Глава Государства в Стратегии «Казахстан-2050» отметил, что «высочайшая этика и профессионализм является ключевым критерием создания эффективного государственного аппарата».
На сегодняшний день вопросам этики и поведения государственных служащих уделяется большое значение. Целостность имиджа государственного служащего основана на проявлении высоких профессиональных и личностных компетенций морально-нравственных качеств и этичного поведения. Формирование имиджа государственного служащего предусматривает идеологические, политические и культурные аспекты.
В свою очередь стандарты поведения государственных служащих определены в Этическом кодексе государственных служащих Республики Казахстан, утвержденного Указом Главы государства 29 декабря 2015 года №153, который закрепил ценности и принципы государственной службы.
Этический кодекс это система моральных норм, обязательств и требований добросовестного исполнения служебных обязательств государственными служащими, основанная на общепризнанных нравственных принципах и нормах общества и государства.
Необходимо отметить, что Этический кодекс утвержден по поручению Главы государства в рамках формирования профессионального автономного государственного аппарата и направлен на укрепление доверия общества к государственным органам, формирование высокой культуры взаимоотношений на государственной службе и предупреждение случаев неэтичного поведения государственных служащих.
Кодекс закрепил ценности и принципы государственной службы, а также определил стандарты поведения государственных служащих не только на работе, но и в быту.
Так, например, во вне служебное время государственные служащие должны придерживаться общепринятых морально-этических норм, не допускать случаев антиобщественного поведения, в том числе нахождения в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность. В случае допущения такого поведения, государственный служащий будет нести соответствующую дисциплинарную ответственность.
Результативность любой работы зависит от той культуры взаимоотношений, которая складывается в коллективе.
В связи с чем, в Кодексе важная роль отведена формированию здорового морально-психологического климата в государственных органах. Все служащие и в первую очередь руководители должны способствовать укреплению в коллективе деловых взаимоотношений, воздерживаться от обсуждения личных и профессиональных качеств коллег, порочащих их честь и достоинство.
Наряду с этим, служащим, занимающие нижестоящие должности при выполнении поручений руководителей необходимо представлять только достоверные сведения, незамедлительно доводить до руководства и уполномоченного по этике о ставших им известными случаях нарушений служебной этики.
Руководители же в отношениях с подчиненными обязаны своим поведением служить хорошим примером во всем, обеспечивать соблюдение принципов меритократии, проявлять объективность при применении мер поощрения и взысканий, не допуская по отношению к подчиненным необоснованных обвинений, фактов грубости и некорректного поведения.
Установление основных стандартов поведения государственных служащих и системный контроль за их соблюдением способствуют формированию антикоррупционной культуры на государственной службе, а также предупреждению нарушений норм законодательства о противодействии коррупции и служебной этики.
По сути, элементарное нарушение государственными служащими этических норм подрывает авторитет государственного аппарата в целом.
Строгое следование установленным стандартам поведения государственных служащих позволит повысить доверие населения к государственному аппарату. Это главная задача, которая поставлена перед нами Главой государства, перед каждым из государственных служащих.
Белая Т.Ю — уполномоченный по этике
заместитель руководителя ГУ
«Управление финансов Акмолинской области»