Примечание РЦПИ!
Порядок введения в действие настоящего Закона см. ст.21
Вниманию пользователей!
Для удобства пользования РЦПИ создано ОГЛАВЛЕНИЕ.
Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие в результате реализации конституционного права каждого свободно получать и распространять информацию любым не запрещенным законом способом.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, полученные или созданные обладателем информации, зафиксированные на любом носителе и имеющие реквизиты, позволяющие ее идентифицировать;
2) доступ к информации – гарантированное государством, закрепленное в Конституции и законах Республики Казахстан право каждого свободно получать и распространять информацию любым не запрещенным законом способом;
3) пользователь информации – физическое или юридическое лицо, запрашивающее и (или) использующее информацию;
4) интернет-портал открытых бюджетов – компонент веб-портала "электронного правительства", обеспечивающий размещение бюджетной отчетности, консолидированной финансовой отчетности, результатов государственного аудита и финансового контроля, а также публичное обсуждение проектов бюджетных программ и отчетов о реализации бюджетных программ;
5) открытые данные – общедоступные электронные информационные ресурсы, представленные в машиночитаемом виде и предназначенные для дальнейшего использования, повторной публикации в неизменном виде;
6) интернет-портал открытых данных – компонент веб-портала "электронного правительства", обеспечивающий централизованное хранение описательной и ссылочной информации по открытым данным;
7) интернет-портал открытых нормативных правовых актов – компонент веб-портала "электронного правительства", обеспечивающий размещение проектов концепций законопроектов и нормативных правовых актов;
8) информация с ограниченным доступом – информация, отнесенная к государственным секретам, личной, семейной, врачебной, банковской, коммерческой и иным охраняемым законом тайнам, а также служебная информация с пометкой "Для служебного пользования";
9) блог-платформа первых руководителей государственных органов – компонент веб-портала "электронного правительства", обеспечивающий возможность направления гражданами запросов и получения ответов на них от первых руководителей государственных органов;
10) единая платформа интернет-ресурсов государственных органов – технологическая платформа, предназначенная для размещения интернет-ресурсов государственных органов;
11) интернет-портал оценки эффективности деятельности государственных органов – компонент веб-портала "электронного правительства", обеспечивающий размещение информации об оценке деятельности государственных органов, отчетов о достижении целевых индикаторов стратегических планов и программ развития территорий, а также публичное обсуждение деятельности государственных органов;
12) запрос – просьба в устной или письменной форме, в том числе в виде электронного документа, о предоставлении информации, озвученная или направленная обладателю информации в порядке, установленном настоящим Законом.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о доступе к информации
Статья 3. Сфера применения настоящего Закона
Примечание ИЗПИ!
Пункт 2 предусмотрен в новой редакции в соответствии с Законом РК от 29.06.2020 № 351-VI (вводится в действие с 01.07.2021).
Статья 4. Основные принципы обеспечения доступа к информации
Обеспечение доступа к информации основывается на принципах:
1) законности;
2) открытости и прозрачности деятельности обладателей информации;
3) достоверности и полноты;
4) актуальности и своевременности;
5) равного доступа к информации;
6) неразглашения государственных секретов и иных охраняемых законом тайн;
7) неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны;
8) соблюдения прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Статья 5. Ограничение права на доступ к информации
Право на доступ к информации может быть ограничено только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.
Статья 6. Информация, доступ к которой не подлежит ограничению
Не подлежит ограничению доступ к следующей информации:
1) о чрезвычайных ситуациях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
2) о состоянии здравоохранения, санитарии, демографии, миграции, образования, культуры, социальной защиты, экономики, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
3) о фактах совершения актов терроризма;
4) о состоянии экологии, пожарной безопасности, а также о санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов;
5) о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством физическим и юридическим лицам;
6) о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
7) о размерах золотовалютного резерва Национального Банка Республики Казахстан;
8) содержащей тексты нормативных правовых актов Республики Казахстан, за исключением нормативных правовых актов, содержащих государственные секреты и иные охраняемые законом тайны, а также их проекты;
9) о формировании и расходовании средств из республиканского и местного бюджетов, за исключением сведений, содержащих государственные секреты;
10) о контроле за расходованием средств из республиканского и местного бюджетов, за исключением сведений, содержащих государственные секреты;
11) о фактах нарушения законности обладателями информации, их должностными лицами;
12) о массовых репрессиях по политическим, социальным и другим мотивам, в том числе находящейся в архивах, за исключением информации, относимой к государственным секретам Республики Казахстан.
Статья 7. Права и обязанности пользователя информации
1) получать и распространять информацию любым не запрещенным законом способом;
2) обращаться с запросом о предоставлении информации;
3) проверять достоверность и полноту получаемой информации;
4) отозвать запрос;
5) не обосновывать необходимость получения информации;
6) обжаловать незаконное ограничение права на доступ к информации, действия (бездействие) должностных лиц;
7) требовать в установленном законом порядке возмещения материального ущерба и морального вреда, причиненного ему нарушением его права на доступ к информации.
Статья 8. Обладатель информации
Обладателями информации признаются:
1) органы и учреждения законодательной, исполнительной и судебной ветвей государственной власти, местного государственного управления и самоуправления;
2) государственные учреждения, не являющиеся государственными органами;
3) субъекты квазигосударственного сектора;
4) юридические лица, являющиеся получателями бюджетных средств, – в части информации, касающейся использования средств, выделенных из государственного бюджета;
5) субъекты государственной монополии – в части информации, касающейся цен на производимые (реализуемые) ими товары (работы, услуги);
6) юридические лица – в части обладаемой ими экологической информации, информации о чрезвычайных ситуациях, природных и техногенных катастрофах, их прогнозах и последствиях, состоянии пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановки, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на здоровье и обеспечение безопасности граждан, населенных пунктов и производственных объектов.
Сноска. Статья 8 с изменением, внесенным Законом РК от 28.12.2016 № 34-VІ (вводится в действие с 01.01.2017).
Статья 9. Права и обязанности обладателя информации
1) направлять запрос соответствующему обладателю информации, в компетенцию которого входит предоставление запрашиваемой информации;
2) уточнять содержание запроса у лица, обратившегося с запросом;
3) отказать в предоставлении информации в случаях и по основаниям, установленными законами Республики Казахстан.
1) обеспечивать доступ к информации;
2) обеспечивать в рамках своих полномочий организационно-технические и другие условия, необходимые для обеспечения доступа к информации;
3) предоставлять достоверную и полную информацию;
4) обеспечивать в предоставляемой информации наличие сведений о должностном лице в объеме, достаточном для идентификации;
5) обеспечивать соблюдение установленных законом сроков предоставления информации;
6) вести учет, обобщение и анализ запросов;
7) создавать необходимые условия для инвалидов при предоставлении информации;
8) обеспечивать бесперебойное функционирование интернет-ресурсов, содержащих информацию;
9) обеспечивать повышение квалификации должностных лиц и работников в области обеспечения доступа к информации;
10) проводить внутренний контроль за качеством и своевременностью предоставления информации;
11) соблюдать законодательство Республики Казахстан о государственных секретах и иные охраняемые законом тайны;
12) размещать на постоянной основе в виде открытых данных информацию на интернет-портале открытых данных, не относящуюся к информации с ограниченным доступом;
13) осуществлять иные обязанности, предусмотренные настоящим Законом и законодательством Республики Казахстан.
Сноска. Статья 9 с изменением, внесенным Законом РК от 06.04.2016 № 484-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Статья 10. Способы обеспечения доступа к информации
Доступ к информации обеспечивается следующими способами:
1) предоставлением информации по запросу;
2) размещением информации в помещениях, занимаемых обладателями информации, и в иных отведенных для этих целей местах;
Примечание РЦПИ!
Подпункт 3) вводится в действие с 01.01.2017 Законом РК от 16.11.2015 № 401-V.
3) обеспечением доступа на заседания коллегий государственных органов в соответствии с законодательством Республики Казахстан и онлайн-трансляцией открытых заседаний Палат Парламента Республики Казахстан, в том числе совместных, местных представительных органов области, города республиканского значения, столицы и коллегий государственных органов, проводимых по итогам года, на интернет-ресурсах;
4) заслушиванием и обсуждением отчетов руководителей центральных исполнительных органов (за исключением Министерства обороны Республики Казахстан), акимов и руководителей национальных высших учебных заведений;
5) размещением информации в средствах массовой информации;
6) размещением информации на интернет-ресурсе обладателя информации;
7) размещением информации на соответствующих компонентах веб-портала "электронного правительства";
8) иными способами, не запрещенными законодательством Республики Казахстан.
Сноска. Статья 10 с изменением, внесенным Законом РК от 06.04.2016 № 484-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Статья 11. Предоставление информации по запросу
Запрос может быть представлен в устной или письменной форме, в том числе в виде электронного документа.
Ответ на устный запрос предоставляется по следующей информации:
1) график работы обладателя информации;
2) почтовые адреса, адреса электронной почты и (или) интернет-ресурсов, телефоны справочных служб обладателей информации, их структурных подразделений, территориальных органов и подведомственных организаций, а также сведения об их руководителях;
3) порядок приема физических лиц и представителей юридических лиц;
4) порядок рассмотрения обращений, запросов, заявлений и жалоб физических и юридических лиц;
5) порядок оказания государственных услуг;
6) графики рассмотрения судебных дел;
7) сведения о дате и месте проведения открытых конкурсных торгов (аукционов, тендеров);
8) время, место созыва схода местного сообщества, собрания местного сообщества и обсуждаемые вопросы;
9) сведения о средствах массовой информации, учрежденных обладателем информации (при наличии);
10) номера телефонов для получения информации об имеющихся вакантных должностях.
В случае предоставления ответа на устный запрос указывается имя и должность лица, предоставившего ответ.
1) фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), индивидуальный идентификационный номер физического лица, запрашивающего информацию;
2) при обращении от имени юридического лица – полное наименование юридического лица, бизнес-идентификационный номер, исходящий номер и дата, фамилия, инициалы и должность лица, подписавшего запрос.
В запросе должны быть указаны почтовый адрес или адрес электронной почты, номер телефона или телефакса, иные средства связи.
Письменный запрос должен быть подписан физическим лицом или представителем юридического лица. Запрос в виде электронного документа должен быть заверен электронной цифровой подписью.
К письменному запросу приравнивается запрос в электронной форме, направленный посредством блог-платформы первых руководителей государственных органов.
Запрос, направляемый посредством блог-платформы первых руководителей государственных органов, не требует его подписания пользователем информации при условии наличия у него учетной записи на веб-портале "электронного правительства" и подключения к ней абонентского номера пользователя информации, предоставленного оператором сотовой связи.
В случаях, когда запрашиваемая информация входит в компетенцию нескольких обладателей информации и при ответе на письменный запрос требуется получение информации от иных обладателей информации, срок рассмотрения может быть однократно продлен руководителем обладателя информации не более чем на пятнадцать календарных дней, о чем пользователю информации сообщается в течение трех рабочих дней с момента продления срока рассмотрения.
Ответ на устный запрос предоставляется в устной форме на языке обращения.
Размер фактических затрат на копирование или печать и порядок их оплаты определяются Правительством Республики Казахстан. Тарифы на копирование или печать и порядок их оплаты подлежат обязательному опубликованию в периодических печатных изданиях, распространяемых на всей территории Республики Казахстан, и размещению на интернет-ресурсах обладателей информации.
От оплаты фактических затрат на копирование или печать освобождаются социально уязвимые слои населения в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
При повторном обращении обладатель информации предоставляет запрашиваемую информацию в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
1) если содержание запроса не позволяет установить запрашиваемую информацию;
2) если запрос не соответствует требованиям настоящего Закона;
3) если запрашиваемая информация относится к информации с ограниченным доступом;
4) если в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых обладателем информации, проведении анализа деятельности обладателя информации либо подведомственных им органов и организаций или проведении иной аналитической работы до ее завершения;
5) до принятия решения по результатам проверок, проводимых в рамках государственного контроля и надзора;
6) до принятия окончательного решения, вырабатываемого на основе межведомственной и внутриведомственной переписки или на основе совещаний в государственных органах;
7) до принятия взаимного соглашения об условиях раскрытия документов, поступивших от иностранных государств или международных организаций.
Статья 12. Размещение информации в помещениях, занимаемых обладателями информации
При размещении информационных стендов и (или) других технических средств аналогичного назначения обладатели информации обязаны:
обеспечить круглосуточный свободный доступ к ним;
создать условия свободного доступа к ним инвалидов.
1) порядок работы обладателя информации, включая порядок приема физических лиц и представителей юридических лиц;
2) условия и порядок получения информации;
3) иные сведения.
Статья 13. Обеспечение доступа на заседания коллегиальных органов государственных органов
Доступ пользователей информации к открытым заседаниям обеспечивается в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 14. Отчеты руководителей центральных исполнительных органов, акимов и руководителей национальных высших учебных заведений
Руководители центральных исполнительных органов (за исключением Министерства обороны Республики Казахстан), акимы и руководители национальных высших учебных заведений не реже одного раза в год отчитываются перед населением о проделанной работе.
Порядок проведения отчетных встреч определяется законодательством Республики Казахстан.
Сноска. Статья 14 в редакции Закона РК от 06.04.2016 № 484-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Статья 15. Размещение информации в средствах массовой информации
Размещение информации в средствах массовой информации осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 16. Размещение информации на интернет-ресурсах
1) общую информацию о деятельности обладателя информации:
организационную структуру обладателей информации, сведения об их руководителях;
официальные новости (пресс-релизы) о деятельности обладателей информации;
официальные календари предстоящих событий в деятельности обладателей информации;
тексты официальных выступлений и официальных заявлений руководителей обладателей информации и их заместителей;
сведения о государственных и отраслевых программах, концепциях, доктринах, программах и планах развития территорий, стратегических планах, стратегиях и планах развития соответствующей отрасли, проектах целевых программ и концепций;
информацию о деятельности консультативно-совещательных органов (советов, комиссий), в которых обладатель информации является рабочим органом;
информацию об использовании средств республиканского и местного бюджетов, Национального фонда Республики Казахстан;
информационные сообщения об участии обладателя информации в целевых и иных программах, международном сотрудничестве;
информационные сообщения о результатах проверок, проведенных государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления, подведомственных организациях;
отчеты и доклады о проделанной работе;
итоги оценки эффективности деятельности центральных и местных исполнительных органов по реализации государственной политики;
результаты общественного мониторинга качества оказания государственных услуг;
2) перечень структурных подразделений обладателя информации и его подведомственных организаций, их задачи и функции, а также сведения об их руководителях;
3) перечень территориальных органов обладателя информации (при их наличии), их задачи и функции, а также сведения об их руководителях;
4) нормативные правовые акты, регламентирующие компетенцию, полномочия, задачи и функции обладателя информации;
5) информацию о нормотворческой деятельности обладателя информации:
перечень нормативных правовых актов, принятых обладателем информации;
нормативные правовые акты, принятые обладателем информации и введенные в действие в полном соответствии с подписанными подлинниками;
тексты разрабатываемых обладателем информации проектов нормативных правовых актов, а также пояснительные записки, сравнительные таблицы, заключения научных экспертиз и экспертные заключения субъектов частного предпринимательства;
проекты разрабатываемых обладателем информации подзаконных нормативных правовых актов, определяющих порядок оказания государственных услуг, а также отчеты о завершении их публичного обсуждения;
6) информацию об информационных ресурсах и услугах:
сведения о средствах массовой информации, учрежденных обладателем информации (при наличии);
банки данных, реестры, регистры, кадастры, находящиеся в ведении обладателя информации;
перечни общедоступных электронных информационных ресурсов и электронных услуг, предоставляемых физическим и юридическим лицам;
сведения о проводимых государственных закупках в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан о государственных закупках;
7) статистическую информацию:
ведомственные статистические базы данных;
информацию, характеризующую состояние и динамику развития отрасли (сферы) в части, относящейся к компетенции обладателя информации;
8) аналитические доклады и обзоры информационного характера о деятельности обладателя информации;
9) заключения, экспертные оценки, рекомендации и другие аналитические материалы международных организаций по вопросам деятельности обладателей информации;
10) информацию о порядке работы обладателя информации:
порядок осуществления обладателем информации разрешительных действий (лицензирование, аккредитация, регистрация и другие) (при наличии таких полномочий);
образцы заявлений и запросов, принимаемых обладателем информации к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан;
11) информацию о проведении конкурсов, тендеров:
сведения об открытых конкурсных торгах (аукционах, тендерах), экспертизах и других мероприятиях и условия их проведения;
условия участия в них физических и юридических лиц;
протоколы проведенных открытых конкурсных торгов (аукционов, тендеров);
12) порядок приема физических лиц и представителей юридических лиц;
13) порядок рассмотрения обращений физических и юридических лиц;
14) стенограммы и (или) протоколы открытых заседаний коллегиальных органов;
15) данные об опросах населения, обобщение и анализ запросов на получение информации;
16) наличие сервиса "Вопрос-ответ";
17) интерактивные опросы граждан;
18) ленту новостей;
19) почтовые адреса, адреса электронной почты, телефоны справочных служб обладателей информации, их структурных подразделений, территориальных органов и подведомственных организаций;
20) информацию неоднократно (два и более раза в течение трех последовательных календарных месяцев) запрашиваемую пользователями информации;
21) иную информацию, обязанность размещения которой установлена законодательством Республики Казахстан, или информацию, размещение которой обладатель информации считает необходимым.
1) информацию в сфере бюджетных средств:
проекты республиканского и местных бюджетов;
бюджетную отчетность;
консолидированную финансовую отчетность;
результаты государственного аудита и финансового контроля;
2) информацию об объявленных конкурсах на занятие вакантных должностей административной государственной службы;
3) правовые акты, за исключением правовых актов, регулирующих кадровые и финансовые вопросы, вопросы организации внутриведомственной работы;
4) подзаконные нормативные правовые акты, определяющие порядок оказания государственных услуг;
5) информацию о полученных и использованных грантах, предоставленных иностранным государством, международной или иностранной организацией и (или) фондом.
1) судебные акты, за исключением не подлежащих размещению в открытом доступе;
2) графики рассмотрения судебных дел с учетом ограничений, установленных законодательством Республики Казахстан.
1) правовые акты, за исключением правовых актов, регулирующих кадровые и финансовые вопросы;
2) подзаконные нормативные правовые акты, определяющие порядок оказания государственных услуг;
3) отчеты руководителей исполнительных органов, финансируемых из местного бюджета;
4) информация о полученных и использованных грантах, предоставленных иностранным государством, международной или иностранной организацией и (или) фондом;
5) информация об объявленных конкурсах на занятие вакантных должностей административной государственной службы.
1) отчет о результатах проведенного мониторинга за использованием бюджетных средств, выделенных на решение вопросов местного значения, и доходных источниках местного самоуправления;
2) время, место созыва схода местного сообщества, собрания местного сообщества и обсуждаемые вопросы;
3) протоколы схода местного сообщества или собрания местного сообщества, а также принятые на них решения.
1) сведения об объявленных вакантных должностях;
2) квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей;
3) номера телефонов для получения информации о вакантных должностях.
Сноска. Статья 16 с изменениями, внесенными законами РК от 28.12.2016 № 34-VІ (вводится в действие с 01.01.2017); от 25.11.2019 № 272-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Статья 17. Размещение информации на веб-портале "электронного правительства"
Уполномоченный орган в сфере информатизации вправе запрашивать открытые данные у обладателей информации для размещения на интернет-портале открытых данных по результатам опроса общественного мнения на веб-портале "электронного правительства" о потребностях населения Республики Казахстан в открытых данных.
Обладатели информации вправе также размещать информацию на интернет-портале открытых данных по собственной инициативе.
Размещение информации на интернет-портале открытых данных осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в сфере информатизации.
Размещение информации на интернет-портале открытых бюджетов осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом в сфере информатизации по согласованию с центральным уполномоченным органом по государственному планированию и центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета.
Размещение информации на интернет-портале открытых нормативных правовых актов осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Размещение информации на интернет-портале оценки эффективности деятельности государственных органов осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом в сфере информатизации по согласованию с центральным уполномоченным органом по государственному планированию.
Статья 18. Обжалование незаконного ограничения права на доступ к информации
Примечание ИЗПИ!
Статья 18 предусмотрена в новой редакции в соответствии с Законом РК от 29.06.2020 № 351-VI (вводится в действие с 01.07.2021).
Статья 19. Комиссия по вопросам доступа к информации
В целях учета и защиты общественных интересов в области доступа к информации, а также удовлетворения потребностей пользователей информации при уполномоченном органе, определяемом Правительством Республики Казахстан, создается консультативно-совещательный орган – Комиссия по вопросам доступа к информации.
Деятельность Комиссии по вопросам доступа к информации осуществляется на основе прозрачности и открытости при обсуждении и решении вопросов, входящих в ее компетенцию.
Положение о порядке деятельности Комиссии по вопросам доступа к информации утверждается Правительством Республики Казахстан.
Статья 20. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о доступе к информации
Нарушение законодательства Республики Казахстан о доступе к информации влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.
Статья 21. Порядок введения в действие настоящего Закона
Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением подпункта 3) статьи 10 и пункта 5 статьи 17, которые вводятся в действие с 1 января 2017 года.
|
|
|||
Примечание РЦПИ! Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие в результате реализации конституционного права каждого свободно получать и распространять информацию любым не запрещенным законом способом. Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, полученные или созданные обладателем информации, зафиксированные на любом носителе и имеющие реквизиты, позволяющие ее идентифицировать; 2) доступ к информации – гарантированное государством, закрепленное в Конституции и законах Республики Казахстан право каждого свободно получать и распространять информацию любым не запрещенным законом способом; 3) пользователь информации – физическое или юридическое лицо, запрашивающее и (или) использующее информацию; 4) интернет-портал открытых бюджетов – компонент веб-портала "электронного правительства", обеспечивающий размещение бюджетной отчетности, консолидированной финансовой отчетности, результатов государственного аудита и финансового контроля, а также публичное обсуждение проектов бюджетных программ и отчетов о реализации бюджетных программ; 5) открытые данные – общедоступные электронные информационные ресурсы, представленные в машиночитаемом виде и предназначенные для дальнейшего использования, повторной публикации в неизменном виде; 6) интернет-портал открытых данных – компонент веб-портала "электронного правительства", обеспечивающий централизованное хранение описательной и ссылочной информации по открытым данным; 7) интернет-портал открытых нормативных правовых актов – компонент веб-портала "электронного правительства", обеспечивающий размещение проектов концепций законопроектов и нормативных правовых актов; 8) информация с ограниченным доступом – информация, отнесенная к государственным секретам, личной, семейной, врачебной, банковской, коммерческой и иным охраняемым законом тайнам, а также служебная информация с пометкой "Для служебного пользования"; 9) блог-платформа первых руководителей государственных органов – компонент веб-портала "электронного правительства", обеспечивающий возможность направления гражданами запросов и получения ответов на них от первых руководителей государственных органов; 10) единая платформа интернет-ресурсов государственных органов – технологическая платформа, предназначенная для размещения интернет-ресурсов государственных органов; 11) интернет-портал оценки эффективности деятельности государственных органов – компонент веб-портала "электронного правительства", обеспечивающий размещение информации об оценке деятельности государственных органов, отчетов о достижении целевых индикаторов стратегических планов и программ развития территорий, а также публичное обсуждение деятельности государственных органов; 12) запрос – просьба в устной или письменной форме, в том числе в виде электронного документа, о предоставлении информации, озвученная или направленная обладателю информации в порядке, установленном настоящим Законом. Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о доступе к информации
Статья 3. Сфера применения настоящего Закона
Примечание ИЗПИ!
Статья 4. Основные принципы обеспечения доступа к информации Обеспечение доступа к информации основывается на принципах: 1) законности; 2) открытости и прозрачности деятельности обладателей информации; 3) достоверности и полноты; 4) актуальности и своевременности; 5) равного доступа к информации; 6) неразглашения государственных секретов и иных охраняемых законом тайн; 7) неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны; 8) соблюдения прав и законных интересов физических и юридических лиц. Статья 5. Ограничение права на доступ к информации Право на доступ к информации может быть ограничено только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения. Статья 6. Информация, доступ к которой не подлежит ограничению Не подлежит ограничению доступ к следующей информации: 1) о чрезвычайных ситуациях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; 2) о состоянии здравоохранения, санитарии, демографии, миграции, образования, культуры, социальной защиты, экономики, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности; 3) о фактах совершения актов терроризма; 4) о состоянии экологии, пожарной безопасности, а также о санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов; 5) о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством физическим и юридическим лицам; 6) о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина; 7) о размерах золотовалютного резерва Национального Банка Республики Казахстан; 8) содержащей тексты нормативных правовых актов Республики Казахстан, за исключением нормативных правовых актов, содержащих государственные секреты и иные охраняемые законом тайны, а также их проекты; 9) о формировании и расходовании средств из республиканского и местного бюджетов, за исключением сведений, содержащих государственные секреты; 10) о контроле за расходованием средств из республиканского и местного бюджетов, за исключением сведений, содержащих государственные секреты; 11) о фактах нарушения законности обладателями информации, их должностными лицами; 12) о массовых репрессиях по политическим, социальным и другим мотивам, в том числе находящейся в архивах, за исключением информации, относимой к государственным секретам Республики Казахстан. Статья 7. Права и обязанности пользователя информации
1) получать и распространять информацию любым не запрещенным законом способом; 2) обращаться с запросом о предоставлении информации; 3) проверять достоверность и полноту получаемой информации; 4) отозвать запрос; 5) не обосновывать необходимость получения информации; 6) обжаловать незаконное ограничение права на доступ к информации, действия (бездействие) должностных лиц; 7) требовать в установленном законом порядке возмещения материального ущерба и морального вреда, причиненного ему нарушением его права на доступ к информации.
Статья 8. Обладатель информации Обладателями информации признаются: 1) органы и учреждения законодательной, исполнительной и судебной ветвей государственной власти, местного государственного управления и самоуправления; 2) государственные учреждения, не являющиеся государственными органами; 3) субъекты квазигосударственного сектора; 4) юридические лица, являющиеся получателями бюджетных средств, – в части информации, касающейся использования средств, выделенных из государственного бюджета; 5) субъекты государственной монополии – в части информации, касающейся цен на производимые (реализуемые) ими товары (работы, услуги); 6) юридические лица – в части обладаемой ими экологической информации, информации о чрезвычайных ситуациях, природных и техногенных катастрофах, их прогнозах и последствиях, состоянии пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановки, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на здоровье и обеспечение безопасности граждан, населенных пунктов и производственных объектов. Сноска. Статья 8 с изменением, внесенным Законом РК от 28.12.2016 № 34-VІ (вводится в действие с 01.01.2017). Статья 9. Права и обязанности обладателя информации
1) направлять запрос соответствующему обладателю информации, в компетенцию которого входит предоставление запрашиваемой информации; 2) уточнять содержание запроса у лица, обратившегося с запросом; 3) отказать в предоставлении информации в случаях и по основаниям, установленными законами Республики Казахстан.
1) обеспечивать доступ к информации; 2) обеспечивать в рамках своих полномочий организационно-технические и другие условия, необходимые для обеспечения доступа к информации; 3) предоставлять достоверную и полную информацию; 4) обеспечивать в предоставляемой информации наличие сведений о должностном лице в объеме, достаточном для идентификации; 5) обеспечивать соблюдение установленных законом сроков предоставления информации; 6) вести учет, обобщение и анализ запросов; 7) создавать необходимые условия для инвалидов при предоставлении информации; 8) обеспечивать бесперебойное функционирование интернет-ресурсов, содержащих информацию; 9) обеспечивать повышение квалификации должностных лиц и работников в области обеспечения доступа к информации; 10) проводить внутренний контроль за качеством и своевременностью предоставления информации; 11) соблюдать законодательство Республики Казахстан о государственных секретах и иные охраняемые законом тайны; 12) размещать на постоянной основе в виде открытых данных информацию на интернет-портале открытых данных, не относящуюся к информации с ограниченным доступом; 13) осуществлять иные обязанности, предусмотренные настоящим Законом и законодательством Республики Казахстан.
Сноска. Статья 9 с изменением, внесенным Законом РК от 06.04.2016 № 484-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования). Статья 10. Способы обеспечения доступа к информации Доступ к информации обеспечивается следующими способами: 1) предоставлением информации по запросу; 2) размещением информации в помещениях, занимаемых обладателями информации, и в иных отведенных для этих целей местах; Примечание РЦПИ! 3) обеспечением доступа на заседания коллегий государственных органов в соответствии с законодательством Республики Казахстан и онлайн-трансляцией открытых заседаний Палат Парламента Республики Казахстан, в том числе совместных, местных представительных органов области, города республиканского значения, столицы и коллегий государственных органов, проводимых по итогам года, на интернет-ресурсах; 4) заслушиванием и обсуждением отчетов руководителей центральных исполнительных органов (за исключением Министерства обороны Республики Казахстан), акимов и руководителей национальных высших учебных заведений; 5) размещением информации в средствах массовой информации; 6) размещением информации на интернет-ресурсе обладателя информации; 7) размещением информации на соответствующих компонентах веб-портала "электронного правительства"; 8) иными способами, не запрещенными законодательством Республики Казахстан. Сноска. Статья 10 с изменением, внесенным Законом РК от 06.04.2016 № 484-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования). Статья 11. Предоставление информации по запросу
Запрос может быть представлен в устной или письменной форме, в том числе в виде электронного документа.
Ответ на устный запрос предоставляется по следующей информации: 1) график работы обладателя информации; 2) почтовые адреса, адреса электронной почты и (или) интернет-ресурсов, телефоны справочных служб обладателей информации, их структурных подразделений, территориальных органов и подведомственных организаций, а также сведения об их руководителях; 3) порядок приема физических лиц и представителей юридических лиц; 4) порядок рассмотрения обращений, запросов, заявлений и жалоб физических и юридических лиц; 5) порядок оказания государственных услуг; 6) графики рассмотрения судебных дел; 7) сведения о дате и месте проведения открытых конкурсных торгов (аукционов, тендеров); 8) время, место созыва схода местного сообщества, собрания местного сообщества и обсуждаемые вопросы; 9) сведения о средствах массовой информации, учрежденных обладателем информации (при наличии); 10) номера телефонов для получения информации об имеющихся вакантных должностях. В случае предоставления ответа на устный запрос указывается имя и должность лица, предоставившего ответ.
1) фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), индивидуальный идентификационный номер физического лица, запрашивающего информацию; 2) при обращении от имени юридического лица – полное наименование юридического лица, бизнес-идентификационный номер, исходящий номер и дата, фамилия, инициалы и должность лица, подписавшего запрос. В запросе должны быть указаны почтовый адрес или адрес электронной почты, номер телефона или телефакса, иные средства связи. Письменный запрос должен быть подписан физическим лицом или представителем юридического лица. Запрос в виде электронного документа должен быть заверен электронной цифровой подписью. К письменному запросу приравнивается запрос в электронной форме, направленный посредством блог-платформы первых руководителей государственных органов. Запрос, направляемый посредством блог-платформы первых руководителей государственных органов, не требует его подписания пользователем информации при условии наличия у него учетной записи на веб-портале "электронного правительства" и подключения к ней абонентского номера пользователя информации, предоставленного оператором сотовой связи.
В случаях, когда запрашиваемая информация входит в компетенцию нескольких обладателей информации и при ответе на письменный запрос требуется получение информации от иных обладателей информации, срок рассмотрения может быть однократно продлен руководителем обладателя информации не более чем на пятнадцать календарных дней, о чем пользователю информации сообщается в течение трех рабочих дней с момента продления срока рассмотрения.
Ответ на устный запрос предоставляется в устной форме на языке обращения.
Размер фактических затрат на копирование или печать и порядок их оплаты определяются Правительством Республики Казахстан. Тарифы на копирование или печать и порядок их оплаты подлежат обязательному опубликованию в периодических печатных изданиях, распространяемых на всей территории Республики Казахстан, и размещению на интернет-ресурсах обладателей информации. От оплаты фактических затрат на копирование или печать освобождаются социально уязвимые слои населения в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
При повторном обращении обладатель информации предоставляет запрашиваемую информацию в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
1) если содержание запроса не позволяет установить запрашиваемую информацию; 2) если запрос не соответствует требованиям настоящего Закона; 3) если запрашиваемая информация относится к информации с ограниченным доступом; 4) если в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых обладателем информации, проведении анализа деятельности обладателя информации либо подведомственных им органов и организаций или проведении иной аналитической работы до ее завершения; 5) до принятия решения по результатам проверок, проводимых в рамках государственного контроля и надзора; 6) до принятия окончательного решения, вырабатываемого на основе межведомственной и внутриведомственной переписки или на основе совещаний в государственных органах; 7) до принятия взаимного соглашения об условиях раскрытия документов, поступивших от иностранных государств или международных организаций.
Статья 12. Размещение информации в помещениях, занимаемых обладателями информации
При размещении информационных стендов и (или) других технических средств аналогичного назначения обладатели информации обязаны: обеспечить круглосуточный свободный доступ к ним; создать условия свободного доступа к ним инвалидов.
1) порядок работы обладателя информации, включая порядок приема физических лиц и представителей юридических лиц; 2) условия и порядок получения информации; 3) иные сведения. Статья 13. Обеспечение доступа на заседания коллегиальных органов государственных органов
Доступ пользователей информации к открытым заседаниям обеспечивается в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 14. Отчеты руководителей центральных исполнительных органов, акимов и руководителей национальных высших учебных заведений Руководители центральных исполнительных органов (за исключением Министерства обороны Республики Казахстан), акимы и руководители национальных высших учебных заведений не реже одного раза в год отчитываются перед населением о проделанной работе. Порядок проведения отчетных встреч определяется законодательством Республики Казахстан. Сноска. Статья 14 в редакции Закона РК от 06.04.2016 № 484-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования). Статья 15. Размещение информации в средствах массовой информации Размещение информации в средствах массовой информации осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Статья 16. Размещение информации на интернет-ресурсах
1) общую информацию о деятельности обладателя информации: организационную структуру обладателей информации, сведения об их руководителях; официальные новости (пресс-релизы) о деятельности обладателей информации; официальные календари предстоящих событий в деятельности обладателей информации; тексты официальных выступлений и официальных заявлений руководителей обладателей информации и их заместителей; сведения о государственных и отраслевых программах, концепциях, доктринах, программах и планах развития территорий, стратегических планах, стратегиях и планах развития соответствующей отрасли, проектах целевых программ и концепций; информацию о деятельности консультативно-совещательных органов (советов, комиссий), в которых обладатель информации является рабочим органом; информацию об использовании средств республиканского и местного бюджетов, Национального фонда Республики Казахстан; информационные сообщения об участии обладателя информации в целевых и иных программах, международном сотрудничестве; информационные сообщения о результатах проверок, проведенных государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления, подведомственных организациях; отчеты и доклады о проделанной работе; итоги оценки эффективности деятельности центральных и местных исполнительных органов по реализации государственной политики; результаты общественного мониторинга качества оказания государственных услуг; 2) перечень структурных подразделений обладателя информации и его подведомственных организаций, их задачи и функции, а также сведения об их руководителях; 3) перечень территориальных органов обладателя информации (при их наличии), их задачи и функции, а также сведения об их руководителях; 4) нормативные правовые акты, регламентирующие компетенцию, полномочия, задачи и функции обладателя информации; 5) информацию о нормотворческой деятельности обладателя информации: перечень нормативных правовых актов, принятых обладателем информации; нормативные правовые акты, принятые обладателем информации и введенные в действие в полном соответствии с подписанными подлинниками; тексты разрабатываемых обладателем информации проектов нормативных правовых актов, а также пояснительные записки, сравнительные таблицы, заключения научных экспертиз и экспертные заключения субъектов частного предпринимательства; проекты разрабатываемых обладателем информации подзаконных нормативных правовых актов, определяющих порядок оказания государственных услуг, а также отчеты о завершении их публичного обсуждения; 6) информацию об информационных ресурсах и услугах: сведения о средствах массовой информации, учрежденных обладателем информации (при наличии); банки данных, реестры, регистры, кадастры, находящиеся в ведении обладателя информации; перечни общедоступных электронных информационных ресурсов и электронных услуг, предоставляемых физическим и юридическим лицам; сведения о проводимых государственных закупках в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан о государственных закупках; 7) статистическую информацию: ведомственные статистические базы данных; информацию, характеризующую состояние и динамику развития отрасли (сферы) в части, относящейся к компетенции обладателя информации; 8) аналитические доклады и обзоры информационного характера о деятельности обладателя информации; 9) заключения, экспертные оценки, рекомендации и другие аналитические материалы международных организаций по вопросам деятельности обладателей информации; 10) информацию о порядке работы обладателя информации: порядок осуществления обладателем информации разрешительных действий (лицензирование, аккредитация, регистрация и другие) (при наличии таких полномочий); образцы заявлений и запросов, принимаемых обладателем информации к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан; 11) информацию о проведении конкурсов, тендеров: сведения об открытых конкурсных торгах (аукционах, тендерах), экспертизах и других мероприятиях и условия их проведения; условия участия в них физических и юридических лиц; протоколы проведенных открытых конкурсных торгов (аукционов, тендеров); 12) порядок приема физических лиц и представителей юридических лиц; 13) порядок рассмотрения обращений физических и юридических лиц; 14) стенограммы и (или) протоколы открытых заседаний коллегиальных органов; 15) данные об опросах населения, обобщение и анализ запросов на получение информации; 16) наличие сервиса "Вопрос-ответ"; 17) интерактивные опросы граждан; 18) ленту новостей; 19) почтовые адреса, адреса электронной почты, телефоны справочных служб обладателей информации, их структурных подразделений, территориальных органов и подведомственных организаций; 20) информацию неоднократно (два и более раза в течение трех последовательных календарных месяцев) запрашиваемую пользователями информации; 21) иную информацию, обязанность размещения которой установлена законодательством Республики Казахстан, или информацию, размещение которой обладатель информации считает необходимым.
1) информацию в сфере бюджетных средств: проекты республиканского и местных бюджетов; бюджетную отчетность; консолидированную финансовую отчетность; результаты государственного аудита и финансового контроля; 2) информацию об объявленных конкурсах на занятие вакантных должностей административной государственной службы; 3) правовые акты, за исключением правовых актов, регулирующих кадровые и финансовые вопросы, вопросы организации внутриведомственной работы; 4) подзаконные нормативные правовые акты, определяющие порядок оказания государственных услуг; 5) информацию о полученных и использованных грантах, предоставленных иностранным государством, международной или иностранной организацией и (или) фондом.
1) судебные акты, за исключением не подлежащих размещению в открытом доступе; 2) графики рассмотрения судебных дел с учетом ограничений, установленных законодательством Республики Казахстан.
1) правовые акты, за исключением правовых актов, регулирующих кадровые и финансовые вопросы; 2) подзаконные нормативные правовые акты, определяющие порядок оказания государственных услуг; 3) отчеты руководителей исполнительных органов, финансируемых из местного бюджета; 4) информация о полученных и использованных грантах, предоставленных иностранным государством, международной или иностранной организацией и (или) фондом; 5) информация об объявленных конкурсах на занятие вакантных должностей административной государственной службы.
1) отчет о результатах проведенного мониторинга за использованием бюджетных средств, выделенных на решение вопросов местного значения, и доходных источниках местного самоуправления; 2) время, место созыва схода местного сообщества, собрания местного сообщества и обсуждаемые вопросы; 3) протоколы схода местного сообщества или собрания местного сообщества, а также принятые на них решения.
1) сведения об объявленных вакантных должностях; 2) квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей; 3) номера телефонов для получения информации о вакантных должностях.
Сноска. Статья 16 с изменениями, внесенными законами РК от 28.12.2016 № 34-VІ (вводится в действие с 01.01.2017); от 25.11.2019 № 272-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования). Статья 17. Размещение информации на веб-портале "электронного правительства"
Уполномоченный орган в сфере информатизации вправе запрашивать открытые данные у обладателей информации для размещения на интернет-портале открытых данных по результатам опроса общественного мнения на веб-портале "электронного правительства" о потребностях населения Республики Казахстан в открытых данных. Обладатели информации вправе также размещать информацию на интернет-портале открытых данных по собственной инициативе. Размещение информации на интернет-портале открытых данных осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в сфере информатизации.
Размещение информации на интернет-портале открытых бюджетов осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом в сфере информатизации по согласованию с центральным уполномоченным органом по государственному планированию и центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета.
Размещение информации на интернет-портале открытых нормативных правовых актов осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Размещение информации на интернет-портале оценки эффективности деятельности государственных органов осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом в сфере информатизации по согласованию с центральным уполномоченным органом по государственному планированию. Статья 18. Обжалование незаконного ограничения права на доступ к информации Примечание ИЗПИ!
Статья 19. Комиссия по вопросам доступа к информации В целях учета и защиты общественных интересов в области доступа к информации, а также удовлетворения потребностей пользователей информации при уполномоченном органе, определяемом Правительством Республики Казахстан, создается консультативно-совещательный орган – Комиссия по вопросам доступа к информации. Деятельность Комиссии по вопросам доступа к информации осуществляется на основе прозрачности и открытости при обсуждении и решении вопросов, входящих в ее компетенцию. Положение о порядке деятельности Комиссии по вопросам доступа к информации утверждается Правительством Республики Казахстан. Статья 20. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о доступе к информации Нарушение законодательства Республики Казахстан о доступе к информации влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан. Статья 21. Порядок введения в действие настоящего Закона Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением подпункта 3) статьи 10 и пункта 5 статьи 17, которые вводятся в действие с 1 января 2017 года. ПрезидентРеспублики Казахстан
|