Меню

Страницы

Статья

ПРОЕКТ АНАЛИТИЧЕСКОЙ СПРАВКИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ВНУТРЕННЕГО АНАЛИЗА КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ в ГУ «УПРАВЛЕНИЕ ПО ИНСПЕКЦИИ ТРУДА АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ» ПО ИТОГАМ 2022 ГОДА

В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Закона РК «О противодействии коррупции» от 18 ноября 2015 года № 410-V ЗРК «Государственные органы, организации и субъекты квазигосударственного сектора осуществляют внутренний анализ коррупционных рисков, по результатам которого принимают меры по устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений», а также в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению внутреннего анализа коррупционных рисков, увержденных приказом Председателя Агентства РК по противодействию коррупции (Антикоррупционной службы) от 30 декабря 2022 года №488, на основании приказа руководителя ГУ «Управление по инспекции труда Акмолинской области» (далее-Управление) от 05.04.2023г. №25-п рабочей группой с  13 апреля по 28 апреля 2022 года проведен внутренний анализ коррупционных рисков по итогам 2022 года.

Миссия Управления: реализация государственной политики в области регулирования трудовых отношений, безопасности и охраны труда.

Задача Управления: государственное управление; контроль в области труда, безопасности и охраны труда.

Функции Управления:

  1. Осуществляет государственный контроль за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан, в том числе требований по безопасности и охране труда;
  2. Осуществляет мониторинг коллективных договоров, представленных работодателями;
  3. Проводит анализ причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний, профессиональных отравлений и разрабатывает предложения по их профилактике;
  4. Расследует несчастные случаи, связанные с трудовой деятельностью,в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
  5. Взаимодействует с представителями работников и работодателей по вопросам совершенствования нормативов безопасности и охраны труда;
  6. Рассматривает обращения работников, работодателей и их представителей по вопросам соблюдения трудового законодательства Республики Казахстан, в том числе безопасности и охраны труда;
  7. Осуществляет мониторинг аттестации производственных объектов по условиям труда;
  8. Представляет в уполномоченный государственный орган по труду периодические отчеты, а также результаты мониторинга состояния безопасности и охраны труда на базе информационной системы по охране труда и безопасности;
  9. Ведет мониторинг коллективных трудовых споров по форме, установленной уполномоченным государственным органом по труду;
  10. Предоставляет необходимую информацию по трудовым отношениям в уполномоченный государственный орган по труду;
  11. Осуществляет декларирование деятельности работодателя.

Руководитель ГУ «Управление по инспекции труда Акмолинской области» Смаилов А.Х. назначен на данную должность 07 июня 2021 года.

Внутренний анализ коррупционных рисков проведен по следующим направлениям:

1) выявление коррупционных рисков в нормативных правовых актах, затрагивающих деятельность объекта;

2) выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности объекта.

 

По направлению - выявление коррупционных рисков в нормативных правовых актах, затрагивающих деятельность Управления.

  1. Выявление коррупционных рисков в действующих правовых актах:

         В соответствии со ст.17 Трудового кодекса Республики Казахстан (далее - ТК РК) Управление осуществляет государственный контроль за соблюдением норм трудового законодательства Республики Казахстан, в том числе требований по безопасности и охране труда. Государственный контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляется в форме проверок и профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля, в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан (далее – ПК РК).

В соответствии с пп.3 п.5 ст.144 ПК РК основанием внеплановой проверки субъектов контроля и надзора являются обращения физических и юридических лиц по нарушениям требований законодательства Республики Казахстан при наличии убедительных оснований и подтверждающих доказательств. Таким образом, внеплановые проверки без приложения подтверждающих документов не регистрируются органами по правовой статистике и специальным учетам.

Вместе с тем, зачастую в органы инспекции труда обращаются заявители, не имеющие на руках никаких подтверждающих документов (отсутствует либо не выдан на руки трудовой договор, приказ о приеме/увольнении, трудовая книжка) и по таким обращениям невозможно зарегистрировать проверку и принять меры воздействия на работодателя за допущенные нарушения норм трудового законодательства РК.

Таким образом, внесенные изменения в пп.3 п.5 ст.144 ПК РК исключают возможность применения нормы пункта 3 статьи 33 ТК РК (Допуск к работе лица осуществляется только после заключения трудового договора. В случае отсутствия и (или) не оформления надлежащим образом трудового договора по вине работодателя он несет ответственность в порядке, установленном законами Республики Казахстан) и статьи 86 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» (далее – КРКоАП), предусматривающие административную ответственность субъекта контроля за допуск к работе лица без заключения трудового договора, т.к. сам факт отсутствия подтверждающих доказательств является основанием для отказа в регистрации внеплановой проверки и рассмотрения обращения заявителей в полном объеме.

Данные дискреционные нормы создают условия,  которые могут привести к сговору и совершению коррупционного правонарушения, влияют на повышение уровня социальной напряженности в регионе и недоверия к государственным органам.

Риски при проведении специальных расследований несчастных случаев

Расследование несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью, проводится в соответствии с требованиями Трудового кодекса Республики Казахстан  и приказа Министра здравоохранения и социального развития от 28 декабря 2015 № 1055 «Об утверждении форм по оформлению материалов расследования несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью».

С 01.01.2023 года вступили в действия изменения и дополнения, внесенные в Предпринимательский кодекс Республики Казахстан Законом РК  от 30.12.2021 года № 95-VІІ, согласно которым в ст.137 ПК РК внесена форма контроля - «расследование»,  ст.144-2 ПК РК регламентирована процедура проведения расследования.

Так, п.5 ст.144-2 ПК РК определено, что порядок  проведения расследования устанавливается законодательством Республики Казахстан  и должен включать в себя: случаи, при которых  проводится расследование; сроки и продолжительность  проведения расследования; сроки уведомления субъекта контроля и надзора, уполномоченного органа в области правовой статистики и специальных учетов, заинтересованных государственных органов о начале проведения расследования; прядок привлечение независимых экспертов и иных  заинтересованных лиц; условия и порядок образования состава комиссии по расследованию; порядок оформления материалов расследования. Сроки проведения расследования не должны превышать 30  календарных дней и могут быть продлены один раз на  30 календарных дней. Итоги проведения расследования публикуются на интернет-ресурсе органом контроля и надзора, за исключением сведений, составляющих государственные секреты либо иную охраняемую законами РК тайну.

Однако, в Трудовом кодексе РК порядок и сроки уведомления субъекта контроля и надзора,  уполномоченного органа в области правовой статистики и специальных учетов, заинтересованных государственных органов о начале проведения расследования не регламентированы. Сроки проведения расследования составляют 10 рабочих дней со дня создания комиссии, при возникновении обстоятельств, объективно препятствующих  завершению расследования в установленные сроки, сроки расследования могут быть продлены  протокольным решением комиссии на 10 рабочих дней не более двух раз. Требование о публикации итогов проведения расследования на интернет-ресурсе отсутствует.

Также, пунктом 7 статьи 144-2 ПК РК предусмотрено по итогам расследования принятие мер, предусмотренных законами РК,  в отношении субъекта контроля и надзора, допустившего нарушение. Однако, трудовое законодательство РК такую норму не содержит, расследование не является формой государственного контроля, проводится комиссионно, акты государственного инспектора труда по итогам расследования не выносятся.

Таким образом, в целях исключения коррупционных рисков в ходе проведения специальных расследований несчастных случаев необходимо  внести изменения и дополнения в Трудовой кодекс РК и унифицировать процедуру расследования несчастного случая в соответствии с нормами Предпринимательского кодекса Республики Казахстан.

Наличие дискреционных полномочий в критериях оценки степени риска и проверочных листах

При реализации контрольных функций (проведение профилактического контроля с посещением субъекта контроля и внеплановых проверок) Управление в своей деятельности руководствуется Критериями оценки степени риска за соблюдением трудового законодательства РК (совместный приказ МЗСН РК от 25.12.2015г. № 1022 и МНЭ РК от 28.12.2015г. № 801, далее – Критерии). С 01.01.2023 года в Критерии были внесены изменения и дополнения (совместный приказ Министра труда и социальной защиты населения РК от12.12.2022 года № 492 и Министра национальной экономики РК от 12.12.2022 года № 123).

В ходе анализа Критериев установлены следующие дискреционные нормы. Так, Главой 2 «Объективные критерии» пунктом 4 установлено, что для целей управления рисками при осуществлении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля субъекты (объекты) контроля относятся к одной их следующих степеней риска (далее – степень риска):

  • высокий риск;
  • средний риск;
  • низкий риск

По объективным критериям к высокой степени риска относятся субъекты контроля, осуществляющие деятельность в видах экономической деятельности, с высокой вероятностью причинения вреда жизни и здоровью человека, законным интересам физических лиц: горнодобывающая промышленность и разработка карьеров; электроснабжение, подача газа, пара и воздушное кондиционирование; обрабатывающая промышленность; строительство; транспорт и складирование; водоснабжение, канализационная система, сбор и распределение отходов; информация и связь; сельское, лесное и рыбное хозяйство, а также субъекты контроля, привлекающие иностранную рабочую силу свыше 30 человек.

По объективным критериям к средней степени риска относятся субъекты контроля, осуществляющие деятельность в сфере здравоохранения, образования, культуры, спорта, социального обеспечения, торговли, предоставлению услуг по проживанию и питанию.

Для сфер деятельности субъектов (объектов) контроля, отнесенных к высокой и средней степени риска, проводятся профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля  и внеплановая проверка.

В противоречие пункта 4 Критериев пунктом 5 Критериев установлено, что субъекты контроля, не вошедшие в пункт 4 настоящих Критериев не отнесены к высокой степени риска по объективным критериям, и в отношении них проводятся внеплановые проверки.

Данные дискреционные нормы создают условия, определяющие возможность выбора варианта управленческого решения должностным лицом, которые могут привести к сговору и совершению коррупционного правонарушения.

В этой связи, необходимо рассмотреть возможность внести соответствующие изменения в п.4 и п.5 Критериев оценки степени риска за соблюдением трудового законодательства РК.

 

Ранее, в пункте 4 главы 2 «Объективные критерии» была установлена периодичность осуществления профилактического контроля в отношении субъектов контроля, осуществляющих  деятельность в видах экономической деятельности с высокой вероятностью причинения вреда жизни и здоровью человека, законным интересам физических лиц, в зависимости от численности работников:

субъекты контроля с численность работников свыше 250 человек, профилактический контроль – один раз  в год;

субъекты контроля с численностью работников свыше 100, но не более 250 человек, профилактический контроль – один раз в три года;

субъекты контроля с  численностью работников  не более 100 человек, профилактический контроль – один раз в пять лет.

В настоящее время, в пункте 4 Критериев периодичность осуществления профилактического контроля субъектов контроля по видам экономической деятельности и численности работников исключена.

Также, пунктом 12 Главы 3 «Субъективные критерии»  предусмотрено, что в отношении субъектов контроля, устранивших в полном объеме выданные нарушения по итогам  проведенного предыдущего профилактического контроля с посещением, не допускается включение их при формировании списков на очередной период государственного контроля.

Тогда как, не исключена вероятность повторного допущения субъектами контроля грубых и значительных нарушений норм трудового законодательства и несчастных случаев, связанные с трудовой деятельностью.

В этой связи, возникает коррупционный риск в виде создания административного барьера при реализации государственной политики в области регулирования трудовых отношений, безопасности и охраны труда.

  1. Выявление коррупционных рисков во внутренних документах:

Функции, определенные в Положениях об отделах, соответствуют требованиям нормативных правовых актов.

Фактов противоречий между административными регламентами, должностными инструкциями, с одной стороны, и плановым показателями, с другой стороны, не выявлено

При изучении предоставленных приказов о премировании сотрудников Управления оказания преференций со стороны руководства при распределении премиального фонда не установлено. Премирование сотрудников осуществляется на государственные праздники с равнозначным распределением премиальной суммы по уровню должностей сотрудников. Ко всем приказам имеются соответствующие распоряжения акима области о премировании руководителей МИО.

 

По второму направлению -  выявление коррупционных рисков 
в организационно-управленческой деятельности 
Управления.

  1. Выявление коррупционных рисков, связанных с управлением персоналом:

В соответствии со штатным расписанием в Управлении предусмотрено                18 единиц, фактический штат составляет 18 единиц. В том числе, 6 единиц – руководство, 11 сотрудников отраслевых подразделений и 1 сотрудник вспомогательного подразделения.

Также имеются 7 единиц внештатных сотрудников.

За период 2022 года фактов увольнения по чистой сменяемости, по отрицательным мотивам, за совершение коррупционных правонарушений, дисциплинарных проступков, дискредитирующих государственную службу,  не установлено.

Также, при проведении внутреннего анализа коррупционных рисков фактов незаконного увольнения сотрудников Управления не выявлено.

Все вновь и впервые принятые на государственную службу сотрудники принимают ограничения, связанные с поступлением на государственную службу.

Количество госслужащих, привлеченных к дисциплинарной ответственности в течении 2022 года – 4 (3 – замечание, 1 – выговор), что в 2 раза меньше, чем в 2021 году (8 человек). Общее количество проведенных служебных расследований – 2, по результатам служебных расследований привлечены к дисциплинарной ответственности – 2 (замечание). Основаниями для привлечения к дисциплинарной ответственности явились информации вышестоящих государственных и правоохранительных органов, жалоб физических и юридических лиц, служебные записки и иные материалы. Причиной совершения проступка всех должностных лиц являлось ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.  

Жалобы на незаконное привлечение к дисциплинарной ответственности со стороны государственных служащих в территориальное подразделение уполномоченного государственного органа по делам государственной службы или в суд не поступали.

За анализируемый период фактов досрочного снятия дисциплинарных взысканий не зафиксировано. В деятельности Управления функционирование коллегиальных органов не зафиксировано.

Понижений и увольнений с должности по результатам служебного расследования не установлено.

Рабочей группой проведен анализ нарушений принятых антикоррупционных ограничений и запретов, установленных для должностных лиц действующим законодательством (в т.ч. передача в доверительное управление коммерческих организаций и др.). Нарушений не выявлено.

Все сотрудники управления проверены на предмет наличия судимости, совершения коррупционных проступков, проступков дискредитирующих государственную службу на платформе «Информационный сервис» Комитета по правовой статистике и специальным учетам ГП РК.

Также рабочей группой проверены документы по своевременному принесению присяги, ознакомлению с Этическим кодексом, обязательством, памяткой по сдаче подарков, полученных лицами, занимающими государственную должность, сдаче деклараций о доходах и имуществе. Нарушений не выявлено. 

Отсутствуют факты принятия на работу лиц, ранее совершивших коррупционное и уголовное преступление.

В Управлении установлен ящик для жалоб и заявлений граждан, на сайте Управления и социальных сетях размещен номер телефона доверия.

Обращения физических и юридических лиц на действия государственных инспекторов труда по фактам коррупционных проявлений в течении 2022 года, в том числе по телефону доверия, не поступали.

Проведен мониторинг средств массовой информации на предмет выявления негативных материалов, публикаций в отношении Управления, а также должностных лиц, работников Управления. По результатам мониторинга коррупционных рисков не выявлено.

  1. Выявление коррупционных рисков, связанных с конфликтом интересов:

         За период 2022 года Управлением проведено 3 общих конкурса на занятие низовых вакантных административных государственных должностей. По результатам конкурсов приняты и назначены на вакантные должности 4 кандидата (по одной вакансии общий конкурс проведен в конце 2021 года). Жалобы от участников конкурсов и кандидатов на решения конкурсной комиссии или службы управления персоналом (кадровой службы) в уполномоченный орган или его территориальное подразделение, либо в суд не поступали.

При проведении конкурсных процедур на постоянной основе для обеспечения прозрачности и объективности работы заседаний конкурсной комиссии приглашаются наблюдатели и эксперты. В качестве наблюдателей и экспертов были приглашены представители государственных органов, профсоюзных организации, органов прокуратуры. 

Фактов аффилированности при проведении конкурсных процедур на занятие вакантных должностей, занимаемые близкими родственниками (родителями (родителем), детьми, усыновителями (удочерителями), усыновленными (удочеренными), полнородными и не полнородными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками) или супругом (супругой) не выявлено.

Распоряжением акима Акмолинской области «Об Единой службе управления персоналом (кадровой службе)» № 34 от 29 апреля 2022 года функции главного специалиста кадровой службы (отдел кадров) переданы в ГУ «Аппарат акима Акмолинской области».

С 1 июля 2022 года все конкурсные процедуры замещения вакантных мест проводит Единая служба управления персоналом при аппарате акима Акмолинской области, в связи с этим коррипционные риски при проведении конкусрных процедур в Управлении исключены.

  1. Выявление коррупционных рисков, связанных с оказанием государственных услуг:

         ГУ «Управление по инспекции труда Акмолинской области» не оказывает государственных услуг.

 

  1. Выявление коррупционных рисков, связанных с реализацией разрешительных функций:

ГУ «Управление по инспекции труда Акмолинской области» в соответствии с утвержденным Положением не реализует разрешительных функций.

  1. Выявление коррупционных рисков, связанных с реализацией контрольных функций:

В соответствии со ст.17 ТК РК Управление осуществляет государственный контроль за соблюдением норм трудового законодательства Республики Казахстан, в том числе требований по безопасности и охране труда. Согласно п.5 ст.191 ТК РК государственный контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляется в форме проверок и профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля, в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.

По итогам 2022 года государственными инспекторами труда проверено 221 предприятий и организаций области по соблюдению работодателями требований трудового законодательства.

По результатам проведенных проверок, выявлено 178 нарушений, для устранения и недопущения впредь выявленных нарушений, государственными инспекторами труда внесено 111 предписаний. За наиболее грубые нарушения трудового законодательства административные меры воздействия применены к 41 должностным и юридическим лицам на сумму 7426,9 тыс. тенге, вынесено 3 предупреждения.

Всего, с начала 2022 года путем внесения актов реагирования государственных инспекторов труда, удалось погасить задолженность по заработной плате в размере 78,3 млн. тенге, тем самым защищены права 770 работников.

По фактам задолженности, 27 юридических лиц привлечено к административной ответственности на общую сумму 3,3 млн. тенге.

Профилактический контроль и надзор с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора проводится в целях исключения вероятности причинения вреда в результате деятельности субъекта контроля надзора жизни или здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства и носит предупредительно-профилактический характер. Постановлением акимата Акмолинской области от  18 октября 2022 года №А-10/504 утвержден полугодовой список проведения профилактического контроля и надзора на 1 полугодие 2023 года и размещен на интернет-ресурсе органов правовой статистики и специальных учетов.

Однако, в связи с изменениями и дополнениями, внесенными в Предпринимательский кодекс Республики Казахстан, с 01 января 2023 года, профилактический контроль проводится в виде профилактического контроля без посещения субъекта контроля и профилактического контроля с посещением субъекта контроля.  Для проведения профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля в законах Республики Казахстан определяется порядок проведения профилактического контроля без посещения субъекта контроля с обязательным указанием целей, инструментов, способов проведения, перечня субъектов (объектов), кратности проведения, способа учета наблюдения субъекта (объекта) контроля и надзора.

При этом, результаты анализа профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора являются основанием для отбора субъектов (объектов) контроля и надзора для проведения профилактического контроля с посещением субъекта объекта) контроля. В соответствии со п.1 ст.144-2 Предпринимательского кодекса РК  профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля проводится  только при условии, что в предшествующем  данному контролю году в отношении данного субъекта (объекта) контроля проводился профилактический контроль без посещения субъекта контроля.

Однако, соответствующие изменения и дополнения в отраслевой нормативных правовой акт (Трудовой кодекс Республики Казахстан) не внесены.

 

Пунктом 7 статьи 144-2 Предпринимательского кодекса РК по итогам расследования предусмотрено  принятие мер, в соответствии с законами РК, в отношении субъекта контроля и надзора, допустившего нарушение. Мерами воздействия на нарушения работодателями и должностными лицами  требований трудового законодательства РК являются акты  государственного инспектора труда (предписание, протокол об административном правонарушении, постановление о прекращении производства  по делу об административном правонарушении, постановление по делу об административном правонарушении, заключение государственного инспектора труда). Акты государственного инспектора труда выносятся по итогам государственного контроля за соблюдением трудового законодательства ТК. В соответствии с п.5 ст.191 ТК РК государственный контроль за соблюдением трудового законодательства РК осуществляется в форме проверки и профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля в соответствии с Предпринимательским кодексом РК. Такая форма контроля, как «расследование» в Трудовом Кодексе отсутствует.

Также, согласно ст.802 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» поводами к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение  уполномоченным  должностным лицом факта совершения административного правонарушения с учетом положений части третьей настоящей статьи.  Основаниями для возбуждения дела об административном правонарушении согласно подпункту 1) части первой настоящей статьи в отношении субъекта контроля и надзора являются результаты проверки, проведенной в порядке, установленном Предпринимательским кодексом РК, а также результат профилактического контроля и надзора с посещением субъекта контроля и надзора в случаях, предусмотренных частью третьей пункта 3 ст.137 Предпринимательского кодекса РК. Таким образом, в КРКоАП такая форма контроля как «расследование» также отсутствует.

На основании вышеизложенного, отсутствует единый подход к толкованию норм и процедур проведения контроля и возникает коррупционный риск в виде создания административного барьера при реализации государственной политики в области регулирования трудовых отношений, безопасности и охраны труда.

Ранее, ст.89 КРКоАП предусматривала административную ответственность в виде штрафа за нарушение правил обеспечения безопасности и охраны труда: нарушение работодателем или должностным лицом трудового законодательства неповлекшее за собой несчастного случая, а также неосуществление должностным лицом обязанностей по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства, если это повлекло несчастный случай с причинением легкого вреда здоровью работника или заведомо создало опасность для его жизни и здоровья. В настоящее время указанная статья исключена из КРКоАП.

В настоящее время работодатели и лица, допустившие нарушения норм трудового законодательства, безопасности и охраны труда, повлекшие за собой несчастный случай, не могут быть привлечены к административной ответственности в рамках специального расследования.

Таким образом, работодатели и лица, ответственные за безопасности и охрану труда на предприятии, нарушая правила безопасности и охраны труда и допуская несчастные случаи на производстве, остаются безнаказанными.

 

За анализируемый период на производстве произошло 50 несчастных случаев, в том числе групповой - 1. Всего при несчастных случаях пострадало 52 работника, из них 14 со смертельным исходом.

Все несчастные случаи расследованы в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан. В ходе проведения анализа выборочно изучены результаты специальных расследований.

Согласно пункту 6 статьи 189 Трудового Кодекса Республики Казахстан расследование несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью, с тяжелым или со смертельным исходом, группового несчастного случая, происшедшего одновременно с двумя и более работниками, независимо от степени тяжести производственных травм пострадавших и группового случая острого отравления работников оформляется актом специального расследования по форме, установленной уполномоченным государственным органом по труду (приказ МЗиСЗСР РКот 28.12.2015 года №1055).

Согласно установленной формы акта специального расследования (пунктом 5) предусмотрены мероприятия по устранению причин несчастного случая, предложенные комиссией, которые должны состоять из мер по устранению причин несчастного случая и предупреждению повторного возникновения подобного происшествия. При этом, сроки исполнения каждого мероприятия и их исполнители — конкретными. Мероприятия, перечисленные в акте специального расследования, направлены на предотвращение и профилактику производственного травматизма, в связи с чем, выполнение их, является обязанностью всех субъектов трудовых отношений.

В ходе анализа установлено, что в некоторых случаях работодатели не предоставляют информацию по проведенным мероприятиям и подтверждающие документы. В свою очередь, у госинспекторов труда (председателей комиссий) отсутствуют полномочия и правовые инструменты для осуществления мониторинга и контроля за исполнением мероприятий, предложенных комиссией, что позволяет работодателю не исполнять данные мероприятия и создает условия как для увода от ответственности должностных лиц так и не достижения конечного результата (не обеспечена безопасность труда, выявленные нарушения не устранены).

Также, у государственных инспекторов труда отсутствует законное право проверить достоверность предоставленной информации по проведенным мероприятиям.

Рекомендации по его устранению:

- направить предложения в уполномоченный орган по труду о внесении соответствующих дополнений в действующие нормативные правовые акты (Трудовой кодекс РК, Предпринимательский кодекс РК);

- усилить работу по мониторингу исполнения рекомендаций и поручений, выданных по итогам расследований мероприятий, и обеспечить принятие мер по их исполнению;

- руководителям отделов усилить внутренний контроль за сроками исполнения мероприятий, установленных комиссией в актах специального расследования.

 

  1. Выявление коррупционных рисков, связанных с реализацией иных вопросов, вытекающих из организационно-управленческой деятельности:

8.1. Обращения физических и юридических лиц:

В 2022 году в Управление поступило 1 151 обращение от физических и юридических лиц, из них 869 заявлений, 60 жалоб, 222 прочих (предложение, сообщение, запрос, отклик).

Всего рассмотрено 915 обращений, из которых по 287 обращениям принят благоприятный административный акт, по 9 обращениям принят обременительный административный акт, даны разъяснения по 204обращениям, прекращено рассмотрение по 415 обращениям (ст.89,70 АППК).                                 230 обращений перенаправлены для рассмотрения в другие органы.

За 2022 год по 1 обращению зафиксировано нарушение срока рассмотрения. По данному факту исполнителем все процедуры по исполнению обращения были осуществлены своевременно (18.01.2022г.). Делопроизводителем обращение без уведомления исполнителя отозвано и возвращено ему на доработку (14.02.2022г.). В тот же день обращение было прекращено на основании пп.2) ч.1 ст.77 Кодекса. К дисциплинарной ответственности делопроизводитель не привлечена, т.к. на момент выявления нарушения была уволена с учреждения по собственному желанию.

Из общего объема обращений наибольшую часть составляют обращения по оплате труда и обращения по нарушениям трудового законодательства. Так же имеются обращения по охране труда и прочим вопросам (административные правонарушения, организационно-правовое обеспечение, личный прием граждан, пенсии и пособия и т.д.). Обращений по фактам проявления коррупции сотрудниками Управления в учреждение не поступали.

Отсутствие в ответах на обращения физических и юридических лиц разъяснений их прав на обжалование принятого решения может послужить одной из причин возникновения коррупционных рисков.

Во всех рассмотренных обращениях заявителям рекомендуется в случае несогласия с ответом обжаловать принятый административный акт в административном (досудебном) порядке в вышестоящем административном органе, должностному лицу, в соответствии с пунктом 3 статьи 91 Административного процедурно-процессуального Кодекса Республики Казахстан от 29 июня 2020 года №350-VI.

8.2. Закрепление районов и городов областного значения за государственными инспекторами труда

При мониторинге закрепления административно-территориальных единиц области за государственными инспекторами труда рабочей группой установлен факт закрепления за государственными инспекторами труда городов и районов области сроком более 5-х лет.

Данный факт может привести к коррупционным рискам, связанным с установлением между государственными инспекторами труда более близких, даже дружеских отношений, с представителями тех или иных организаций на территории данных административно-территориальных единиц, что при проведении проверок может оказать негативное влияние на принятие независимого административного решения сотрудниками.

  1. Выявление коррупционных рисков, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью:

9.1. Государственные закупки:

В целях обеспечения прозрачности расходования бюджетных средств, выделенных для проведения процедур государственных закупок работ, товаров и услуг в соответствии с законодательством, утвержден годовой план государственных закупок, который публикуется на электронном веб-портале. Годовой план государственных закупок разрабатывается и утверждается на основании бюджетных заявок и бюджетных программ, утвержденными уполномоченным органом по планированию бюджета.

Все государственные закупки Управления, осуществляются в соответствии с утвержденным годовым планом.

В 2022 году всего заключено 129 договоров о государственных закупках товаров, работ и услуг на общую сумму 17 298,3 тыс. тенге, из них по способам проведения государственных закупок:

- из одного источника путем прямого заключения 21 договор на сумму 3698,7 тыс. тенге, что составило 16% от общего количества договоров;

- запроса ценовых предложений 59 договоров на сумму 3 079,8 тыс. тенге, что составило 46% от общего количества договоров;

- из одного источника по несостоявшимся закупкам способом запроса ценовых предложений 47 договора на сумму 9 943,9 тыс. тенге, что составило 36% от общего количества договоров;

- Товарные биржи – 2 договора на сумму 575,9 тыс. тенге, что составило 1% от общего количества договоров.

Количество заключенных в 2022 году договоров способом из одного источника путем прямого заключения в сравнении с отчетным периодом 2021 года снижено в 3,8 раза (в 2021 году – 80 договоров на сумму 10 771,9 тыс. тенге).

Во всех договорах, заключенных способом из одного источника путем прямого заключения сформирован «Отчет о государственных закупках из одного источника путем прямого заключения договора о государственных закупках», в котором есть все обоснования принятия решения о применении данного способа и обоснования выбора поставщиков и цен заключенных договоров.

Осуществление государственных закупок основывается на принципах, указанных в статье 4 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках».

В результате внутреннего анализа не выявлено фактов участия в проводимых государственных закупках потенциальных поставщиков, являющихся близкими родственниками, супругами или свойственниками лиц, ответственных за проведение государственных закупок в Управлении.

9.2. Социальные гарантии государственным служащим и внештатным сотрудникам управления:

Глава 9 Закона Республики Казахстан «О государственной службе Республики Казахстан» (далее – Закон) включает социальные гарантии государственных служащих по оплате труда, отпуска, гарантии и компенсации при командировках и иные меры социальной защиты служащих.

Согласно пункту 1 статьи 54 Закона, государственным служащим предоставляется оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск продолжительностью тридцать календарных дней с выплатой пособия для оздоровления в размере двух должностных окладов. Оплата ежегодного трудового отпуска производится не позднее, чем за три календарных дня до его начала, а в случае предоставления трудового отпуска вне графика – не позднее трех календарных дней со дня его предоставления.

Аналогичная норма содержится и в Трудовом кодексе Республики Казахстан (пункт 4 статьи 92).

Оплата отпускных сотрудникам производится на основании приказов руководителя учреждения в установленные законодательством сроки. Фактов не своевременных оплат ежегодных трудовых отпусков, необоснованных отказов в оплате пособия на оздоровление в размере двух должностных окладов при предоставлении отпусков сотрудникам не выявлено.

В соответствии с пунктом 1 статьи 57 Закона, государственным служащим возмещаются расходы на служебные командировки, в том числе и в иностранные государства, в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.

На государственных служащих распространяются предусмотренные законодательством Республики Казахстан гарантии и право на получение суточных за время нахождения в командировке, расходы по проезду к месту назначения и обратно, расходы по найму жилого помещения.

Согласно пункту 6 Правил возмещения расходов на служебные командировки за счет бюджетных средств, в том числе в иностранные государства (далее – Правила), утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 мая 2018 года № 256, командированному работнику перед отъездом в командировку выдается сумма, причитающаяся на оплату проезда, расходов по найму жилого помещения и суточные.

В управлении обеспечено соблюдение вышеуказанных требований Закона и Правил. За 2022 год выявлено лишь несколько случаев возмещения расходов на служебные командировки сотрудникам после возвращения из командировки. При этом данные факты не имею коррупционной составляющей, т.к. связаны они с незапланированными выездами в последние дни месяца, когда уже весь запланированный объем финансовых средств освоен. В таких случаях весь объем возмещения расходов производится в первый день месяца следующего за отчетным.

Рекомендация: Руководителю административно-финансового отдела – главному бухгалтеру принять меры по надлежащему планированию бюджета, в том числе средств по оплате командировочных расходов и отпусков.

  1. Выявление скрытых государственных услуг.

В соответствии с Законом РК «О государственных услугах», государственная услуга -  одна из форм реализации отдельных государственных функций, осуществляемых в индивидуальном порядке по обращению или без обращения услугополучателей и направленных на реализацию их прав, свобод и законных интересов, предоставление им соответствующих материальных или нематериальных благ.

В ходе внешнего анализа коррупционных рисков, проведенного Департаментом Агентство РК по противодействию коррупции (Антикоррупционной службой) по Акмолинской области еще в 2021 году выявлены функции Управления, имеющие признаки государственной услуги:

- осуществление декларирования деятельности работодателя;

- осуществление мониторинга коллективных договоров, представленных работодателем.

Данный вопрос в течении 2022 года доводился в уполномоченные органы, но результата в настоящее время нет.

 

По итогам проведенного внутреннего анализа коррупционных рисков, рекомендуется:

 

  1. Инициировать письмо в уполномоченный орган по вопросу устранения дискреционных норм:

-  внести изменения в пп.3 п.5 ст.144 Предпринимательского кодекса РК, исключить норму, предписывающую «наличие убедительных оснований и подтверждающих доказательств» при назначении внеплановых проверок;

- внести изменения в Трудовой кодекс РК, унифицировать процедуру проведения расследования несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью, в соответствии с нормами Предпринимательского кодекса РК;

- внести соответствующие изменения в п.4 и п.5 Критериев оценки степени риска за соблюдением трудового законодательства РК, исключив противоречащие друг другу нормы;

- внести изменения в Критерии оценки степени риска за соблюдением трудового законодательства РК в части установления периодичности проведения профилактического контроля и надзора с посещением субъектов (объектов) контроля, в соответствии с нормами Предпринимательского кодекса РК;

- внести в отраслевые нормативные правовые акты в сфере трудового законодательства изменения и дополнения регламентирующие основания, сроки и порядок проведения профилактического контроля без посещения субъекта контроля, в соответствии со ст.144-2 Предпринимательского кодекса РК;

- привести в соответствие нормы п.5 ст.191 Трудового кодекса РК и ст.802 Кодекса РК «Об административных правонарушениях» с нормами Предпринимательского кодекса РК.

 

  1. Руководителям отделов по итогам полугодия 2023 года внести предложения по сменяемости закрепленных районов и городов областного значения за государственными инспекторами труда в зависимости от пропорционнальной производственной нагрузки на ГИТ. Подготовить новый график закрепления государственных инспекторов труда по городам и районам
  2. Руководителю административно-финансового отдела – главному бухгалтеру продолжить работу по минимизации заключения договоров способом из одного источника путем прямого заключения.

 

  1. Подготовка, рассмотрение, опубликование итоговой справки по проведению внутреннего анализа коррупционных рисков.

 

27 апреля 2023 года уполномоченным лицом -  заместителем руководителя Баймусыновым Д.С. данная аналитическая справка составлена и направлена на рассмотрение членам рабочей группы.

28 апреля 2022 года проведено совещание с участием членов рабочей группы. По итогам рассмотрения членами рабочей группы уполномоченным лицом принято решение подписать аналитическую справку без её доработки.

Данная аналитическая справка подлежит внесению на рассмотрение руководителю управления Смаилову А.Х. не позднее 5 рабочих дней со дня подписания справки.

В соответствии с приказом руководителя управления от 05 апреля 2022 года №25-п данная аналитическая справка подлежит обязательному опубликованию на открытых интернет-ресурсах учреждения, для ознакомления и публичного обсуждения результатов внутреннего анализа коррупционных рисков.

Дата публикации
02 мая 2023
Дата обновления
02 мая 2023
Тип
Информация

Сейчас читают

11 января 2024
Краткая инструкция для заявителя по подаче обращения на «Прием граждан» (запись)
19 декабря 2023
Центр приема граждан
Информация
02 мая 2023
ПРОЕКТ АНАЛИТИЧЕСКОЙ СПРАВКИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ВНУТРЕННЕГО АНАЛИЗА КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ в ГУ «УПРАВЛЕНИЕ ПО ИНСПЕКЦИИ ТРУДА АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ» ПО ИТОГАМ 2022 ГОДА

Социальные медиа

Facebook
Instagram

Меню подвал

Жизненные ситуации
Новостной канал государственных органов
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Сайт Парламента РК
Концепция цифровой трансформации
Цели устойчивого развития