуги по обслуживанию веб-портала, что влечет к дополнительным расходам бюджета каждого из госорганов в три раза.(справочно, управлением физической культуры и спорта и управлением культуры вся документация по спортивному и творческому заказам рассматривается посредством портала, в то время как управлением образования прием заявок, их рассмотрение, а также прием табелей ведется вручную).
В ходе анализа нормативных правовых актах (Правила размещения государственного спортивного заказа в спортивных секциях для детей и юношества и их функционирования, методики подушевого нормативного финансирования государственного спортивного заказа, утвержденных министром культуры и спорта РК) по реализации спортивного заказа отсутствует у операторов (местный исполнительный орган) компетенции проверок поставщиков (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Поставщиками являются субъекты бизнеса. Порядок проведения проверок, осуществляемых органами контроля и надзора устанавливаются Предпринимательским кодексом РК (далее-Кодекс). Согласно пункта 9 статьи 129 Кодекса государственный контроль и надзор в отношении субъектов предпринимательства осуществляется только в сферах деятельности субъектов предпринимательства, предусмотренных в статьях 138 и 139 настоящего Кодекса. В указанных статьях в сферах деятельности, где осуществляется контроль отсутствует сфера спорта. Для включения в статьи 138 и 139 настоящего Кодекса новых сфер регулирующие государственные органы должны предварительно провести процедуру анализа регуляторного воздействия в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса (пункт 10, ст.129). Как известно, в настоящее время Указом Президента Республики Казахстан от 26 декабря 2019 года № 229 веден мораторий на проведение проверок МИО с 1 января 2020 года до 1 января 2023 года в отношении субъектов малого бизнеса. Согласно Закона «О физической культуре и спорте» и Положения Управление не наделено контрольными функциями.
Полагаем, что в случае наделения контрольных функции МИО, будут размещать и предоставлять спортивный заказ и проводить контроль использования бюджетных средств не только субъектами бизнеса и правильность предоставления размещения спортивного заказа МИО. Принцип «одной рукой отдаем, другой забираем». Практика других сфер показывает, такой принцип приводит к большим коррупционным рискам.
СОСТОЯНИЕ РАБОТЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ
Как показал анализ работы в данном направлении Управлением проводятся следующие мероприятия по профилактике коррупции:
- Ежеквартально проводится работа по профилактике недопущения коррупционных правонарушений;
- Проведение различных мероприятий (семинаров, лекций, и др.) государственным служащим на предмет соблюдения Этических норм и общепринятых правил поведения;
- Проведен внутренний анализ коррупционных рисков в деятельности Отдела спорта Управления;
По итогам проведенного анализа коррупционных рисков в деятельности Управления, рабочая группа рекомендует:
1.Управлению:
- Провезти ревизию в личных делах работников, в части текста ограничений связанных с пребыванием на государственной службе;
- Внести изменения в Положение Управления;
- предусмотреть техническую возможность оказания государственных услуг «Прием документов в республиканские специализированные школы-интернаты-колледжи олимпийского резерва и областные школы-интернаты для одаренных в спорте детей» и «Прием документов в детско-юношеские спортивные школы, спортивные школы для инвалидов» через веб-портал "электронного правительства;
2. Внести предложение в центральные государственные органы:
- о рассмотрении возможности разработки нормативного правового акта, регламентирующего порядок назначения местными исполнительными органами в сфере физической культуры и спорта руководителей подведомственных учреждений;
- о рассмотрении возможности внесения изменения об установлении размера административных расходов в бюджетных программах в Правила составления и представления бюджетной заявки, утвержденного Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 24 ноября 2014 года № 511;
-о рассмотрении возможности включении механизма подушевого нормативного финансирования спортивных секции в рамках государственного заказа в реестр государственных услуг;
- об ускорении процессов интеграции портала artsport.edu.kz. с государственными базами.
Управлению в срок не позднее 7 рабочих дней после подписания итоговой справки разработать, утвердить План мероприятий по устранению коррупционных рисков и исполнению рекомендаций Рабочей группы, выявленных в ходе совместной работы и внести в ИСПУ «EASY PROJEKT»
Рабочая группа в течение 6 месяцев со дня подписания справки по результатам внутреннего анализа осуществит мониторинг и оценку исполнения рекомендаций.
Аналитическую справку составили:
Главный специалист-юрист
административного отдела Жаналинова К.М.
Руководитель
административного отдела Хасенов А.Т.