Информация по инклюзивному образованию Акмолинской области по итогам 2022-2023 учебного года

В области проживает 12 389 детей (с инвалидностью 1669 детей) с особыми образовательными потребностями, из них в возрасте от 0-6 лет 4727 детей, от 7-18 лет 7662 детей, в том числе:

Из 12 389 детей по нарушениям:  с задержкой психического развития – 3528; с легкой и умеренной умственной отсталостью – 1082; с тяжелой и глубокой умственной отсталостью – 199;  неслышащие – 22; слабослышащие – 156; незрячие – 15;  слабовидящие – 153; со слепоглухотой – 0;с нарушениями опорно-двигательного аппарата -525; с нарушениями речи – 6171; с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения (аутизмом) – 538. 

Из 12 389 детей:

             воспитываются в дошкольных организациях- 4727 (из них, посещают специальные группы- 946, КППК-1428, специальный сад с.Урюпинка -12, обучаются инклюзивно-2291,не организованы (дети 0-2 лет) - 47, не подлежат обучению и воспитанию -3);

                 обучаются в школах – 7589 (из них в специальных классах-554, инклюзивно-5148, в КППК-394, в специальных школах-923, на дому-383, не подлежат  обучению по состоянию здоровья -187 (из них в МСУ -47 3 тип, т.е. дети с тяжелыми и глубокими нарушениями интеллекта).    

                 обучаются в ТиППО – 73 студента.

Для сопровождения детей с ООП в области функционируют:

- 4 психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК);

-20 кабинетов психолого-медико-педагогической коррекции (КППК);

- 5 специальные школы-интерната для детей с особыми образовательными потребностями;

- а также, открыты 21 кабинетов поддержки инклюзии.

С целью расширения сети специальных дошкольных организаций планируется строительство детского сада для детей с нарушением речи на 280 мест в г. Кокшетау, мкр.Сарыарка (ввод в эксплуатацию запланирован на 2024 г в настоящее время ведутся работы по строительству) и детского сада для малобильных групп населения на 166 мест в г. Кокшетау, мкр.Коктем (ввод в эксплуатацию запланирован на 2023 г.). 

Одним из значимых вопросов, является обеспеченность квалифицированными специалистами

В области с детьми с ООП работают порядка 697 специальных педагогов (учителя логопеды, дефектологи, тифлопедагоги, сурдопедагоги, олигофренопедагоги, педагоги-психологи), из них в общеобразовательных школах 390, дошкольных организациях 194, специальных организациях и кабинетах коррекции 113 специальных педагогов. Все педагоги имеют высшее образование. В текущем учебном году в специальные организации образования прибыло 31 специалистов, из них 6 молодые педагоги. Заявленная потребность на 2022-2023 учебный год составляет 18 педагогов (Аршалынский-4, Биржан сал-1, Бурабайский -4, Жаксынский-1,Зерендинский-1, Кокшетау-7).

Согласно Постановления Правительства Республики Казахстан №77 от 30.01.2008 года «Об утверждении Типовых штатов работников государственных организаций образования» с 2021 года введены штаты педагогов-ассистентов. На основании заключения психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК) детям с особыми образовательными потребностями, обучающиеся в  общеобразовательных школах, рекомендуют педагогов-ассистентов, которые оказывают психолого-педагогическое сопровождение согласно приказа Министра МОН РК №6 от 12.01.2022 года «Об утверждении Правил психолого-педагогического сопровождения в организациях образования».

Если в 2021-2022 учебном году оказывали психолого-педагогическое сопровождение 20 педагогов-ассистентов (Сандыктауский -1, г.Кокшетау – 8, Жаркаинский – 1, Бурабайский – 3, Зерендинский – 1 , Ерейментауский – 4, Буландынкий – 2). то, на 2022-2023 учебный год количество педагогов-ассистентов составляет 54 (Атбасарский, Астраханский, Жаркаинский, Целиноградский – по одному педагогу-ассистенту, Есильский – 2, Аршалынский, Буландынкий, Зерендинский, г.Косшы – 3, Ерейментауский, Сандыктауский, Шортандинский – 4, Бурабайский – 6, г.Кокшетау – 18 педагогов-ассистентов). Из 54 в 2022 году 38 педагогов-ассистентов прошли курсы повышения квалификации на платной основе в КГУ им. Ш.Уалиханова г.Кокшетау. 

Для эффективного внедрения инклюзивного образования педагоги области повышают свою квалификацию: в период с 2021-2022 годы 1062 педагогов организаций образования всех уровней (в т. ч. специального и дополнительного), из них более 50 педагогических работников области повысили квалификацию по работе с детьми с аутизмом – по АВА терапии.

Наряду с этим, в Акмолинской области подведены итоги конкурсов для педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями – «Лучший педагог кабинета психолого-педагогической коррекции», «Лучший специалист психолого-медико-педагогической консультации», «Лучший педагог специальной организации образования».

Отмечены лучшие педагоги области по номинациям: в номинации «Лучший педагог специальной организации образования» стала Тажибаева Зияш Каирбековна, учитель-логопед областной специальной школы-интерната № 4 г. Кокшетау; «Лучший учитель специальной школы» Бугунтаева Гульнар Наримановна, учитель русского языка и развития речи областной специальной школы-интерната № 1 г. Кокшетау; «Лучший педагог психолого-педагогического сопровождения воспитанников специальной группы детского сада» Фаттахова Кристина Владимировна, логопед ясли-сада «Алтын бесік» г.Атбасар; «Лучший воспитатель специальной школы» Азкенова Алия Амангельдиновна, воспитатель  областной специальной школы-интерната № 4 г. Кокшетау; «Лучший специалист психолого-медико-педагогической консультации» обладателем первого места стала Байдельдинова Жұлдыз Сериковна, дефектолог межрайонной психолого-медико-педагогической консультации г.Атбасар.

«Лучший педагог кабинета психолого-педагогической коррекции» Бибуллаева Жанна Тендыковна, логопед КППК № 5 г.Степняк района Биржан сал.   

С целью создания условий для социализации в общество детей и подростков с особыми образовательными потребностями с аутизмом и задержкой психоречевого развития с чертами аутизма, оказания им всесторонней педагогической и социально-психологической поддержки в 2023 году акиматом Акмолинской области выделены бюджетные средства в сумме 35,5 млн. тенге на реализацию государственного социального заказа «Организация услуг по социальной адаптации, психолого-педагогическому сопровождению и коррекционной поддержке детей с аутизмом и задержкой психоречевого развития с чертами аутизма». Целевая группа и планируемый охват - дети и подростки с аутизмом в количестве 55 детей, задержкой психоречевого развития, с нарушением эмоционально-коммуникативного развития в возрасте от 2-х до 18-ти лет.

Областным учебно-методическим кабинетом управления образования Акмолинской области был объявлен открытый конкурс по городу Кокшетау определен поставщик ОФ «Я сам шагаю» с охватом не менее 30 детей на сумму 19,4 млн.тенге и по городу Степногорску определен поставщик ОФ «Берекелі әлем» с охватом не менее 25 детей на общую сумму 16,1 млн.тенге.

На 2023 год для Акмолинской области выделено 16 мест на 1-ое полугодие по государственному заказу в Национальном научно-практическом центре развития специального и инклюзивного образования г.Алматы.  

Следующим необходимым аспектом по созданию условий для инклюзивного образования является укрепление МТБ

- Всего по области функционирует 21 ресурсных кабинетов поддержки инклюзивного образования, а до 2025 года планируется открытие 87-х ресурсных кабинетов поддержки инклюзивного образования (2023г. – 29, 2024г. – 29, 2025г. – 29).

За счет бюджетных средств в 2023 году планируется открытие 29-ти кабинетов поддержки инклюзивного образования на сумму 304,5 млн.тенге.   

1 июня текущего года открыт первый кабинет поддержки инклюзивного образования на базе КГУ «Общеобразовательной школы с.Аксай», до конца 2023 года откроют свои двери еще 28 кабинетов поддержки инклюзивного образования.

 - приобретено 11 единиц специального автотранспорта: Справочно: в 2020 году приобретено 7 единиц автотранспорта на сумму 75,3 млн. тенге (КППК №№ 1, 2, 6, 9, 13, 14, 17).  у КППК № 10 г. Кокшетау имеется специальный автотранспорт, приобретенный ЧФ «Дара» г. Нур-Султан в 2014 году; в 2021 году приобретено 3 единицы специального автотранспорта на сумму 40,4 млн.тенге КППК №8 г.Атбасар, КППК №11 п.Акмол, КППК №7 г.Державинск.

Также приобретён автобус для подвоза и развозки детей в специальную школу-интернат №1 г.Кокшетау на сумму 34,4 млн.тенге.

За счет бюджетных средств в 2023 году планируется приобретение 6 единиц специального автотранспорта на сумму 171,0 млн.тенге.

В 2021 году за счет средств областного бюджета начато строительство пристройки к специальной школе-интернат №4 города Кокшетау. Сметная стоимость строительства 783 млн. тенге. Ввод объекта запланирован в 2023 году.  

Разработано ПСД на строительство дополнительного корпуса в КГУ «Специальная школа-интернат №1, г. Кокшетау» на 80 мест для детей с РАС на сумму 1,460 млрд.тенге (ПСД+ГЭ) финансовые средства не выделены).  

Согласно Благотворительной программы «Оснащение специальных школьных организаций» за счёт финансирования Общественного Фонда “Қазақстан халқына” на каждую школу выделена сумма до 30 млн. тенге оператором поставки является Ассоциация производителей и поставщиков учебного оборудования РК «Kazdidac». 

В 2023 году планируется оснащение учебных кабинетов математики, физики, химии, биологии, географии, педагога-психолога, логопеда, дефектолога, социально-бытовой ориентировки, швейных мастерских, сенсорных комнат и приобретение мебели для классных кабинетов, дидактического и демонстрационного материала, персональных компьютеров, интерактивного оборудования, предметных пособий для 4-х специальных школ области из 5-ти (Специальная школа-интернат г.Степногорска оснащена на сумму 30,0 млн.тенге) выделена общая сумма 147,7 млн.тенге.

На 2022-2023 учебный год приобретены 2687 экземпляров специальных учебников издательства «САТР» на сумму 9,7 млн.тенге.

На 2023-2024 учебный год планируется приобретение 3775 экземпляров на сумму 14,7 млн.тенге.

По созданию условий для инклюзивного образования в системе технического и профессионального, послесреднего образования Акмолинской области из 32 колледжей 18  создали условия для получения инклюзивного образовани.

По состоянию на 1.05.2023 года «Доля государственных детских садов, создавших условия для инклюзивного образования» составила 83,7%, при плане 88,6%, в 103-х государственных детских садах (всего 123) созданы условия для инклюзивного образования.

«Доля школ, создавших условия для инклюзивного образования» составила 93,4%, при плане 95,9%, в 506-ти школах созданы условия (всего 542  школы - МИО).

«Доля государственных организаций ТиПО, создавших условия для инклюзивного образования» в 2023 году при плане 72% равные условия для обучения студентов с ООП создали 18 государственных колледжей из 32 или 56,3%.   

Управление образования учитывая важный фактор, как создание безбарьерной среды, при проведении капитальных, текущих ремонтов большое внимание уделяет проведению адаптационных мероприятий, направленных на создание беспрепятственного доступа в организации образования для лиц с ограниченными возможностями.

Из 689-ми государственных организаций образования             (542- государственные дневные общеобразовательные школы, 123- государственных детских садов, 24- государственных колледжа подведомственных управлению образования), подлежащих адаптации, все 689 организаций имеют кнопки вызова, противоскользящее покрытие и контрастную окраску, в 660-и организациях установлены пандусы, в 29-и организациях не требуется установка пандуса, ввиду отсутствия барьера.

В 2022 году выделено более 100 млн. тенге и согласно плана проведены адаптационные мероприятия на 99 организациях образования области (проведены работы по адаптации санитарно-гигиенической комнаты, установлен подъемник, установлены пандусы, тактильные плитки, мнемосхемы, таблички Брайля, проведены работы по расширению дверных проемов, противоскользящие покрытие, знак доступности, держатель для трости и костылей-, установка крючков, на объектах лестничные марши обозначены контрасной окраской). Адаптационные мероприятия выполнены на 100%.

В 2023 году планируется адаптировать 89 объектов  образования на сумму 104,6 млн.тенге.  

Вопрос адаптации объектов образования находится на постоянном контроле, также на постоянной основе при разработке проектно-сметной документации на проведение ремонтных работ рекомендуется включать перечень работ для создания безбарьерной среды в организациях образования области.  

Управлением образования будет продолжена работа по созданию и улучшению безбарьерной образовательной и физической среды в организациях образования всех уровней.

Коспанова Марал Шаркановна, главный специалист отдела дошкольного и общего среднего образования управления образования Акмолинской области

Дата публикации
05 июня 2023