Трехъязычие как один из приоритетов современного образования

Трехъязычие как один из приоритетов современного образования

Трехъязычие – это веление времени, оно помогает людям расширять свои знания, навыки, и развивать взаимопонимание между людьми, а степень владения языками – один из его основных критериев.   Сегодня невозможно представить себе, что где-то ещё существуют страны, люди которых владели бы только одним языком. Знание нескольких  языков, по существу, открывает окно в большой глобальный мир с его колоссальным потоком информации и инноваций. Разумное, грамотное и правильное внедрение трехъязычия  даст возможность нам быть коммуникативно– адаптированными в любой среде.

В ходе реализации «Дорожной карты трехъязычного образования» в соответствии с Приказом № 223 от 01.09. 2016 года управления образования «О пилотном проекте «Дорожная карта развития трехъязычного образования» были определены 27 пилотных школ, на базе которых началось внедрение элементов трехъязычного образования в нашей области.

Начиная с 2016 года 1151 педагогов Акмолинской области в рамках реализации «Государственной программы развития образования и науки РК на 2016-2019  годы» и обновления содержания системы среднего образования, а также  развития трехъязычного образования согласно плана, утвержденного МОН РК, обучились на языковых курсах предметов «Физика», «Информатика», «Химия» и «Биология». По результатам онлайн тестирования «Cambridge English Placement Test» (СЕРТ) на определение уровня знаний английского языка получили уровень С2 – 11, С1 – 403, В2 – 189, В1– 161, А2 – 347, А1 – 40 педагогов области.

В 2020-2021 учебном году в 246 школах Акмолинской области была организована системная работа по реализации Государственной программы полиязычного образования. По технологии CLIL 553 педагога области преподают предметы «Физика», «Информатика», «Химия» и «Биология» (С2 – 11, С1 – 307, В2 – 170, В1– 65). Охват CLIL-обучением составляет 10342 учащихся области, из них с полным погружением – 1743 учащихся, с частичным погружением – 8599 учащихся. Количество классов, изучающих предметы ЕНЦ  на английском языке с полным погружением – 127, с частичным погружением 495.

Так же  102 педагога области преподают уроки физики, информатики, химии и биологии на английском языке по инвариантной части Типовых учебных планов, а 454 – по вариативной части (факультативы, кружки).

Основными нормативно-правовыми документами  в преподавании предметов на английском языке являются:

- Закон Республики Казахстан «Об образовании»; 

- Государственная Программа развития образования Республики Казахстан на 2020-2025 годы;

- Дорожная карта развития трехъязычного образования на 2015-2020 годы;

-  Приказ о внесении дополнений в приказ Министра образования и науки РК от 6 ноября 2014 года № 455 «О пилотном внедрении обновленного содержания образования»;

- Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 июля 2017 года № 315;

- Государственная программа развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011-2020 годы;

- Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных школах Республики Казахстан в 2020-2021 учебном году»;

- Инструктивно-методическое письмо «Об организации деятельности школ поддержки обновления содержания среднего образования» от 11.10. 2018 года;

- Методическое руководство по применению единого языкового стандарта обучения трем языкам в учебном процессе школ Казахстана;

- Методические рекомендации по внедрению STEM-образования;

- План работы районных (городских) отделов образований по качественному переходу преподавания предметов ЕМЦ на английском языке на 2020-2021 учебный год.

Оплата труда педагогов ЕМЦ производится по пункту 40 главы 3 Приказа Министра образования и науки Республики Казахстан от 11 мая 2020 года за № 191 «Об утверждении Правил исчисления заработной платы педагогов государственных организаций образования». Дифференцированная оплата труда педагогов, преподающих свой предмет на английском языке с полным и частичным погружением, вероятно, будет способствовать повышению мотивации учителей к изучению английского языка и повышению качества образования.

Никто не усомнится в народной мудрости: «Сколько языков ты знаешь – столько раз ты человек». Знание нескольких языков обогатит и расширит границы нашей жизни. Это один из важных кирпичиков фундамента, на котором строится вся наша жизнь.

Конечно, изучение языка  дело совсем непростое. Однако, в нашем мире все возможно, главное – это сильная вера в свои собственные силы. Как говорится в английской пословице: «When there is a will, there is a way»  (Где есть желание, есть и возможности»). Знание языков даёт нам возможность построить уверенное будущее. Мы сегодня строим свое завтра.