Меню

Страницы

Статья

Методические рекомендации для лиц с инвалидностью по их действиям в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для сотрудников органов гражданской защиты по обучению лиц с инвалидностью

Министерство по чрезвычайным ситуациям

Республики Казахстан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

ДЛЯ ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

ПО ИХ ДЕЙСТВИЯМ В СЛУЧАЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО

И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

 

ДЛЯ СОТРУДНИКОВ

ОРГАНОВ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Астана - 2023 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Настоящие методические рекомендации освещают вопросы возникновения чрезвычайных ситуаций, предупреждения и действий в случае их возникновения.

Рекомендации содержат значительный объем информации, которые могут быть использованы лицами
с инвалидностью, и быть полезны их близкому кругу.

В данных рекомендациях собраны материалы для оказания помощи самому себе в случае возникновения чрезвычайной ситуации. 

Методические рекомендации могут быть использованы как раздаточный материал при проведении профилактических мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуации.

Содержание

 

Глава I. Нормативно-правовые акты, регламентирующие права лиц с инвалидностью в условиях чрезвычайной ситуации

4

Глава II. Рекомендации для лиц с инвалидностью по их действиям в условиях чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера

6

2.1. Общие правила поведения в чрезвычайной ситуации

6

2.2. Правила поведения при пожаре в общественных местах

7

2.3. Правила поведения при пожаре в жилом помещении

10

2.4. Правила поведения при природном пожаре

12

2.5. Правила поведения пострадавших  при угрозе обрушения здания

12

2.6. Правила поведения пострадавших, оказавшихся под завалом

14

2.7. Правила поведения при выбросе      химических веществ

в атмосферу

15

2.8. Правила поведения на воздушном транспорте

17

2.9. Правила поведения на железнодорожном транспорте

20

2.10. Правила поведения на общественном автотранспорте

22

2.11. Правила поведения при смерче и урагане на улице

24

2.12. Правила поведения при наводнении

24

2.13. Правила поведения при снежных заносах и метелях

26

Глава III. Рекомендации для сотрудников органов гражданской защиты по обучению – лиц с инвалидностью

28

3.1. Обучение лиц с нарушением слуха

29

3.2. Обучение лиц с нарушением зрения

30

3.3. Обучение лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП)

32

3.4. Общие рекомендации по работе со слушателями – лицами с инвалидностью

34

Приложение №1. Рекомендуемый состав сумки-укладки при чрезвычайной ситуации

35

Приложение № 2. Знаки пожарной безопасности

36

Приложение №3. Эвакуационные знаки

39

 

               

 

 

 

 

Глава I. Нормативно-правовые акты, регламентирующие права лиц с инвалидностью в условиях чрезвычайной ситуации

 

Права лиц с инвалидностью регламентируются:

  1. Закон Республики Казахстан от 20 февраля 2015 года
    «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». В статье 11 «Ситуации риска и чрезвычайные гуманитарные ситуации» особо подчеркивается обязательство государств-участников принимать «необходимые меры для обеспечения защиты и безопасности инвалидов в ситуациях риска, включая вооруженные конфликты, чрезвычайные гуманитарные ситуации и стихийные бедствия».

Кроме того, пункт 1 статьи 4 гласит: «Государства-участники обязуются обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности», а статья 32 признает важность международного сотрудничества для расширения возможностей некоторых государств в плане реагирования на ситуации риска и гуманитарные кризисы.

  1. Закон Республики Казахстан от 13 апреля 2005 года
    «О социальной защите лиц с инвалидностью в Республике Казахстан» регулирует общественные отношения в области социальной защиты лиц с инвалидностью в Республике Казахстан и определяет правовые, экономические и организационные условия обеспечения социальной защиты лиц с инвалидностью, создания им равных возможностей для жизнедеятельности и интеграции в общество.
  2. Защита и безопасность лиц с инвалидностью обеспечиваются
    в ситуациях риска, вызванных чрезвычайными гуманитарными ситуациями или стихийными бедствиями в рамках реализации положений законов Республики Казахстан «О противодействии терроризму», «О чрезвычайном положении»,
    «О гражданской защите».

 Закон Республики Казахстан «О гражданской защите» гарантирует всем гражданам, в том числе инвалидам, право на: заблаговременное получение информации о риске возникновения опасных факторов чрезвычайных ситуаций, которым могут подвергаться, и о мерах необходимой безопасности; защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; возмещение вреда, причиненного их здоровью, и ущерба имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в порядке, установленном законодательством; предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного их здоровью, и ущерба имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В Казахстане действует единая дежурно-диспетчерская служба «112», которая занимается приемом и обработкой сообщений от физических и юридических лиц о предпосылках возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, пожаре, угрозе жизни и причинения вреда здоровью людей и об иных случаях, требующих принятия мер экстренной помощи с последующей координацией действий по реагированию экстренных служб в пределах компетенции.

В соответствии с действующим законодательством операторы связи на безвозмездной основе обязаны предоставлять службе «112» услуги по определению местоположения звонящего абонента и рассылке коротких текстовых сообщений на телефоны сотовой связи населения при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций. Данная норма позволяет лицам с инвалидностью получить информацию по сотовой связи наравне с другими гражданами о угрозе или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

  1. Первичная медицинская помощь для лиц с инвалидностью оказывается в соответствии с Постановлением Правительства РК от 26 ноября 2020 года №796 «Об утверждении порядка, видов и объема медицинской помощи населению при чрезвычайных ситуациях, введении режима чрезвычайного положения», а также приказа МЗ РК от 30 марта 2023 года № 49 «Об утверждении Стандарта организации оказания первичной медико-санитарной помощи в Республики Казахстан». При планировании действий по оказанию первой медицинской помощи, используется стандартный перечень лекарств согласно приказа МЗ РК от 30 ноября 2020 года № ҚР ДСМ- 225/2020 «Об утверждении правил оказания скорой медицинской помощи, в том числе с привлечением медицинской авиации».
  2. Государственными нормативами в области архитектуры, градостроительства и строительства предусмотрены требования безопасности к зданиям и сооружениям, доступным для маломобильных групп населения, при пожарах, аварийных ситуациях и опасных природных воздействий (Строительные нормы СН РК 3.06.2011 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, Свод правил СП РК 3.06-02-2012 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения»).

 

 

Глава II. Рекомендации для лиц с инвалидностью по их действиям в условиях чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера

 

2.1. Общие правила поведения в чрезвычайной ситуации

 

В случае пожара, обрушений конструкций, утечки ядовитых веществ, а также других экстремальных ситуациях аварийного характера, прежде всего, постарайтесь сохранять спокойствие и не поддаваться панике. Помните, что неосознанные действия человека ведут к хаосу и, как следствие, могут привести к тяжелым последствиям. Хаотичные действия пострадавших также затрудняют работу спасателей, пожарных, медработников и прочих специалистов.

По возможности немедленно звоните по телефону «112» и «101». Передавая свое сообщение, сохраняйте спокойствие, выдержку. Старайтесь говорить коротко и внятно. В сообщении необходимо сказать: что случилось; место, где это произошло (адрес, ориентиры). Если Вы оказались очевидцем и Вам ничего не угрожает, постарайтесь оставаться на месте до приезда спасателей, пожарных, сотрудников полиции.

На случай экстремальной ситуации, заранее сформируйте навык по определению и передаче своей геопозиции посредством мобильного устройства. Особенно это важно для лиц с нарушением зрения, так как нет возможности определить и описать визуальные ориентиры.

Человеку с нарушенным слухом необходимо заранее сформулировать и написать на своем телефоне в «заметках» текст о своем состоянии слуха, к которому потом добавить сведения о своем местонахождении, который в последующем можно будет отправить близким и/или знакомым.

Помните, что служба «112» доступна даже при ограничениях - нулевом и отрицательном балансе, для доступа к службе «112» не нужна сим карта, только мобильное устройство.

Чтобы быть всегда на связи регулярно проверяйте уровень заряда своих мобильных устройств.

В случае массовых происшествий – включите радио, телевизор, прослушайте информацию, передаваемую через уличные громкоговорители и громкоговорящие устройства, читайте информацию бегущей строки. В речевом сообщении до Вас доведут, что произошло, передадут основные рекомендации и правила поведения.

Если не слышащий человек все же окажется в неведении относительно происходящего, ему нужно ориентироваться на действия других людей, если будет возможность, обратиться к кому-то за разъяснениями.

Не создавайте условий, затрудняющих действия специалистов – спасателей, пожарных, медицинских работников, сотрудников полиции, сотрудников общественного транспорта. Пропустите автотранспорт, двигающийся со специальными  сигналами (визуальными и звуковыми).

Помните! Сирены и прерывистые гудки предприятий или транспортных средств означают сигнал «Внимание всем!».

В местах массового скопления людей (концерты, выставки, фестивали, форумы и прочее) не стойте возле мусорных контейнеров, урн, детских колясок, бесхозных чемоданов – часто именно в этих местах закладываются взрывные устройства.

Держите дома минимальный набор медикаментов, перевязочных средств и запас воды. Регулярно, проверяйте домашнюю аптечку на предмет истечения сроков годности медицинских препаратов.

Лицам с нарушением зрения рекомендуется подписать рельефно-точечным шрифтом все лекарственные средства, записать нужно не только название, но и срок годности, и хотя бы кратко характеристику, например, «Темпалгин, годен до января 2023 года, обезболивающие». Надеяться на память не стоит, так как в стрессовой ситуации можно не вспомнить действие даже хорошо  знакомых препаратов.

 

2.2. Правила поведения при пожаре в общественных местах

 

Возгорания иногда возникают в местах массового пребывания людей.

По статистике основным поражающим фактором является не столько сам огонь, сколько его последствия, например, удушье вследствие токсичности продуктов горения. Так же усугубляющим фактором является приток свежего воздуха, который способствует большему распространению пожара.

При посещении общественных мест заранее детально ознакомьтесь с местом расположения запасных выходов и планом эвакуации организации. По правилам пожарной безопасности в любом помещении должно быть два или больше выходов с разных сторон. Как правило, план эвакуации представлен в виде схемы и расположен в видном общедоступном месте, недалеко от входов на этаж на удалении  2-4 метров от эвакуационного выхода, возле лифтов, в зоне стойки администрации (ресепшн) и других местах ожидания посетителей.

При возникновении пожара немедленно сообщите о пожаре по телефону пожарных и спасателей «101» – с мобильного и стационарного телефона, или в единую службу «112».

При посещении общественных мест предупредите сотрудника поста охраны, или гардеробной, или стойки администратора о Ваших особенностях здоровья и месте запланированного пребывания. Подобная мера позволит оперативно обеспечить Вашу эвакуацию в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

Людям с нарушенным слухом при посещении общественных мест рекомендуется предупредить сотрудников поста охраны о времени и месте своего пребывания. Заранее подготовьте предупреждение в письменной форме и проконтролируйте, что соответствующая запись сделана в журнале регистрации. На бумаге, которая будет передана сотруднику поста охраны должна быть написана фамилия, имя, отчество и обозначено состояние здоровья. Данная мера поможет сократить определение Вашего местоположения в случае экстренной эвакуации.

При возникновении пожара старайтесь двигаться в сторону выхода с наименьшим задымлением.

Людям с сохранным зрением рекомендуется двигаться, ориентируясь на свет зеленых ламп эвакуационного освещения.

Людям с нарушением зрения рекомендуется использовать белую трость с целью наименьшей травматизации при экстренной эвакуации, а также с целью привлечения внимания окружающих к необходимости оказать ситуационную помощь.

Лицам с нарушением зрения при посещении мест массового скопления людей рекомендовано брать белую трость, даже при наличии сопровождающего, так как белая трость обладает светоотражательными свойствами. Светоотражательные элементы помогут спасателям определить Ваше место положения в условиях задымленности. Заметим, что обычная одежда редко обладает светоотражательными элементами, ими в обязательном порядке снабжена спецодежда, например, куртка пожарного имеет два ряда сигнальных светоотражательных линий и светоотражательную надпись «ТЖМ»/«МЧС» . Если Вы не пользуетесь тростью для ориентирования, например, Вы не передвигаетесь, а ожидаете помощи, сложите из трости треугольник, закрепите конструкцию резиновой петлей на рукоятке трости, в такой конфигурации трость будет представлять собой знак «Аварийная ситуация» и будет больше привлекать внимание.

Способ складывания трости в форме треугольника изображен на рисунке 1, визуальный эффект, который достигается в темноте изображен на рисунке 2.

 

 

Рис. 1. Способ складывания                                                  Рис. 2. Визуальный эффект, который

белой трости в форме треугольника                   достигается в темноте, сложенная белая трость выглядит как знак «Аварийная ситуация».

В случае задымления двигайтесь к выходу, держась за стены и поручни. Дышите через влажный носовой платок или рукав  одежды. При сильном задымлении старайтесь перебираться на  четвереньках или ползком, чем ближе к полу, тем больше кислорода и ниже температура.

В многоэтажном здании нельзя пользоваться лифтом – спускайтесь по лестнице. При тушении пожара электричество отключают, и есть риск застрять между этажами в завесе дыма.

При невозможности самостоятельно эвакуироваться постарайтесь через окно посылать сигналы прохожим: размахивайте шарфом, одеждой, светите телефоном, фонариком, кричите, стучите по карнизам.

Держите детей рядом с собой, обязательно укрыв  дыхательные пути по возможности мокрой или плотной тканью.

Помните, что некоторые здания оборудованы безопасной зоной. Безопасная зона предназначена для инвалидов и людей, имеющих трудности с передвижением. Предназначение ее – спасти от пожара представителей маломобильных групп, находящихся в здании и не имеющих возможности быстро эвакуироваться вместе со всеми.

Зона безопасности представляет собой отдельное помещение, расчет площади которого производится в зависимости от предполагаемого количества людей, которые могут там находиться. Требования к планировочным, конструктивным, инженерным решениям таких помещений составлены с целью обеспечения максимальной их пожаробезопасности: окна не предусматриваются; двери с уплотнениями в притворах, самозакрывающиеся; ограждающие конструкции непроницаемы для дыма; количество входов – не меньше, чем 2.

Лицам с нарушением зрения рекомендуется заранее ознакомиться не только с местоположением безопасной зоны в здании, но и с внешним видом двери противопожарной зоны, она имеет явные отличия от обычных межкомнатных дверей, легко определяющиеся тактильно: уплотнители из огнеупорных материалов, наличие порога, наличие доводчика. Если вы впервые посещаете объект, обязательно узнайте, где расположена пожаробезопасная зона и как до неё добраться.

 

2.3. Правила поведения при пожаре в жилом помещении

 

Если у вас или у ваших соседей случился пожар, незамедлительно звоните по номеру пожарных и спасателей «101» – с мобильного и со стационарного телефона, или единому номеру «112».

В случае воспламенения электроприбора, сначала обесточьте его путем выдергивания из розетки или через квартирный электрощит, затем воспламенившийся объект накройте плотной тканью с целью прекращения доступа кислорода.

Помните, что горящий телевизор выделяет множество токсических веществ, поэтому постарайтесь сразу же эвакуироваться сами и вывести из помещения людей.

Лицам с нарушением зрения рекомендуется оборудовать квартиру дымотепловым извещателем. Данное устройство подает громкий звуковой сигнал в случае даже малой концентрации дыма и в случае повышения температуры в помещении. Данный извещатель будет полезен так же и лицам без нозологических особенностей, например, если пожар случился во время сна, прибор разбудит человека.

Если пожар возник в одной из комнат, не забудьте плотно закрыть двери горящей комнаты – это помешает огню распространиться по всей квартире и лестничной площадке. Уплотните дверь мокрыми тряпками, чтобы в остальные помещения дым не проникал. В сильно задымленном пространстве  нужно двигаться ползком или пригнувшись низко к полу.

Тушить огонь нужно водой или же огнетушителем, а при их отсутствии – мокрой тканью, песком или даже землей из цветочного горшка.

Если вы понимаете, что ликвидировать возгорание своими силами не удается, немедленно уходите. Возьмите документы, деньги и покиньте квартиру через входную дверь. Если путь к входной двери отрезан огнем и дымом – спасайтесь через балкон. Имейте в виду, самые безопасные места в горящей квартире – на балконе или возле окна. Здесь пожарные найдут вас быстрее!

Открывайте дверь на балкон осторожно, поскольку пламя от большого притока свежего воздуха может усилиться. Не забудьте плотно закрыть дверь балкона за собой.

Уплотните дверь в комнату мокрыми тряпками. Как только убедитесь, что ваш призыв о помощи услышали, ложитесь на пол, где меньше дыма. Таким образом, можно продержаться около получаса.

Старайтесь почаще задерживать дыхание, так как достаточно    сделать несколько глубоких вздохов, чтобы получить отравление угарным газом, вплоть до летального исхода.

Во время пожара запрещено пользоваться лифтом, так как лифт может застрять, и есть риск оказаться в задымленной ловушке.

В случае задымления двигайтесь к выходу, держась за стены и поручни. Дышите через влажную тряпку, носовой платок или рукав одежды.

При сильном задымлении старайтесь перебираться на четвереньках или ползком, чем ближе к полу, тем больше кислорода и ниже температура.

Инвалидов по зрению такой способ передвижения может сильно дезориентировать даже в собственной квартире, так как тактильные ориентиры на уровне пола отличаются от тактильных ориентиров на уровне пояса, рекомендуется заранее изучить тактильные ориентиры на уровне пола и потренироваться эвакуироваться данным способом.

Для лиц с нарушением зрения, использующих линзы, рекомендуется иметь дома очки, чтобы в случае возникновения экстренной ситуации, не тратить драгоценное время на надевание линз, надевание линз требует нескольких минут, очки надеваются за секунду.

 

2.4. Правила поведения при природном пожаре

 

 

Лесной пожар - это сигнал тревоги для диких зверей, птиц, насекомых. Заметив огонь, они спасаются бегством. От сильного огня погибают корни деревьев. При пожаре страдают люди, оказавшиеся в горящем лесу, и населённые пункты.

Правила поведения в зоне лесных пожаров:

При обнаружении очага небольшого низового пожара необходимо попытаться погасить его, используя воду или подручные средства (веник из зеленых веток, мешковина, одежда, песок). Потушив небольшой пожар, не уходите до тех пор, пока не убедитесь, что огонь не разгорится снова. 

Если вы не можете бороться с пожаром, незамедлительно звоните по номеру пожарных и спасателей «101» – с мобильного и со стационарного телефона, или единому номеру «112», после чего срочно покидайте зону огня, предупреждая встреченных людей об опасности пожара.

От верхового пожара убежать почти невозможно. Укрываться от такого пожара следует на островах, отмелях озер, на скальных вершинах выше уровня леса.

Идти надо по возможности против ветра, перпендикулярно линии распространения огня, по просекам, дорогам, берегам ручьев и рек. При сильном задымлении рот и нос нужно прикрыть мокрой повязкой, полотенцем, частью одежды. После выхода из зоны пожара сообщите о месте, размерах и характере пожара в акимат населенного пункта, лесничество или противопожарную службу, а также местному населению.

 

2.5. Правила поведения пострадавших

при угрозе обрушения здания

 

Основными причинами обрушения зданий могут стать бытовые аварии, ошибки при проектировании, аварийное состояние здания, террористические акты.

Разделим правила поведения пострадавших на две категории:

  1. Правила поведения в условиях возникновения угрозы обрушения здания;
  2. Правила поведения при обрушении здания.

Если услышали глухой хлопок или почувствовали вибрацию конструкций расценивайте это как угрозу обрушения здания.

При угрозе обрушения зданий категорически запрещается пользоваться лифтом. По возможности воспользуйтесь обычным или аварийным выходом.

Пользуйтесь телефоном только с целью вызова служб спасения, полиции и скорой медицинской помощи.

Контролируйте свое поведение, не поддавайтесь панике, не создавайте давку во время эвакуации, сохраняйте спокойствие.

Держите свободными проходы, не заставляйте вещами и другими предметами пути эвакуации.

Не предпринимайте попытки выпрыгнуть из окон выше первого этажа. Также пресекайте подобные попытки других.

Если нет возможности безопасно покинуть здание, рекомендуется незамедлительно выбрать для себя максимально безопасное положение. Например, спрячетесь под стол. Такое положение защитит Вас от падающих предметов и обломков. Или укройтесь в дверном проёме или в углу капитальной стены под капитальными балками каркаса.

Старайтесь держаться подальше от окон, газовых баллонов, колонн, хрупких металлических конструкций.

По возможности отключите воду, газ и электричество.

Ни в коем случае не пользуйтесь спичками, зажигалками так как при утечке газа может произойти взрыв.

Оказавшись на улице, не стойте около здания. Отходите на открытое пространство.

При отсутствии зрения двигайтесь осторожно, используя трость или другие подручные предметы, которые способны помочь в ориентировании. Например, любая палка, зонтик, вешалка и так далее.

Паника при эвакуации может привести незрячего к излишней травматизации. Двигайтесь осторожно, призывая на помощь людей. Опасность может возникнуть в темное время суток, когда людям приходится ориентироваться на слух. Людям с нарушением слуха рекомендуется для дополнительного освещения территории использовать мобильный телефон или электрический фонарик. Нельзя использовать спички, зажигалки, так как открытый огонь может вызвать пожар или взрыв газа.

 

2.6. Правила поведения пострадавших, оказавшихся под завалом

 

Если вы оказались под завалами, не совершайте резких движений.

Если рука или нога зажаты обломками, не пытайтесь вытащить конечность – это может спровоцировать дальнейшее обрушение.

Постарайтесь дышать глубоко, ровно и оставаться мобилизованным. Главная задача – выжить.

Если у вас под рукой оказалось мобильное устройство –позвоните спасателям по телефону «101» или «112».

При пользовании фонариком или мобильным телефоном со встроенным фонариком следует знать, что устройство необходимо включать только периодически, чтобы сэкономить заряд энергии.

Если Вы оказались глубоко под обломками здания, найдите возможность перемещать влево вправо любой металлический предмет, например, кольцо, ключи, чтобы Вас можно было обнаружить с помощью эхопеленгатора.

Криками и постукиванием привлекайте внимание людей. Во время спасательных работ каждый час объявляется «время тишины». Эти минуты предназначены для того, чтобы услышать голоса пострадавших, находящихся под завалами.

Если пространство около Вас относительно свободно, не пользуйтесь зажигалками или спичками. Необходимо беречь кислород.

А в случае утечки газа или разлива горючего, искра может спровоцировать возгорание или взрыв.

Если у Вас есть возможность укрепить потолок, обязательно   сделайте это при помощи подручных предметов (доски, кирпича и так далее).

Выбираться наружу можно только в том случае, если длинными и прочными конструкциями образован лаз. Продвигайтесь осторожно, стараясь не вызвать нового обвала, ориентируйтесь по движению воздуха, поступающего снаружи.

Помните – сохраняя самообладание, Вы сохраняете свои физические силы, необходимые для того, чтобы дождаться специалистов поисковой службы.

При обнаружении Вас спасателями, по возможности, назовите им свое имя и расскажите о ранее полученных травмах, дефектах, болезнях или нарушенных функциях организма, приведших к инвалидности, так как проведение спасательной операции без учета особенностей здоровья, могут привести к серьезным ухудшениям Вашего здоровья.

Спасатели могут не понять речь неслышащего человека, если произношение недостаточно четкое. В этом случае людям с нарушенным слухом нужно максимально использовать естественные жесты, письменную речь (использовать для этого телефон, если сохранился, написать какое-то слово на земле и т.п.)

 

2.7. Правила поведения при выбросе      химических веществ

в атмосферу

 

Под химической аварией понимается нарушение технологических процессов на производстве, повреждение трубопровода, емкости, хранилищ, транспортных средств, приводящих к выбросу аварийных химически опасных веществ в атмосферу в количествах, представляющих опасность для жизни и здоровья людей, функционирования биосферы.

Каждому следует знать, что в целях оповещения населения, проживающего в зоне возможного химического заражения, связанной с выбросом аварийно химически опасных веществ ( далее - АХОВ), используется единый сигнал – «Внимание всем!», подаваемый на объекте, где произошел выброс, путём коротких звонков, сирен, других характерных звуков         тревоги, через громкоговорители.

Подавляющее большинство слабослышащих людей могут воспринимать с помощью своего слуха громкие звуковые сигналы. Необходимо заранее ознакомиться с такого рода сигналом, чтобы в случае возникновения опасной ситуации, знать, как нужно действовать.

Если почувствовали запахи, характерные для химически опасных веществ, например, хлорки, хлорных бытовых отбеливателей при выбросе хлора или нашатырного спирта – при выбросе аммиака и почувствовали раздражение слизистой оболочки глаз и верхних дыхательных путей, то срочно предпринимайте следующие действия:

Включите канал регионального телевидения или радио и действуйте согласно инструкции передаваемого речевого и видео сообщения, бегущей строки и сурдоперевода!

Если Вы находитесь на улице или в транспорте, тогда в первую очередь защитите органы дыхания. Закройте нос и рот ватными или меховыми частями одежды, смоченными водой (при отсутствии воды можно использовать мочу).

Необходимо срочно застегнуться на все пуговицы, молнии, обвязать шею шарфом, надеть перчатки или спрятать руки в рукава.

Старайтесь двигаться перпендикулярно направлению ветра. Учитывайте, что облако ядовитых газов всегда вытянуто, и вы сможете пройти его поперёк, к его ближайшему краю.

При перемещении по улицам избегайте закрытых дворов, тупиков, узких улиц подземных переходов. Старайтесь двигаться по наиболее открытой местности.

При невозможности покинуть зараженную местность необходимо занять помещения и отключить принудительную вентиляцию.

Не пользуйтесь открытым огнём – пары АХОВ могут образовывать взрывоопасные смеси.

Проведите герметизацию внутренних помещений, а именно закройте входные двери, окна (в первую очередь – с наветренной стороны закройте задвижки), вентиляционные отверстия плотным материалом или бумагой, а двери уплотните влажными материалами, например, мокрой простыней, одеялом.

Щели проёмов заклейте изнутри липкой лентой, например, пластырем, бумагой. Можно использовать подручный материал, например, поролон.

В целях защиты органов дыхания используйте противогаз, а при его отсутствии – ватно-марлевую повязку или подручные изделия из ткани, смоченные в воде, 2-5% растворе пищевой соды (для защиты от хлора), 2% растворе лимонной или уксусной кислоты (для защиты от аммиака).

При подозрении на поражение АХОВ исключите любые физические нагрузки, примите обильное питье (молоко, чай) и немедленно обратитесь к врачу.

Если Вы попали под непосредственное воздействие АХОВ, то при первой же возможности примите душ. Зараженную одежду постирайте, а при невозможности стирки – избавьтесь от нее.

Проведите тщательную влажную уборку помещения.

Воздержитесь от употребления водопроводной или колодезной воды, фруктов и овощей из огорода, мяса скота и птицы, забитых после аварии, до официального заключения об их безопасном употреблении.

При эвакуации из зоны поражения наденьте как можно более изолирующие от внешней среды обувь и одежду, (например, резиновые сапоги, комбинезон) закутайтесь в верхнюю одежду.

Обязательно возьмите с собой теплые вещи и трехдневный запас продуктов питания и воды, также деньги, документы. Покидайте зону заражения быстро, однако             старайтесь не поднимать пыль и грязь.

Не прикасайтесь к стенам домов или другим уличным предметам. Далее следуйте инструкции организаторов эвакуации.

 

2.8. Правила поведения на воздушном транспорте    

 

В случае возникновения аварийной ситуации в полете экипаж может принять решение о вынужденной посадке. В задних карманах кресел размещается инструкция по безопасности, однако далеко не все авиаперевозчики адаптируют данный документ для лиц с инвалидностью по зрению. Поэтому пассажирам, имеющим подобные ограничения, необходимо перед полетом самостоятельно изучить алгоритм действий на случай аварийной ситуации. Также, при помощи бортпроводника тактильно изучить место нахождения средств спасения, например, место расположения кислородных масок, спасательных жилетов, аварийных люков и так далее. Следует учитывать, что в экстренной  ситуации возможно придется самостоятельно покидать салон самолета, поэтому нужно быть готовыми и действовать сообразно инструкции.

При подготовке к эвакуации нужно немедленно освободить проходы и занять места в своих креслах, спинки которых следует привести в вертикальное положение.

Необходимо снять очки, зубные протезы, вынуть из внутренних карманов острые предметы, также снять обувь на высоких каблуках, ослабить галстук и расстегнуть воротник. После этого положить на колени мягкие вещи для защиты головы и туловища, застегнуть и туго затянуть привязные ремни.

По команде бортпроводника «Внимание посадка!» следует наклониться вперед, голову закрыть мягкими вещами. При этом, ее опустить на руки и обхватить колени. Оставайтесь в такой позе до полной остановки самолета.

После остановки самолета расстегните ремни и подготовьтесь к эвакуации.

Для экстренного покидания самолета пассажирами и экипажем используются все основные и запасные двери, а также аварийные выходы, расположенные, как правило, с левой и правой сторон фюзеляжа. Выходы для пассажиров, подходы к ним и средства открывания имеют заметную маркировку, облегчающую их обнаружение. Все надписи подсвечиваются изнутри независимо от основной системы освещения.

Устройство аварийных люков и их замков с рукоятками сделано простым, заметным и не требующим больших усилий для вскрытия. Инструкция по их открыванию нанесена на дверях (люках). В местах расположения аварийных выходов на крыло проходы между креслами шире, чем везде, и не мешают открытию люков и выходу пассажиров.

Покидая самолет через выход с выпущенным и надутым трапом, нужно, не останавливаясь, прыгать на него, а не садиться на край, и затем съезжать вниз. Помните, что только прыжком достигается увеличение скорости эвакуации.

Планируя полет, старайтесь надевать пальто или куртку, сделанные из трудновозгораемых и труднорасплавляемых материалов.

Заранее продумайте, какую обувь следует надеть; избегайте туфель на высоких каблуках, но, если вы их надели, а при эвакуации придется воспользоваться надувным спасательным трапом, то снимите их, когда будете покидать самолет.

При взлете и посадке следите за тем, чтобы ремень безопасности был плотно натянут у ваших бедер.

Пассажирам с инвалидностью по зрению следует знать, где на самолете расположены выходы и как они открываются.

Заранее познакомьтесь с бортпроводником и запомните его имя.

Если Вы путешествуете без личного сопровождения, ориентируйтесь на команды бортпроводника. В случае неоказания помощи бортпроводниками попросите помощь в сопровождении у соседей или же ориентируйтесь на действия других пассажиров.

Людям с нарушенным слухом нужно заранее сообщить бортпроводнику о своем нарушении слуха, чтобы в случае возникновения опасной ситуации бортпроводники знали, как с Вами взаимодействовать.

При декомпрессии, т.е. разрежении воздуха в салоне самолета в результате разгерметизации, последний наполняется пылью и туманом. В этом случае не ждите команды и немедленно наденьте кислородную маску. Не пытайтесь оказать кому-либо помощь, до того, как сами не окажитесь в безопасности. Если вы не успеете помочь себе, то потеряете сознание. Только после того, как окажитесь в кислородной маске, можете приступать к оказанию помощи другим.

Сразу же после надевания маски пристегните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению самолета.

В случае пожара в самолете помните, что на борту наибольшую опасность представляет дым, а не огонь. Дышите только через хлопчатобумажные или шерстяные элементы одежды, по возможности смоченные водой.

Пробираясь к выходу, двигайтесь пригнувшись к полу или на четвереньках, так как внизу салона задымленность меньше.

Защитите открытые участки тела от прямого воздействия огня, используя имеющуюся одежду, пледы и т.д.

После приземления и остановки самолета немедленно направляйтесь к ближайшему выходу, так как высока вероятность взрыва. Если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская их спинки. При эвакуации избавьтесь от ручной клади.

После выхода из самолета удалитесь от него как можно дальше и лягте на землю, прижав голову руками, так как возможен  взрыв.

Вынужденная посадка самолета на воду случается редко. Перед тем как затонуть, самолет может находиться на плаву от 10 до 40 мин. Однако, если фюзеляж поврежден, это время значительно меньше. Следует знать, что при приводнении, которое всегда неожиданно, времени на подготовку практически не бывает. В одном случае самолет может коснуться поверхности так плавно, что непонятно, приземлился он или приводнился, в другом – может развалиться на части и быстро затонуть. Поэтому при приводнении  необходимо действовать по команде командира экипажа или бортпроводника. Необходимо надеть спасательный жилет и надуть его, взять с собой или надеть теплую одежду и идти к выходу, указанному бортпроводником, с целью посадки в спасательный плот.

После вынужденной посадки на воду спускаются спасательные плоты. Время приведения плота в рабочее состояние      составляет примерно 1 мин летом и 3 мин зимой. Если приводнение произошло в холодное время года, нужно взять на плот больше теплых вещей. Не следует забывать о запасе воды и пищи. В комплекте плота есть аварийный запас, которого может оказаться недостаточно, если плавание будет длительным. Командование всеми пассажирами на воде принимает на себя командир экипажа.

От правильного поведения людей на плоту зависит их жизнь. Поэтому важно, чтобы все выполняли получаемые команды. Человеку с нарушенным слухом нужно показать командиру экипажа, как с ним нужно общаться, поворачивать его лицом к себе, показать, что он может читать команды с губ, если они будут проговариваться четко и немного замедленно. Использовать при общении естественные и обрисовывающие жесты.

 

2.9. Правила поведения на железнодорожном транспорте

 

При планировании путешествия на железнодорожном транспорте необходимо знать некоторые правила безопасного поведения и предпринимать ряд мер по предупреждению экстремальных ситуаций:

Стоит заранее продумать приобретаемые места в вагоне. Самыми безопасными являются полки купе, расположенные в сторону движения. Например, при экстренном торможении или столкновении поездов вас только прижмет к стенке, а не сбросит резким толчком на пол.

Наибольшую угрозу для пассажиров представляют первый и последний вагоны поезда. Первый сминается и сбрасывается с пути при столкновении в лоб. С последним то же самое происходит при столкновении сзади, только в еще более катастрофических масштабах, так как его, в отличие от первого, не буферят локомотив и багажный вагон.

Перед поездкой обязательно предупредите проводников о своих физических особенностях. На случай экстренных ситуаций проводники должны учитывать ограничения Вашего здоровья, чтобы квалифицировано оказать ситуационную помощь.

Пассажирам с инвалидностью по зрению рекомендуется использовать белую трость, чтобы другие пассажиры были более осмотрительными и не рассчитывали на Вашу реакцию и зрительный контакт. Например, при перемещении по вагону с вещами или кипятком.

Пассажирам с инвалидностью по зрению в целях личной безопасности и безопасности других следует использовать термоса и другие закрывающиеся емкости для жидкости.

Пассажирам с инвалидностью по слуху желательно проинформировать проводника о своем нарушении слуха, чтобы в случае опасности он смог его предупредить, обратившись к нему индивидуально.

При движении поезда не открывайте наружные двери, не стойте на подножках и не высовывайтесь из окон.

Тщательно укладывайте багаж на верхних багажных полках и не перегружайте их вещами или закрепляйте так, чтобы при резком торможении не пострадать от его падения.

Не срывайте без крайней необходимости стоп-кран; запомните, что даже при пожаре нельзя останавливать поезд на мосту, в тоннеле и в других местах, затрудняющих эвакуацию.

При запахе горелой резины или появлении дыма немедленно обращайтесь к проводнику.

При реальной угрозе немедленно покидайте вагон через тамбурные двери и аварийные выходы, а в крайнем случае выбивайте окна подручными жесткими предметами, например, вырванными из гнезд столиками и так далее.

При крушении или экстренном торможении постарайтесь закрепить корпус тела, чтобы не упасть. Для этого схватитесь за поручни и упритесь в стену или сиденье ногами. Безопаснее всего опуститься на пол вагона. После первого удара не расслабляйтесь и держите все мышцы напряженными до тех пор, пока не станет окончательно ясно, что движения полностью остановлено.

В случае столкновения и экстренного торможения, большинство людей травмируются в результате падений с полок. Чтобы избежать подобной ситуации или хотя бы смягчить удар, следует, кроме закрепления багажа, убрать со столиков небезопасные предметы. Подогнуть, особенно на полках, на которых спят дети, матрацы с внешней стороны или подложить под них свернутое одеяло или ненужную одежду, чтобы образовался защитный валик, через который трудно перекатиться.

Полностью, до фиксации, закрыть или открыть двери купе, чтобы они при резкой остановке не стали причиной травмы попавших в проем конечностей или головы.

Выпрыгивая, не попадите под встречный поезд! Внимательно осмотритесь, прислушайтесь к звукам. Пассажирам с инвалидностью по зрению следует обратиться за помощью к другим пассажирам. Только когда убедитесь, что параллельные железнодорожные пути свободны, выбирайтесь.

При экстренной эвакуации убедитесь, нет ли поблизости упавших токонесущих проводов. Провода могут представлять смертельную опасность.

Пожар в поезде страшен в первую очередь ядовитыми продуктами горения синтетических отделочных материалов. Отравление происходит в считанные минуты, а при интенсивном сгорании – секунды. Поэтому в движущемся поезде перейдите в соседний вагон, желательно в сторону движения, в остановившемся – на улицу, по возможности со стороны, где нет железнодорожных путей.

После эвакуации не уходите далеко от железнодорожных путей, так как прибывшие спасатели будут искать Вас возле полотна. Для инвалидов по зрению в темное время суток при наличии белой трости можно сложить из трости треугольник, закрепите конструкцию резиновой петлей на рукоятке трости, в такой конфигурации трость будет представлять собой знак

«Аварийная ситуация» со светоотражающими свойствами и будет больше привлекать внимание.

При сильном задымлении вагона закройте нос и рот смоченной водой тряпкой – полотенцем, наволочкой, простыней, куском разорванной одежды.

В полупустых вагонах можно передвигаться на коленях, так как внизу меньше всего дыма.

После аварии быстро покидайте вагон, по возможности через дверь или окна. Аварийным выходом из вагонов служат быстро открываемые окна в третьем и шестом купе со стороны поперечных полок. Разбивайте окно купе только тяжелыми подручными предметами.

Во время аварии возможен разлив топлива. В этом случае отойдите от поезда на безопасное расстояние, так как угроза пожара и взрыва очень высока.

При эвакуации пассажирам с инвалидностью по зрению необходимо срочно попросить о помощи в поисках безопасного места, так как высока вероятность приблизиться к токонесущим проводам. Если токонесущий провод оборван и касается земли, удаляйтесь от него прыжками или короткими шажками, чтобы обезопасить себя от шагового напряжения. Расстояние, на которое растекается электроток по земле, может быть от 2 (сухая) до 30 (влажная) метров.

 

2.10. Правила поведения на общественном автотранспорте

 

При пользовании общественным транспортом следует всегда помнить правила личной безопасности.

Входить в транспорт и выходить из него можно только после полной остановки. При входе и выходе не задерживайтесь на подножке транспортного средства. Не опирайтесь на входную дверь, т.к. она в любой момент может открыться. Спрыгивать на ходу с подножки категорически запрещается.

Не отвлекайте водителя разговором во время движения.

Пассажирам с инвалидностью по зрению рекомендуется придерживаться правила трех точек опоры, например, помимо ног держитесь рукой за поручни или спинки сидений, помните, что трость не является опорой в движущемся транспорте.

Если во время движения возникает опасность столкновения транспортного средства с другим объектом, надо принять устойчивое положение и крепко ухватиться руками за поручни. Сидящему пассажиру следует упереться ногами в пол, руками – в переднее сиденье, наклонить голову вперед.

Для пассажиров с инвалидностью по зрению на случай возникновения резкого торможения или столкновения рекомендуется все время находиться в устойчивом положении и крепко держаться руками за поручни. Сидящему пассажиру при первых признаках опасности, например, начавшийся процесс торможения или резкий маневр транспортного средства, следует упереться ногами в пол, руками – в переднее сиденье, наклонить голову вперед.

Выходя из общественного транспорта, смотрите по сторонам во избежание попадания под движущиеся автомобили.

Пассажирам с инвалидностью по зрению перед выходом следует убедиться в безопасности места остановки.

Если Вы обнаружили в салоне подозрительные предметы (бесхозные сумки, коробки, пакеты, свертки и т.д.), незамедлительно сообщите об этом водителю или сотрудникам полиции.

При возникновении пожара в наземном транспорте немедленно сообщите о пожаре водителю и пассажирам. Вызовите пожарных по телефону – «101» или «112».

Водитель должен остановиться и открыть двери. Главное для пассажиров – быстро и без паники покинуть салон. Пропустите вперед детей, пожилых людей, женщин. При блокировании дверей для эвакуации из салона транспортного средства используйте аварийные люки и выходы через боковые окна.

Помните! В аварийном троллейбусе металлические части могут оказаться под напряжением. Покидая салон, не прикасайтесь к ним.

Пассажиру с инвалидностью по зрению, покидая аварийный троллейбус, следует воспользоваться помощью зрячих пассажиров. При этом строго следуя за корпусом тела впереди идущего пассажира, положив руку на плечо, так легче отследить безопасную траекторию эвакуации, ни в коем случае не вставайте рядом или не бегите вперед.

Выбравшись из салона, окажите первую помощь пострадавшим. При необходимости вызовите скорую помощь.

 

2. 11. Правила поведения при смерче и урагане на улице

 

 

1. Держитесь подальше от зданий и строений, высоких столбов, деревьев, мачт, опор и электропроводов.

2. Нельзя находиться на мостах, путепроводах, эстакадах, в местах хранения легковоспламеняющихся и ядовитых веществ.

  1. Спрячьтесь под мостом, железобетонным навесом, в подвале, погребе. Можно лечь в яму или любое углубление. Глаза, рот и нос защитите от песка и земли.
  2. Нельзя залезать на крышу и прятаться на чердаке.
  3. Если вы едете на машине по равнине, остановитесь, но не покидайте автомобиль. Плотнее закройте его двери и окна.
  4. Если вы в городском транспорте, немедленно покиньте его и ищите убежище.
  5. Если стихия застигла вас на возвышенном или открытом месте, ползите в сторону какого-либо укрытия (к лесу), которое могло бы погасить силу ветра, но берегитесь падающих веток и деревьев.
  6. Когда ветер стих, не выходите сразу из укрытия, так как через несколько минут шквал может повториться.
  7. Сохраняйте спокойствие и не паникуйте.

 

  1. 12. Правила поведения при наводнении

 

 

Наводнение - это затопление местности из-за сильного подъёма уровня воды в реке, озере или море. Причины этого стихийного бедствия могут быть самыми различными.

Чаще всего к наводнениям приводят сильные и длительные ливни, когда количество выпавших осадков во много раз превышает норму, резкое потепление и бурное таяние снега и льда, а также прорывы плотин и дамб.

  Опасность наводнения особенно велика в районах, расположенных вблизи крупных водоёмов: морей, рек, озёр, водохранилищ. Разумеется, люди, живущие на подверженных затоплению территориях, должны быть особенно осторожны и внимательно следить за прогнозами погоды и сообщениями спасательных служб.

Что нужно делать при угрозе наводнения?

   Надо постараться приготовить всё, что может оказаться полезным: плавательные средства (надувные лодки, спасательные круги и жилеты, пластиковые бутылки, автомобильные шины; запасные колёса и т. п.), сигнальные средства (электрические фонарики, свистки, ракетницы и т. п.), верёвки, лестницы, запас еды и тёплые вещи.

      Действия в случае угрозы возникновение наводнения, паводка:

  1. внимательно слушайте информацию о чрезвычайной ситуации и инструкции о порядке действий;
  2. сохраняйте спокойствие;
  3. узнайте в местных исполнительных органах о месте сбора жителей для эвакуации и готовьтесь к ней;
  4. подготовьте документы, одежду, наиболее необходимые вещи, запас продуктов питания, воду и медикаменты на несколько дней. Сложите все в чемодан и сохраняйте в водонепроницаемом пакете;
  5. отсоедините все электроприборы от электросети и отключите газ;
  6. перенесите ценные вещи и продукты питания на верхние этажи или поднимите на верхние полки.

Действия в зоне внезапного затопления во время наводнения, паводка

 

1. сохраняйте спокойствие и избегайте паники;

2. быстро соберите необходимые документы, ценности, лекарства, продукты и прочие необходимые вещи;

3. по возможности немедленно оставьте зону затопления;

  1. перед выходом из дома отключите электро- и газоснабжение, погасите огонь в печах. Закройте окна и двери, если есть время - закройте окна и двери первого этажа досками;
  2. поднимитесь на верхние этажи или на чердачные помещения;
  3. до прибытия спасателей оставайтесь на верхних этажах, крышах, деревьях или других возвышениях, сигнализируйте спасателям, чтобы они имели возможность быстро вас найти;
  4. проверьте, нет ли вблизи пострадавших, окажите им по возможности помощь;
  5. оказавшись в воде, снимите с себя тяжелую одежду и обувь, отыщите вблизи предметы, с помощью которых можно держаться до получения помощи.

Действия после наводнения, паводка

  1. убедитесь, что ваше жилье не получило вследствие наводнения никаких повреждений и не угрожает обрушением, отсутствуют провалами в доме и вокруг него, не разбито стекло и нет опасных обломков и мусора;
  2. не пользуйтесь электросетью до полного осушения дома;
  3. обязательно кипятите питьевую воду, особенно из источников водоснабжения, которые были подтоплены;
  4. просушите дом, проведите тщательное очищение и дезинфекцию загрязненной посуды и домашних вещей и близлежащей к дому территории;
  5. электроприборами можно пользоваться только после их тщательного просушивания;
  6. запрещено употреблять продукты, которые были подтоплены водой во время наводнения. Избавьтесь от них и от консервации, которая была затоплена водой и получила повреждения;
  7. все затопленное имущество подлежит дезинфекции.

 

  1. 13. Правила поведения при снежных заносах и метелях

 

При получении предупреждения о сильной метели необходимо:

  1. плотно закрыть окна, двери, чердачные люки и вентиляционные отверстия;
  2. оконные стекла оклеить бумажными лентами, закрыть ставнями или щитами;
  3. подготовиться к возможному отключению электроэнергии;
  4. подготовить двухсуточный запас воды, пищи, медикаментов, средств автономного освещения (фонари, керосиновые лампы/горелки, свечи);
  5. подготовить походную плитку, радиоприемник на батарейках;
  6. убрать с балконов и подоконников вещи, которые могут быть захвачены воздушным потоком;
  7. постоянно держать включенными телевизоры и радиоприемники, так как может поступить важное информационное сообщение;
  8. перейти из легких построек в более прочные здания;
  9. подготовить инструмент для уборки снега.

Правила поведения при сильной метели:

При получении сообщения о возникновении сильной метели:

  1. покидать помещение разрешается лишь в исключительном случае, если такая необходимость возникла, то сообщить соседям, членам семьи о том месте, куда вы направляетесь и информацию относительно времени возвращения назад;
  2. запрещается покидать помещение в одиночку;
  3. перемещение в автомобиле возможно лишь по большим трассам, шоссе;
  4. при выходе из автомобиля, необходимо оставаться в зоне видимости;
  5. при возникновении поломки транспортного средства необходимо подать сигнал тревоги прерывистыми гудками, поднять капот или повесить на антенну яркую ткань, ждать помощи только внутри автомобиля;
  6. если произошла потеря ориентации при пешем перемещении, необходимо зайти в первый попавшийся дом и уточнить место нахождения, по возможности дождаться окончания метели;
  7. при возникновении физической усталости, необходимо найти укрытие и оставаться в нем;
  8. будьте бдительны и осторожны при общении с незнакомыми людьми, так как во время стихийных бедствий резко возрастает число краж из автомобилей, квартир и служебных помещений.

Правила поведения после сильной метели:

Если в условиях сильных заносов Вы оказались заблокированы в помещении необходимо:

  1. проверить есть ли возможность выбраться из-под заносов самостоятельно (используя подручные средства);
  2. сообщить в управление (отдел) по ЧС или местный исполнительный орган о характере заносов и возможности их самостоятельной разборки;
  3. если разобрать занос самостоятельно не удается – связаться со спасательными подразделениями;
  4. включить радиоприемник, телевизор и следовать информационным сообщениям/указаниям от местных властей;
  5. принять меры по сохранению тепла и экономному расходованию запасов пищи.

Особо важно отметить! Не игнорировать штормовые предупреждения, при ухудшении погодных условий воздержаться от дальних поездок и походы в горную местность

 

Глава III. Рекомендации для сотрудников органов гражданской защиты по обучению – лиц с инвалидностью

 

Привитие навыков безопасного поведенния у лиц с нарушением слуха рекомендуется выстраивать через реализацию следующих педагогических принципов:

  • Наглядности;
  • Индивидуализации;
  • Коммуникативности на основе использования информационных технологий, разработанного учебно-дидактического комплекса, включающего пакет специальных учебно-методических презентаций,
  • Использования учебных пособий, адаптированных для восприятия информации для лиц с нарушением слуха;
  • Использования электронного контролирующего программного комплекса по изучаемым предметам для лиц с нарушениями слуха.

К числу проблем, характерных для лиц с нарушением слуха, можно отнести:

  • замедленное и ограниченное восприятие;
  • недостатки речевого развития;
  • недостатки развития мыслительной деятельности;
  • пробелы в знаниях;
  • недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм, заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением);
  • некоторое отставание в формировании умения анализировать и синтезировать воспринимаемый материал, оперировать образами, сопоставлять вновь изученное с изученным ранее;
  • хуже, чем у слышащих сверстников, развит анализ и синтез объектов.

Это выражается в том, что глухие и слабослышащие меньше выделяют в объекте детали, часто опускают малозаметные, но существенные признаки.

При организации образовательного процесса со слабослышащей аудиторией необходима особая фиксация на артикуляции выступающего – следует говорить громче и четче, подбирая подходящий уровень.

 

3.1. Обучение лиц с нарушением слуха

 

Специфика зрительного восприятия слабослышащих влияет на эффективность их образной памяти – в окружающих предметах и явлениях они часто выделяют несущественные признаки.

Процесс запоминания у слушателей с нарушенным слухом во многом опосредуется деятельностью по анализу воспринимаемых объектов, по соотнесению нового материала с усвоенным ранее.

Некоторые основные понятия изучаемого материала слушателям необходимо объяснять дополнительно.

На занятиях требуется уделять повышенное внимание специальным профессиональным терминам, а также использованию профессиональной лексики.

Для лучшего усвоения специальной терминологии необходимо каждый раз писать на доске используемые термины и контролировать их усвоение.

Внимание в большей степени зависит от изобразительных качеств воспринимаемого материала: чем они выразительнее, тем легче слабослышащим слушателям выделить информативные признаки предмета или явления.

В процессе обучения рекомендуется использовать разнообразный наглядный материал. Сложные для понимания темы должны быть снабжены как можно большим количеством наглядного материала.

Особую роль в обучении лиц с нарушенным слухом, играют видеоматериалы.

По возможности, предъявляемая видеоинформация может сопровождаться текстовой бегущей строкой или сурдологическим переводом.

Видеоматериалы помогают в изучении процессов и явлений, поддающихся видеофиксации, анимация может быть использована для изображения различных динамических моделей, не поддающихся видеозаписи.

Начинать разговор необходимо с привлечения внимание своего собеседника.

Разговаривая со слабослышащим, смотрите на него. Не загораживайте свое лицо: собеседник должен иметь возможность следить за его выражением.

Говорите ясно и четко. Не следует излишне выделять что-то.

Если просят повторить что-то, необходимо перефразировать свое предложение.

Эффективно применение жестов. В разговоре необходимо использовать простые короткие предложения и избегать употребления незнакомых для обучающихся оборотов и выражений.

Перед тем как давать объяснение новых профессиональных терминов, следует:

  • разобрать смысловое значение каждого слова;
  • убедиться, что вас поняли, спросив.

Если не понят ответ или вопрос слабослышащего, можно попросить его повторить или записать то, что он хотел сказать.

Необходимо проявлять так называемый педагогический такт, создавать ситуации успеха, своевременно оказывать помощь каждому обучающемуся, развивать веру в собственные силы и возможности.

Учебно-методические презентации являются одной из организационных форм, которые можно использовать в процессе доведения информации до лиц с нарушением слуха.

Материал, основанный на принципе сочетания абстрактности мышления с наглядностью, представляет собой набор определенных иллюстраций, отражающих содержание каждой темы с небольшим текстовым пояснением.

С целью сокращения объема записей целесообразно использовать опорные конспекты, различные схемы, придающие упрощенный схематический вид изучаемым понятиям.

 

3.2. Обучение лиц с нарушением зрения

 

Специфика обучения слепых и слабовидящих студентов заключается в следующем:

дозирование учебных нагрузок;

применение специальных форм и методов обучения, оригинальных учебников и наглядных пособий, а также оптических и тифлопедагогических устройств, расширяющих познавательные возможности обучаемых;

специальное оформление учебных кабинетов;

организация лечебно-восстановительной работы;

усиление работы по социально-трудовой адаптации.

Во время проведения занятий следует чаще переключать обучающихся с одного вида деятельности на другой, при этом предусмотреть максимальный объем практической апробации изученного материала.

Во время проведения занятия необходимо учесть допустимую продолжительность непрерывной зрительной нагрузки для слабовидящих.

При зрительной работе у слабовидящих быстро наступает утомление, что снижает их работоспособность.

К дозированию зрительной работы надо подходить строго индивидуально.

Слабовидящим могут быть противопоказаны многие обычные действия, например, наклоны, резкие прыжки, поднятие тяжестей, так как они могут способствовать ухудшению зрения.

Для усвоения информации слабовидящим требуется большее количество повторений и тренировок.

При проведении занятий в условиях повышенного уровня шума, вибрации, длительных звуковых воздействий, может развиться чувство усталости слухового анализатора и дезориентации в пространстве.

При лекционной форме занятий слабовидящим следует разрешить использовать звукозаписывающие устройства и компьютеры, как способ конспектирования, во время занятий. Информацию необходимо представлять исходя из специфики ограничения возможности обучаемого: крупный шрифт (16 – 18 размер), дисковый накопитель (чтобы прочитать с помощью компьютера со звуковой программой), аудиофайлы.

Всё записанное на доске должно быть озвучено.

Необходимо комментировать свои жесты и надписи на доске и передавать словами то, что часто выражается мимикой и жестами.

При чтении вслух необходимо сначала предупредить об этом.

Не следует заменять чтение пересказом.

При проведении практических занятий слабовидящему нужно помочь в ориентации в пространстве (экскурсии).

Находясь в помещении, новом для слабовидящего обучающегося, нужно описать место, где находитесь.

Например: «В центре аудитории, примерно в шести шагах от вас, справа и слева - ряды столов, доска – впереди».

Или: «Слева от двери, как заходишь, - шкаф».

Укажите «опасные» для здоровья предметы.

Во время проведения занятий следует назвать себя и представить других собеседников, а также остальных присутствующих, вновь пришедших в помещение.

При общении с группой со слабовидящим нужно каждый раз называть того, к кому обращаетесь.

Нельзя заставлять собеседника говорить в пустоту: если вы перемещаетесь, предупредите его.

При знакомстве слабовидящего с незнакомым предметом не следует водить его руку по поверхности предмета, нужно дать ему возможность свободно потрогать предмет (касается средств индивидуальной защиты), определить и тактильно сформировать для себя ряд технических характеристик исследуемого предмета (эластичность и (или) гибкость, хрупкость, тяжесть и др.).

Если попросят помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть слабовидящего к предмету и брать его рукой этот предмет, лучше подать ему этот предмет или подвести к нему.

Заметив, что слабовидящий сбился с маршрута или впереди него есть препятствие, не следует управлять его движением на расстоянии, нужно подойти и помочь выбраться на нужный путь.

Если не получится подойти, необходимо громко предупредить об опасности.

 

3.3. Обучение лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП).

 

Лица с ДЦП представляют собой многочисленную группу лиц, имеющих различные двигательные патологии, которые часто сочетаются с нарушениями в познавательном, речевом, эмоционально-личностном развитии.

Обучение данной категории действиям при ЧС может осуществляться на фоне лечебно-восстановительной работы на базе медицинского учреждения или реабилитационного центра.

Специфика поражений опорно-двигательного аппарата (ОДА) может замедленно формировать такие операции, как сравнение, выделение существенных и несущественных признаков, установление причинно-следственной зависимости, неточность употребляемых понятий.

При тяжелом поражении нижних конечностей руки присутствуют трудности при овладении определенными предметно-практическими действиями.

Поражения ОДА часто связаны с нарушениями зрения, слуха, чувствительности, пространственной ориентации.

Это проявляется в замедленном формировании понятий, определяющих положение предметов и частей собственного тела в пространстве, неспособности узнавать и воспроизводить фигуры, складывать из частей целое.

Нарушения ОДА проявляются в расстройстве внимания и памяти, рассредоточенности, сужении объема внимания, преобладании слуховой памяти над зрительной.

Эмоциональные нарушения проявляются в виде повышенной возбудимости, проявлении страхов, склонности к колебаниям настроения.

Продолжительность занятия не должна превышать 1,5 часа (в день 3 часа), после чего рекомендуется 10–15-минутный перерыв.

Для организации учебного процесса необходимо определить учебное место в аудитории, следует разрешить обучающемуся самому подбирать комфортную позу для выполнения задания (сидя, стоя, облокотившись и т.д.).

При проведении занятий следует учитывать объем и формы выполнения устных и практических работ, темп работы аудитории и по возможности менять формы проведения занятий.

С целью получения лицами с поражением опорно-двигательного аппарата информации в полном объеме звуковые сообщения нужно дублировать зрительными, использовать наглядный материал, обучающие видеоматериалы.

При работе с категорией лиц с нарушением ОДА необходимо использовать методы, активизирующие познавательную деятельность обучаемых, развивающие устную речь и формирующие необходимые учебные навыки.

Физический недостаток существенно влияет на социальную позицию, на его отношение к окружающему миру, следствием чего является искажение ведущей деятельности и общения с окружающими.

У них наблюдаются нарушения личностного развития: пониженная мотивация к деятельности, страхи, связанные с передвижением и общением, стремление к ограничению социальных контактов.

Эмоционально-волевые нарушения проявляются в повышенной возбудимости, чрезмерной чувствительности к внешним раздражителям и пугливости.

У одних отмечается беспокойство, суетливость, расторможенность, у других - вялость, пассивность и двигательная заторможенность.

При общении с человеком в инвалидной коляске, нужно сделать так, чтобы ваши глаза находились на одном уровне. На коляску нельзя облокачиваться.

Нельзя начать катить коляску без согласия, сидящего в ней.

Нужно спросить, необходима ли помощь, прежде чем оказать ее.

Необходимо предложить помощь при открытии дверей или наличии в помещениях высоких порогов.

Если предложение о помощи принято, необходимо спросить, что нужно делать, четко следуя инструкциям.

Передвигать коляску нужно медленно, поскольку она быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.

Лица с психическими проблемами могут испытывать эмоциональные расстройства. Если человек, имеющий такие нарушения, расстроен, нужно спросить его спокойно, что можно сделать, чтобы помочь ему.

Не следует говорить резко с человеком, имеющим психические нарушения, даже если для этого имеются основания.

При общении с людьми, испытывающими затруднения в речи, не следует: – перебивать и поправлять.

Необходимо быть готовым к тому, что разговор с человеком с затрудненной речью займет больше времени.

Старайтесь задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка. При общении с людьми с гиперкинезами (непроизвольными движениями тела или конечностей): во время разговора не отвлекайтесь на непроизвольные движения собеседника, потому что можете пропустить что-то важное;

при гиперкинезах встречаются затруднения в речи.

Инструктор должен проявлять так называемый педагогический такт, создавать ситуации успеха для обучаемых, своевременно оказывать помощь, развивать веру в собственные силы и возможности.

 

3.4. Общие рекомендации по работе со слушателями-инвалидами

 

Обеспечение аудиовизуальными техническими средствами обучения;

Близость к слушателям во время объяснения задания;

Разрешение использовать диктофон для записи ответов учащимися;

Игнорирование незначительных поведенческих нарушений.

Разработка мер вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным.

 

 

Приложение № 1

 

Рекомендуемый состав сумки-укладки при чрезвычайной ситуации

 

Наименование

1

Документы. Сделайте копии удостоверений личности
или свидетельств о рождении всех членов семьи. Также вам могут понадобиться водительские права, свидетельство
о браке и загранпаспорт. Все копии желательно заламинировать.

2

Деньги. Положите в сумку не только наличные деньги,
но и запасную банковскую карту. 

3

Вода. На каждого члена семьи понадобится как минимум два литра воды. В качестве ёмкости лучше использовать пластиковые бутылки.

4

Еда. Вся еда должна быть высококалорийной, герметично упакованной и иметь большой срок годности. Отлично подойдут сладкие батончики и консервы.

5

Средства личной гигиены: небольшой кусок мыла, туалетная бумага, влажные салфетки, антисептический гель.

6

Тёплая одежда и плед. Лучше взять изделия
из синтетической ткани – они лёгкие и не занимают много места.

7

Спички. Желательно, чтобы они были водонепроницаемыми.

8

Радиоприёмник. Пригодится, чтобы связаться

со спасателями в случае отсутствия сотовой связи.

9

Фонарик на батарейках. Понадобится, если отключат электроэнергию.

10

Свисток. Необходим, чтобы подать сигнал спасателям. 

11

Аптечка.

Примечание: Это минимальный набор, необходимый для выживания.

К нему можно добавить портативное зарядное устройство, часы, верёвку, нож, ложки, запасной комплект нижнего белья и швейные принадлежности. Если у вас есть маленькие дети, добавьте к набору подгузники и детское питание.         

 

 

Рекомендуемый состав аптечки

 

Наименование препарата

1

Обезболивающие препараты

2

Жаропонижающие препараты

3

Средства от кишечной инфекции

4

Противоаллергические препараты

5

Антисептики: перекись водорода и спирт

6

Перевязочные материалы: бинты, пластыри, ватные диски

7

Жгут для остановки кровотечения

8

Антибиотики широкого спектра действия

Примечание: Если у вас или ваших близких есть хронические заболевания, обязательно положите в аптечку препараты для их лечения.

 

 

Приложение № 2

 

Знаки пожарной безопасности

 

Знак безопасности, предназначенный для регулирования поведения человека в целях предотвращения возникновения пожара, а также для обозначения мест нахождения средств противопожарной зашиты, средств оповещения, предписания, разрешения или запрещения определенных действий при возникновении горения (пожара).

Цветографическое изображение

Смысловое значение

Место размещения (установки) и рекомендации по применению

 

Пожарный кран

В местах нахождения комплекта пожарного крана
с пожарным рукавом
и стволом

 

Пожарная лестница

В местах нахождения пожарной лестницы

 

Огнетушитель

В местах размещения огнетушителя

 

Телефон для использования при пожаре (в том числе телефон прямой связи с пожарной охраной)

В местах размещения телефона, по которому можно вызвать пожарную охрану

 

Место размещения нескольких средств противопожарной      защиты

В местах одновременного нахождения (размещения) нескольких средств противопожарной защиты

 

Пожарный водоисточник

В местах нахождения пожарного водоема или пирса для пожарных машин

 

Пожарный гидрант

У мест нахождения подземных пожарных гидрантов. На знаке должны быть цифры, обозначаю-щие расстояние от знака до гидранта в метрах

 

Кнопка включения установок (систем) пожарной автоматики

В местах ручного пуска установок пожарной сигнализации, пожаротушения и (или) систем противодымной защиты.

В местах (пунктах) подачи сигнала пожарной тревоги

 

Звуковой оповещатель пожарной тревоги

В местах нахождения звукового оповещателя или совместно со знаком Ж 11 «Кнопка включения установок (систем) пожарной автоматики»

 

Приложение № 3

 

Эвакуационные знаки

 

Знаки пожарной эвакуации – это таблички, информирующие людей в здании о том, как безопасно и эффективно выбраться из здания в случае пожара. Эвакуационные знаки – одна из групп знаков пожарной безопасности.

 

Цветографическое изображение

Смысловое значение

Место размещения (установки) и рекомендации по применению

 

Выход здесь       

(левосторонний)

Над дверями (или на дверях) эвакуационных выходов, открывающихся
с левой стороны.

На стенах помещений вместе с направляющей стрелкой для указания направления движения
к эвакуационному выходу

 

Выход здесь          

(правосторонний)

Над дверями (или на дверях) эвакуационных выходов, открывающихся
с правой стороны.

На стенах помещений вместе с направляющей стрелкой для указания направления движения
к эвакуационному выходу

 

Направляющая стрелка

Использовать только вместе
с другими эвакуационными знаками для указания направления движения

 

Направляющая стрелка под углом 45°

Использовать только вместе
с другими эвакуационными знаками для указания направления движения

 

Направление к эвакуационному выходу направо

На стенах помещений для указания направления движения
к эвакуационному выходу

 

Направление к эвакуационному выходу налево

На стенах помещений для указания направления движения к эвакуационному выходу

 

Направление к эвакуационному выходу направо вверх

На стенах помещений для указания направления движения к эвакуационному выходу по наклон-ной плоскости

 

Направление к эвакуационному выходу налево вверх

На стенах помещений для указания направления движения к эвакуационному выходу по нак-лонной плоскости

 

Направление к эвакуационному выходу направо вниз

На стенах помещений для указания направления движения к эвакуационному выходу по наклонной плоскости

 

Направление к эвакуационному выходу налево вниз

На стенах помещений для указания направления движения к эвакуационному выходу по наклонной плоскости

 

Указатель двери эвакуационного выхода (правосторонний)

Над дверями эвакуационных выходов

 

Указатель двери эвакуационного выхода (левосторонний)

Над дверями эвакуационных выходов

 

Направление к эвакуационному выходу прямо

Над проходами, проемами, в помещениях большой площади. Размещается на верхнем уровне или подвешивается к потолку

 

Направление к эвакуационному выходу прямо

Над проходами, проемами, в помещениях большой площади. Размещается на верхнем уровне или подвешивается к потолку

 

Направление к эвакуационному выходу по лестнице вниз

На лестничных площадках и стенах, прилегающих к лестничному маршу

 

Направление к эвакуационному выходу по лестнице вниз

На лестничных площадках и стенах, прилегающих к лестничному маршу

 

Направление к эвакуационному выходу по лестнице вверх

На лестничных площадках и стенах, прилегающих к лестничному маршу

 

Направление к эвакуационному выходу по лестнице вверх

На лестничных площадках и стенах, прилегающих к лестничному маршу

 

Для доступа вскрыть здесь

На дверях, стенах помещений и в других местах, где для доступа в помещение или выхода необходимо вскрыть определенную конструкцию, например, разбить стеклянную панель и т.п.

 

Открывать движением

от себя

На дверях помещений для указания направления открывания дверей

 

Открывать движением

на себя

На дверях помещений для указания направления открывания дверей

 

Для открывания

сдвинуть

На дверях помещений для обозначения действий по открыванию сдвижных дверей

 

Пункт (место) сбора

На дверях, стенах помещений и в других местах для обозначения заранее предусмотренных пунктов (мест) сбора людей в случае возникновения пожара, аварии или другой чрезвычайной ситуации

 

Указатель выхода

Над дверями эвакуационного выхода или в составе комбинированных знаков безопасности для указания направления движения к эвакуационному выходу

 

Указатель запасного выхода

Над дверями запасного выхода

 

 

 

 

 

 

Дата публикации
21 ноября 2023
Дата обновления
21 ноября 2023
Тип
Полезная информация

Сейчас читают

Полезная информация
09 апреля 2025
Перечень очередников по Егиндыкольскому району по программе «Дипломом в село» на 1 апреля 2025 года
Информация
04 апреля 2025
ГРАФИК приема граждан акимом, заместителями акима и руководителем аппарата акима Егиндыкольского района по личным вопросам на 2 квартал 2025 года
Информация
04 марта 2025
Список лиц, получивших земельные участки за февраль 2025 года

Социальные медиа

Акимат Егиндыколького района
Акимат Егиндыкольского района

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации