Меню

Страницы

Статья

Казахстан без насилия в семье

Генпрокуратура разработала пилотный проект «Казахстан без насилия в семье»

Меня тревожит ситуация с ростом бытового насилия над женщинами и детьми в семьях, подчеркнул Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в Стратегии «Казахстан – 2050». «Неуважительного отношения к женщинам не должно быть. И сразу скажу, что такое насилие должно пресекаться предельно жестко», - подчеркнул Нурсултан Назарбаев.

Основываясь на том, что главной целью в области устойчивого развития ООН является содействие построению миролюбивого и открытого общества в интересах устойчивого развития, обеспечение доступа к правосудию для всех и создание эффективных, подотчетных и основанных на широком участии учреждений на всех уровнях, а также на том, что в соответствии с Концепцией семейной и гендерной политики в РК до 2030 года государственная семейная политика является составной частью социальной политики страны, Генеральная Прокуратура Республики Казахстан подготовила и представила Концепцию пилотного проекта «Казахстан без насилия в семье» по Абайскому району г.Шымкент и Сарыагашскому району Южно-Казахстанской области.

Еще на заседании Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Республики Казахстан от 14 апреля 2017 года в соответствии с п. 2 протокола этого документа, Генеральной прокуратуре совместно с акиматом Южно-Казахстанской области, заинтересованными государственными органами, неправительственными и международными организациями (по согласованию) было дано задание обеспечить реализацию пилотного проекта в Абайском и Сараыагашском районах Южно-Казахстанской области, направленного на снижение латентности и количества правонарушений в семейно-бытовой сфере, в рамках проекта «Казахстан без насилия в семье» и представить информацию по итогам проведенной работы до 15 февраля 2018 года.

Целью Пилотного проекта Генпрокуратура поставила апробирование мер Дорожной карты проекта «Казахстан без насилия в семье». В соответствии с ней предусматривалось оказание адресной социальной, медицинской и юридической помощи гражданам. Кроме того, была поставлена цель проведения полномасштабной информационно-разъяснительной работы по профилактике насилия.

Задачами Пилотного проекта определены: разработка эффективной системы ранней профилактики, совершенствование административных и уголовно-правовых мер, создание эффективной системы реабилитации жертв, создание института ресоциализации правонарушителей, разработка действенного механизма взаимодействия организация системы подготовки кадров и повышения квалификации работников. Помимо этого, Генпрокуратурой намечено формирование системы мониторинга, учета и отчетности.

Предусматривалось проведение мед.консультаций и диагностики населения узкими специалистами, организация подворового обхода, встреч с населением, проведение бесплатных консультаций населению по правовым вопросам, организация мероприятий для населения в сфере культуры и спорта.

Предполагается, что реализация пилотного проекта пройдет с июня по ноябрь 2017 года. При этом основные мероприятия намечены с 5 июня по 5 июля, контроль в режиме он-лайн с июля по август, доработка по отдельным направлениям, подведение результатов с сентябрь по ноябрь.

 

 

Генпрокуратура РК определила ключевые проблемы семейного насилия и предложила пути искоренения

 

Причинами, снижающими эффективность борьбы с бытовым насилием, по оценке генпрокуратуры РК являются: отсутствие показателей в стратегических планах государственных органов и программах развития территорий, полного круга субъектов профилактики, компетенций по профилактике бытового насилия, стандартов, протоколов, алгоритма действий работников уполномоченных госорганов. Не способствует искоренению бытового насилия отсутствие единой политики по информированию и просвещению населения, эффективного механизма профилактики алкоголизма, наркомании, психических расстройств и пропаганды здорового образа жизни, оперативного реагирования на факты бытового насилия, действенных законодательных и организационно-практических мер воздействия на правонарушителей, действенного механизма взаимодействия.

Тормозящим фактором является и отсутствие координирующего органа, как и четкого механизма финансирования основных направлений противодействия бытовому насилию. Не способствует решению проблемы отсутствие эффективного механизма выявления неблагополучных семей и групп риска, конкурентной среды и условий для функционирования кризисных центров, комплексной работы с правонарушителями, механизма выявления и работы с детьми, ставшими жертвами насилия;

Нет системного обучения, специальной подготовки кадров и повышения квалификации работников, механизма вовлечения населения в работу по профилактике бытового насилия.

В связи с этим, Генеральная прокуратура РК в пилотном Проекте «Казахстан без насилия в семье» предложила пути решения проблем. В Концепции пилотного Проекта по Абайскому району г.Шымкент и Сарыагашскому району Южно-Казахстанской области озвучена необходимость создать Управление по делам семьи, молодежи, детей и пожилых лиц. В связи с чем, возникает необходимость разработать проект типового положения об управлении, разработать проект структуры управления и районных подразделений, сформировать штат за счет оптимизации структурных подразделений акимата ЮКО. А также разработать должностные инструкции сотрудников, сформировать бюджетную политику управления, разработать отчетность, определить индикаторы оценки эффективности деятельности управления и сотрудников, разработать проекты НПА о внесении изменений и дополнений в законодательные акты, разработать сравнительные таблицы по внесению изменений и дополнений в законодательные акты, подготовить аналитическую справку о целесообразности и эффективности функционирования управления.

Предстоит реформировать работу местной полицейской службы в связи с бытовым насилием, что предполагает принятие мер по сокращению документооборота, исключению несвойственных функций, введению индикаторов оценки деятельности участкового. В связи с реформированием предстоит решить вопрос материально-технической оснащенности, изучить волокитные дела и жалобы, наладить адресную работу с подучетными и жертвами, провести подворовой обход, встречи с населением, вручить памятки дебоширам и жертвам, вовлечь граждан в профилактику и повысить профессиональный уровень.

Призывая совершенствовать деятельности по профилактике бытового насилия в сфере здравоохранения, Генпрокуратура РК считает необходимым ввести новую форму учета жертв бытового насилия. Разработать и утвердить протоколы диагностирования, фиксации, документирования и перенаправления сведений о жертвах бытового насилия. Разработать механизм внутреннего перенаправления сведений о жертвах бытового насилия. Перепрофилировать ЦВАД в Центр по работе с агрессорами. Организовать широкое информирование населения о гарантированном объеме бесплатной медпомощи, о негативных последствиях ранней беременности, о вреде алкоголизма, наркомании, курения. Организовать обучение медперсонала навыкам работы с жертвами бытового насилия. Провести диагностический осмотр населения. Оказать консультативную помощь населению. Направлять больных в республиканские медучреждения.

Каким образом предполагается совершенствование деятельности по профилактике бытового насилия в сфере социальной защиты населения в соответствии с пилотным Проектом?

Необходимо внедрить систему постоянного и всестороннего анализа потребности в оказании социальных услуг для жертв насилия и потенциальных жертв насилия. Открыть Службы социально-психологического сопровождения. Обеспечить доступность социальных услуг жертвам бытового насилия. Разработать и внедрить единые современные методики по работе с жертвами бытового насилия и правонарушителями. Оказать социальную поддержку малообеспеченным, содействие в трудоустройстве, обеспечить техническими средствами реабилитации инвалидов.

Предполагается совершенствование деятельности по профилактике бытового насилия в сфере образования. Соответственно, необходимо оказать содействие и помощи детям в зачислении учреждений образования, провести мероприятия по воспитательной работе с учащимися, сделать анализ деятельности педагогов-психологов и социальных педагогов. Провести обучающие мероприятия с педагогами психологами и социальными педагогами, работу по обучению навыкам общения с детьми и повышению родительской ответственности. Нужно вручить учащимся, родителям памятки, брошюры, инфографику, справочные и другие информационные материалы и провести с ними обучение.

В пилотном Проекте отмечено совершенствование деятельности по профилактике бытового насилия через мероприятия, проводимые в сфере культуры и спорта. С этой целью необходимо возродить дома культуры в сельской местности, проводить тематические показы и выступления на тему семьи, массовые спортивные мероприятия. Также предлагается расширение сети спортивных секций и клубов.

В сфере религиозного просвещения также необходимо совершенствование деятельности по профилактике бытового насилия для чего рекомендовано провести разъяснительную работу с населением о религии, с приверженцами нетрадиционных религиозных течений и членами их семей. Необходима организация встреч с духовенством по вопросам укрепления семейных ценностей и недопустимости насилия.

В целом пилотный проект предполагает усиление информационно-разъяснительной работы: широкое освещение мероприятий о ходе проведения пилотного проекта в средствах массовой информации, проведение подворовых обходов. Требуется организовать выездные юридические консультации, собрания в школах с родителями и учениками.

 

 

Состояние системы профилактики бытового насилия в Казахстане

 

Как показал анализ текущей ситуации в Казахстане, отмечены 3 характерные черты преступлений в семейно-бытовой сфере 70-75% противоправных действий происходит в квартирах, домах. 60% и более совершается в сельских населенных пунктах. Каждое второе преступление совершается в состоянии алкогольного опьянения.

Тем на менее, Генпрокуратура признала, что в сфере противодействия насилия в семье проделана значительная работа. Введены новые меры административно-правового воздействия: защитное предписание, особые требования к поведению, возможность временно выселять семейного правонарушителя из жилища (при наличии у него другого жилья на срок до 30-ти суток).

Тем не менее, в 2016 году наблюдается рост преступлений в семейно-бытовой сфере на 2,8%(с 472 до 485), в том числе особо тяжких на 12,6%, тяжких на8%.

Анализ показал, что значительное количество правонарушений совершается в состоянии алкогольного опьянения или наркотического возбуждения. Вместе с тем, отсутствует системная работа по выявлению и лечению алко- и нарко-зависимых, по пропаганде здорового образа жизни (ежегодно на пропаганду ЗОЖ выделяется 1 млрд, тенге).

Поскольку важную роль играет полный учет зависимых лиц, исключение анонимного учета повлекло снижение обращаемости за медицинской помощью зависимых лиц (до 30.06.2016 г. на наркоучете состояло - 10 203 больных, на 20.12.2016 г. - 131). Более 10 тыс. больных не охвачено лечением.

В стране имеется всего 2 центра с полной программой реабилитации (Костанайская область и г. Павлодар). Повторная госпитализация алкозависимых составляет 55,1%, наркозависимых 56,2%.

Существенного влияния на снижение зависимости не оказывает и 31 Центр временной адаптации и дезоксидации для лиц средней степени алкогольного опьянения, нарушивших общественный порядок. На их функционирование ежегодно расходуются более 5 млр. тенге (5000 тг. в день на человека): на 3-8 часовую изоляцию и ограниченную дезинтоксикацию правонарушителя без лечения.

Профилактика правонарушений в семейно-бытовой сфере законом возложена на местную полицейскую службу (МПС).

Имеющийся механизм противодействия бытовому насилию требует пересмотра ряда вопросов законодательного и организационно-распорядительного характера.

В разрешении конфликтных ситуаций и предупреждении негативных последствий, в первую очередь, применяется профилактическая беседа. Сегодня она проводится шаблонно, без разъяснения правонарушителю правовых последствий проступка, а жертвам - их прав.

Ожидаемых результатов не дают и защитные предписания. С 2011-го года их число возросло в 2 раза (с 30360 до 64132). Наряду с этим, в 5 раз увеличилось число их нарушений (с 612 до 2904). В отношении одного нарушителя иногда выносится до 10 предписаний.

Нарушаются и установленные судом особые требования по причине совместного проживания жертвы и агрессора, отсутствия психокоррекционных мероприятий.

Практика назначения судами предупреждения лицам, неоднократно нарушившим требования, неблагоприятно сказывается на исправлении правонарушителя (за последние 3 года из 6 702 лиц: 3 353 - предупреждения, 3 349 - арест).

Примирение за правонарушения данной категории также вызывает ряд вопросов. За 2 года из 58 тысяч дел, половина прекращена судами за примирением. В итоге каждый второй правонарушитель остался без наказания, каждый четвертый примирился повторно.

Изучение правоприменительной практики показало необходимость ужесточения существующей ответственности и введения новой. В настоящее время в частности участились случаи понуждения женщин к аборту, в том числе несовершеннолетних. Для сведения за 6 лет более 545 тыс. женщин подверглись процедуре аборта, 13,6 тыс. из которых несовершеннолетние.

Отсутствие ответственности за понуждение к аборту и совершение преступлений в присутствии детей наносит серьезный вред их психике и бесследно не проходит.

В Казахстане функционирует 28 кризисных центра (17 с приютом), 7 из которых финансируются из госбюджета, 21 имеют различные формы финансирования.

Имеющиеся организации дислоцированы в областных центрах. Жертвы, проживающие в отдаленных районах, селах лишены возможности обратиться за помощью.

Работа служб телефонов доверия малоэффективна и разрознена. Женщины, недостаточно информированы о наличии телефонов доверия, а обратившиеся в кризисные центры не перенаправляются.

Несмотря на законодательное закрепление не нашел свое развитие институт ресоциализации правонарушителей семейно-бытовой сферы.

К примеру, в России функционирует Служба психологической помощи при Департаменте труда и соцзащиты населения. Подобные службы существуют также в США, Польше, Швеции, Германии и других странах.

Сегодня отсутствуют единые современные методики по работе с жертвами бытового насилия и правонарушителями. Такие программы активно применяются на государственном уровне и доказали свою эффективность в развитых странах.

Проведенный комплексный анализ позволил выделить ряд общих вопросов без решения, которых достижение желаемых результатов по профилактике семейно-бытового насилия затруднительно. К ним относится отсутствие у субъектов профилактики: компетенций по предупреждению насилия в семье (за исключением МВД). Работа проводится только по обращениям. Складывается узкий круг субъектов;

Нет и индикаторов оценки их работы, как нет налаженного механизма по информированию, взаимообмену и взаимосверкам. Отсутствует целенаправленное финансирование. Нет единого координирующего органа, осуществляющего реализацию государственной политики по вопросам семьи, детей и престарелых, защиты их прав, профилактики и пресечения насилия.

Результаты анализа свидетельствуют о необходимости пересмотра подходов к принятию организационно-практических мер и разработке законодательства.

 

 

Генпрокуратура РК проанализировала данные ВОЗ - от 5 фактов насилия в семье до 5 факторов совершения преступлений

 

Всемирная организация здравоохранения приводит 5 фактов о насилии в семье: от 40 до 70 % убийств женщин в Австралии, Канаде, Израиле, Южной Африке и Соединенных Штатах совершается их партнерами.

В 90-96 % случаев домашнего насилия женщины США и Канады являются жертвами агрессии.

В 94 % случаях женщины Шот­ландии являются пострадавшимии лишь в 3% обидчиками.

В среднем, по меньшей мере, каждая третья женщина на протяжении жизни подвергается побоям, сексуальному принуждению или иным видам жестокого обращения со стороны супруга или партнера.

От 15% женщин Японии до 70% женщин Эфиопии и Перу сообщили о физическом и/или сексуальном насилии со стороны интимного партнера. До 38% убийств женщин в мире совершается их интимными партнерами мужского пола.

При этом ВОЗ определил 5 показателей, характеризирующих состояние преступности в отношении женщин, в 2016 году (в сравнении с 2015 годом). Рост преступлений составил 90,3%(65325-124298). Рост преступлений по причинению вреда здоровью средней тяжести на 3,8% (1197-1244). Возросло число самоубийств на 2,6%(723-742). Увеличилось количество фактов развращения малолетних детей на 59,6 %(158 - 99).

Ежедневно 12 женщин подвергались физическому насилию, 5 из которых становились жертвами сексуального насилия.

ВОЗ выделил 5 факторов, способствующих совершению правонарушений в семейно-бытовой сфере: злоупотребление алкогольными, наркотическими и токсикологическими веществами. Психологические расстройства у правонарушителей, виктимность поведения жертвы, стигмация. Социальное неблагополучие. Низкий уровень культуры, правовой грамотности и информированности. Ослабление семейных ценностей, неосознанность ответственности супругами, родителями, детьми.

 

 

Казахстанцы не спешат за получением психологической помощи

 

В настоящее время в осуществлении профилактики правонарушений в семейно-бытовой сфере имеется ряд следующих проблем законодательного и организационно-практического характера.

Психологические службы учреждений образования, комплектующиеся педагогами-психологами в зависимости от количества класс – комплектов (не более 2-х) не способны оказать качественную социально-психологическую помощь учащимся.

При этом в среднем на одного специалиста приходится 500-600 учащихся, при фактической возможности оказания полноценной помощи только 70-90 учащимся, без учета работы с родителями, учителями.

Укомплектованность школ социальными педагогами (вводимыми по необходимости) составляет 77,4%.

В дошкольных учреждениях образования они вовсе не предусмотрены.

Отсутствие навыков по диагностике насилия и оказанию помощи, негласный «рейтинг» школ, низкая заработная плата (в среднем 43 000 тг.), препятствует выявлению детей групп риска и проведению работы с ними.

Педагоги – психологи и соц.педагоги помимо осуществления возложенных обязанностей загружены несвойственными функциями (участие, организация мероприятий и всеобуча), что сказывается на качестве их работы.

Психологи организаций здравоохранения, в основном имеют педагогическое или психологическое образование. Часть психологов работают после курсов (1-2 месяца), без сертификатов. Их квалификация не позволяет проводить диагностику психического состояния. Клинических психологов с медицинским образованием ВУЗы Казахстана не готовят.

На всю страну имеется всего 309 наркологов и 27 психотерапевтов.

Наряду с этим, население по причине имеющихся предубеждений не спешит за получением психологической помощи. Работа по воспитанию культуры обращения к психологам не прививается.

Отсутствие компетенций, стандартов, протоколов приводит к тому, что медицинскими работниками не принимаются меры по обнаружению, фиксации и перенаправлению информации об имеющихся признаках бытового насилия.

 

 

Законодательный аспект закрепления равноправия и защиты прав детей

 

В период установления в Казахстане советской власти правовое регулирование брачно-семейных отношений отличалось единой нормативной базой и характеризовалось принятием следующих правовых актов, послуживших основой к закреплению равноправия и защите прав детей.

В 1917 году Декретом «О гражданском браке, о детях и о введении книг актов состояния признавался только зарегистрированный брак. Религиозный брак считался вне закона. Впервые определялся минимальный возраст для вступления в брак, урегулировалась процедура установления отцовства, права «законных» и «незаконных» детей признавались равными.

В 1917 году принят Декрет «О расторжении брака», относивший вопросы разводов к исключительной компетенции судов. Духовенство отныне не имело право принимать подобные решения.

В 1918 году «Кодексом законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве» ограничивалась свобода разводов. Допускалось право перемены места жительства одним из супругов без обязанности второго следовать за ним.

В 1926 году «Кодексом законов о браке, семье и опеке» признавались фактические брачные отношения при наличии отдельных обстоятельств (совместное проживание, ведение общего хозяйства и наличие свидетелей отношений, совместное воспитание детей). Устанавливалось право супругов на сохранение добрачной фамилии. Усыновление допускалось только в интересах самих детей с приравниванием в правах и обязанностях с родными детьми усыновителя (удочерителя).

В 1969 году принят первый кодифицированный акт семейного законодательства Казахской ССР – «Кодекс о браке и семье». Женщина получила свободу выбора, в том числе в вопросах деторождения. Впервые урегулировался порядок заключения брака с иностранными гражданами.

Важным этапом в развитии брачно-семейных отношений, повышения роли женщин в политической жизни общества, построения системы противодействия семейно-бытовому насилию явилось обретение Республикой Казахстан независимости.

Этот период ознаменовался принятием важнейших стратегических документов, направленных на закрепление прав женщин, профилактику насилия в семье.

В 1995 году Конституцией Республики Казахстан защита брака, семьи, материнства, отцовства и детства, недопущения дискриминации по мотивам происхождения и по полу признаны одними из основных прав человека и гражданина.

В 1995 году Казахстан присоединился к Пекинской декларации (по положению женщин).

В 1995 году создан Совет по проблемам семьи, женщин и демографической политике, преобразованный впоследствии в Национальную комиссию по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Республики Казахстан.

В 1999 году постановлением Правительства Республики Казахстан утвержден «Национальный план действий по улучшению положения женщин в Республике Казахстан». В сфере противодействия насилию в семье Планом предусматривалось: принятие новых и приведение в соответствие с международными нормами действующих правовых актов; обеспечение помощи жертвам насилия; организации специальной подготовки и обучения специалистов и другие мероприятия.

В 2001 году состоялся первый отчет Казахстана в ООН о выполнении «Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин». Эксперты ООН отметили, что Казахстан можно считать примером прогрессивных перемен, в том числе по отношению к правам женщин.

В 2003 году постановлением Правительства одобрена «Концепция гендерной политики в Республике Казахстан» определившая основные направления гендерной политики. В Концепции закреплены положения о необходимости достижения сбалансированного участия мужчин и женщин во властных структурах, обеспечения равных возможностей для экономической независимости женщин, свободы от насилия.

В 2005 году принята «Стратегия гендерного равенства на 2006-2016 гг.», являющаяся основополагающим документом, направленным на реализацию гендерной политики государства.

В 2009 году принят Закон Республики Казахстан «О профилактике бытового насилия», существенно расширивший возможность обеспечения защиты жертв, определивший виды бытового насилия, круг субъектов профилактики и их компетенции, применение мер индивидуальной профилактики и ресоциализации правонарушителей. Благодаря этому удалось добиться заметной динамики снижения количества преступлений в семейно-бытовой сфере.

Главой государства вопросы семейной и гендерной политики, противодействия бытовому насилию определены в качестве приоритетных направлений социальной политики и нашли свое отражение в стратегических документах.

В 2012 году представлена «Стратегия развития Республики Казахстан до 2050 года». Ее главная цель – создание общества благоденствия на основе сильного государства, развитой экономики и возможностей всеобщего труда, вхождение Казахстана в тридцатку самых развитых стран мира. Особое место в Стратегии занимают вопросы пресечения бытового насилия и неуважительного отношения к женщинам.

В 2015 году принят «План нации - 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Главы государства Нурсултана Назарбаева» в соответствии, с которым, государством принимаются меры по реформированию правоохранительной системы, ориентированной на качественную профилактику правонарушений, в том числе в сфере семейно-бытового насилия.

В 2016 году «Концепцией семейной и гендерной политики в Республике Казахстан до 2030 года», вопрос искоренения насилия в семье определен в качестве основной задачи социальной политики.

Казахстан ратифицировал базовые международно-правовые документы в сфере противодействия бытовому насилию, досрочно достиг целей развития тысячелетия ООН и приступил к реализации Целей устойчивого развития (ЦУР), определённых Рамочной Программой партнерства ООН и Правительства Казахстана в целях развития на 2016-2020 гг.

В 2017 году постановлением Правительства утвержден детальный «План мероприятий по реализации Концепции семейной и гендерной политики в Республике Казахстан до 2030 года (первый этап 2017 – 2019 годы)», который определил основные направления государственной политики, в том числе по искоренению насилия.

В настоящее время принимаются меры, по реализации программных документов, направленных на укрепление семьи, формирование семейно-духовных ценностей, ликвидации дискриминации и насилия в семье.

 

 

Возвращаясь к истокам – о системе профилактики бытового насилия

 

Исторически главным богатством древней казахской земли являлась семья с ее традициями, устоями и обычаями. Именно вокруг неё строилась вся общественно-политическая жизнь.

Казахское общество отличалось особым уважением к женщине-матери, как хранительнице домашнего очага, и культом почитания отца, как главы семейства, продолжателя рода.

В легендах и сказаниях далеких времен воспевался возвышенный и величественный образ казахской женщины – дочери, матери, жены, правительницы. Девушка могла стать только женой, супругой, матерью – хранительницей семейного очага, достойно называясь – «отанасы».

По своему общественному положению и статусу дочери обладали большей независимостью и свободой. Они имели возможность получить образование, научиться играть на музыкальных инструментах, петь, участвовать в айтысах. Благодаря волевым качествам и свободолюбивому характеру, они принимали участие в принятии судьбоносных для своего народа решений, занимая равноправное положение в обществе.

Правовое положение мужчин, женщин и детей в Казахстане изначально определялось нормами обычного права «адат» и впервые нашло свое законодательное отражение в сводах законополо­жений «Қасым ханның қасқа жолы» (1511-1518 г.г.), «Есiм ханның ескi жолы» (начало XVII века) и «Жеті жарғы» Тәуке хан (XV-XIX вв.).

Главой семьи являлся муж, обладавший правом распоряжения всей собственностью без ущерба интересам других членов семьи. Жена также имела определенные имущественные права, которые она реализовывала наряду с мужем. К примеру, женщина фактически владела приданным и скотом, полученным от мужа при выделении в самостоятельное хозяйство. Муж не имел права распоряжаться приданым жены и при разводе оно оставалось за ней.

Сыновья, достигшие совершеннолетия и женившиеся, имели право отделиться, получив часть имущества и скота отца – «еншi». Отец обязывался выдать дочь замуж с приданным, а незамужние дочери могли претендовать на половину надела сыновей.

Особое отношение уделялось защите прав и интересов детей, потерявших родителей. Как правило, на воспитание их брали родственники и, соответственно, детей, оставшихся без опеки, практически, не имелось.

В период установления в Казахстане советской власти правовое регулирование брачно-семейных отношений отличалось единой нормативной базой и характеризовалось принятием следующих правовых актов, послуживших основой к закреплению равноправия и защите прав детей.

 

Анализ текущей ситуации по проблеме семейного насилия в Южно-Казахстанской области

 

Как показал анализ фактов насилия в семье, проведенный Генпрокуратурой РК, Южно-Казахстанская область является наиболее многочисленным и многонациональным регионом Казахстана, где проживает около 3 млн. человек - конкретнее 2 841307 тыс.

С учетом национальных традиций, устоявшихся стереотипов, отмечается высокий уровень латентности. Поэтому официальная статистика не раскрывает объективную картину правонарушений в семейно-бытовой сфере.

Вместе с тем, анализ криминогенной ситуации показал, что за 2016 год из общего числа совершенных в Южно-Казахстанской области преступлений - 38 695, а в 2015 г.- 37444, в отношении женщин было совершено 12 812, в 2015 г. было 4811. Противоправных же деяний и в отношении несовершеннолетних – 387, в 2015 г. их число составляло 557.

Таким образом, рост правонарушений в отношении женщин составил 80%. Оказалось, что в подавляющем большинстве случаев, насилию в семейно-бытовой сфере подвергаются женщины, которые являются наиболее уязвимой стороной в семейно-брачных отношениях. В основном, это женщины в возрасте 30-40 лет или 74,2% от общего количества, престарелые люди - в 486 случаях это женщины 58-70 лет и в 48 случаях мужчины от 70 лет и старше.

Зачастую жертвы бытового насилия малограмотны, с пониженной самооценкой, со средним или ниже среднего достатком.

В свою очередь, лица совершающие правонарушения, чаще всего люди, пытающиеся самоутвердиться за счет унижения более слабых, с отсутствием должного воспитания, в основном с низкими и духовными принципами, ранее совершавшие преступления и правонарушения.

Следует отметить, что не всегда жертвы бытового насилия в силу своего менталитета обращаются в полицию, считая, что семейные неурядицы, скандалы и побои дела сугубо семейными.

Проблемными вопросами в ходе расследования уголовных дел является: отказ от дачи показаний потерпевшими и прохождения судебно-медицинской экспертизы, поскольку зачастую при избиении женщины обращаются в органы внутренних дел только для того, чтобы сотрудники полиции приехали прекратили незаконные действия, совершаемые в отношении неё супругом.

При этом, в большинстве случаев приводятся не точные данные, так как они берутся в ходе рабочих встреч сотрудниками МПС, а сами жертвы семейного насилия не желают писать заявление, поскольку в таком случае на супруга будет наложен административный штраф от которого пострадает семейный бюджет либо будет начато досудебное расследование, которое в последующем может лишить работы супруг-кормильца.

По результатам анализа установлены отдельные факты поступления в органах полиции информации о насилии в семьях женщин, в дальнейшем совершивших попытки суицида.

Так, 03.03.2015г. в больницу г. Ленгер поступила гр. Алдабергенова А.М., совершившая попытку суицида путем употребления большой дозы лекарственных средств в результате ссоры со своим супругом Ж.Марешовым. Данный факт зарегистрировали в ЕРДР и в дальнейшем расследование, было прекращено за отсутствием состава уголовного правонарушения.

По результатам анализа установлено, что данная женщина прежде неоднократно поступала в медицинские учреждения. В ноябре 2014г. Алдабергенова обращалась в больницу в связи с нанесением ей телесных повреждений в ходе ссоры с мужем. Данный факт бы зарегистрирован в органах внутренних дел, но после того как Алдабергенова примирилась с мужем в порядке медиации, было вынесено решение об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления.

Однако, декабре 2014г. Алдабергенова повторно попадает в больницу с телесными повреждениями. Данный факт органами полиции без регистрации в КУЗИ списывается в номенклатурное дело, так как по пояснениям самой Алдабергеновой, травмы она получила сама – якобы,вследствие падения.

Как установлено, никаких мер административного характера в отношении ее супруга органами полиции не применялось, на профилактический учет семья не ставилась, соответствующая работа надлежащим образом не проводилась. В результате, в марте 2015 года последовала попытка суицида после очередной ссоры с мужем.

Всего за 2016 г. среди взрослого населения зарегистрировано 363 случаев суицида и 427 попыток, из которых 321 совершено среди женщин - 88 суицидов и 233 попыток и 467 среди мужчин - 274 суицидов и 193 попытки. В сравнении с 2015 г. наблюдается рост на 63 %.

Проблемным остается вопрос и по суицидам среди детского населения. 90 суицидов и попыток зарегистрированы среди несовершеннолетних, из которых 54 совершено девочками - 12 суицидов и 42 попытки и 36 совершенно мальчикам - 24 суицида и 12 попыток.

Остро стоит вопрос сексуального насилия. За 2016 год надругательству подверглись 66 женщин и 42 ребенка. Только за анализированный период 2017 года 12 женщин и 5 несовершеннолетних стали жертвами сексуального насилия. Практически все половые преступления совершаются в состоянии алкогольного опьянения.

В Южно-Казахстанской области 22 процента всех преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних совершают отцы либо опекуны пострадавших. 27 процентов приходится на соседей, 25 - на так называемых общих знакомых. И только в 24 процентах дети и подростки становились жертвами совершенно посторонних мужчин.

Только по Абайскому району г. Шымкент совершено половых преступлений в отношении 51 женщины и 16 детей, по Сарыагашскому району - совершено 27 половых преступлений в отношении женщин и 9 преступлений в отношении детей.

Основной проблемой насилия, совершаемого в семье является злоупотребление алкоголем. Каждое второе преступление, в семейно-бытовой сфере, совершается в результате употребления алкогольных напитков.

Количество состоящих на учете с диагнозом «алкоголизм», «наркомания» и другие ПАВ по Южно-Казахстанской области составляет 11% - это 16 340 человек от 154 424 - общего числа лиц, состоящих на учете по Казахстану в целом.

69% от общего числа лиц, состоящих на наркологическом учете по области, являются жителями г.Шымкент. Эта цифра весьма внушительна -11 084.

Если в среднем по Южно-Казахстанской области в каждой семье воспитываются, как минимум, 2 детей, то есть вероятность увеличения в будущем контингента злоупотребляющих алкогольные средства и наркотические вещества, как минимум, в два раза и по прогнозу составит 32680 человек.

Остается высоким уровень подростковой беременности. По официальным данным, в 2014 году в регионе зарегистрировано 1600 родов среди девочек от 15 до 17 лет. В 2015 г. этот показатель составил - 840, в 2016 г. – 685. За тот же период времени число абортов среди девочек-подростков достигло 208, в 2015 г. - 52, в 2016 г. – 4.Снижение официальной статистики абортов среди девочек подростков говорит о количестве проводимых абортов в частных клиниках. Самая ранняя беременность в 14 лет.

Проблема подростковой беременности связана с отсутствием доверительных отношений между родителями и дочерями, а также социально не благополучной средой.

Недооценка обществом наличия проблемы ранних и принудительных браков. Это связано, прежде всего, со слабой информированностью женщин и девочек, особенно в сельской местности, низкий уровень их самосознания, неспособность противостоять насилию.

Подавляющее большинство ранних браков не фиксируется в органах РАГС, часто проводится обряд «неке кию», поэтому реальную статистику выявить сейчас очень сложно.

В Южно-Казахстанской области. наблюдается наибольшее количество зарегистрированных – 21344, расторгнутых - 5067 браков.

 

 

Сарагашцы ознакомились с главными подходами Пилотного проекта по противодействию насилию

 

Выездное заседание Генпрокуратуры в Южно-Казахстанскую область совместно с представителями Минтруда, активом местных исполнительных органов, представителями общественности и гражданского сектора рассмотрели основные подходы Пилотного проекта, в частности, индикаторы оценки эффективности деятельности местных исполнительных органов. В ходе обсуждения было обращено внимание на обеспечение прозрачности механизма финансирования борьбы с бытовым насилием.

Было рассмотрено каким должно быть автоматизированное рабочее место Акима, какова зона ответственности управления по делам семьи при акимате. Особого внимания удостоился вопрос организации Центра по работе с агрессорами и трансформация ЦВАДов. Разъяснены особенности подходов в психокоррекции правонарушителей.

В ходе обсуждения были даны рекомендации по организации служб социально-психологического сопровождения в каждом районе, районных кризисных центров, школа молодоженов.

Был рассмотрен регламент межведомственного взаимодействия. Обсуждены вопросы обустройства сети бесплатных спортивных мест в районах.

Обращено внимание на проведение клинико-диагностического протокола освидетельствования жертв бытового насилия.

Говорилось и о новом формате работы участкового инспектора.

Были даны рекомендации по переходу от заявительной к выявительной системе в сфере здравоохранения, образования, соцзащиты.

Аудитория была ознакомлена с новой специальной правовой статистикой и учетом фактов бытового насилия.

Особое внимание было уделено профессионализму кадров, как залогу эффективной защиты граждан.

Дата публикации
03 июня 2020
Дата обновления
03 июня 2020
Тип
Полезная информация

Сейчас читают

14 марта 2024
Для сведения жителей и гостей района!
Информация
11 марта 2024
Перечень земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства на основании заключенных договоров временного возмездного землепользования (аренды) и подлежащих мониторингу в 2024 году
Информация
29 февраля 2024
2023 жылдың қорытындысы бойынша Бұланды ауданының "Сәулет және қала құрылысы бөлімі" ММ-де мемлекеттік қызметтер көрсету саласында жария талқылаулар өткізу туралы Есебі

Социальные медиа

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации