Генпрокуратура разработала пилотный проект «Казахстан без насилия в семье»
Меня тревожит ситуация с ростом бытового насилия над женщинами и детьми в семьях, подчеркнул Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в Стратегии «Казахстан – 2050». «Неуважительного отношения к женщинам не должно быть. И сразу скажу, что такое насилие должно пресекаться предельно жестко», - подчеркнул Нурсултан Назарбаев.
Основываясь на том, что главной целью в области устойчивого развития ООН является содействие построению миролюбивого и открытого общества в интересах устойчивого развития, обеспечение доступа к правосудию для всех и создание эффективных, подотчетных и основанных на широком участии учреждений на всех уровнях, а также на том, что в соответствии с Концепцией семейной и гендерной политики в РК до 2030 года государственная семейная политика является составной частью социальной политики страны, Генеральная Прокуратура Республики Казахстан подготовила и представила Концепцию пилотного проекта «Казахстан без насилия в семье» по Абайскому району г.Шымкент и Сарыагашскому району Южно-Казахстанской области.
Еще на заседании Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Республики Казахстан от 14 апреля 2017 года в соответствии с п. 2 протокола этого документа, Генеральной прокуратуре совместно с акиматом Южно-Казахстанской области, заинтересованными государственными органами, неправительственными и международными организациями (по согласованию) было дано задание обеспечить реализацию пилотного проекта в Абайском и Сараыагашском районах Южно-Казахстанской области, направленного на снижение латентности и количества правонарушений в семейно-бытовой сфере, в рамках проекта «Казахстан без насилия в семье» и представить информацию по итогам проведенной работы до 15 февраля 2018 года.
Целью Пилотного проекта Генпрокуратура поставила апробирование мер Дорожной карты проекта «Казахстан без насилия в семье». В соответствии с ней предусматривалось оказание адресной социальной, медицинской и юридической помощи гражданам. Кроме того, была поставлена цель проведения полномасштабной информационно-разъяснительной работы по профилактике насилия.
Задачами Пилотного проекта определены: разработка эффективной системы ранней профилактики, совершенствование административных и уголовно-правовых мер, создание эффективной системы реабилитации жертв, создание института ресоциализации правонарушителей, разработка действенного механизма взаимодействия организация системы подготовки кадров и повышения квалификации работников. Помимо этого, Генпрокуратурой намечено формирование системы мониторинга, учета и отчетности.
Предусматривалось проведение мед.консультаций и диагностики населения узкими специалистами, организация подворового обхода, встреч с населением, проведение бесплатных консультаций населению по правовым вопросам, организация мероприятий для населения в сфере культуры и спорта.
Предполагается, что реализация пилотного проекта пройдет с июня по ноябрь 2017 года. При этом основные мероприятия намечены с 5 июня по 5 июля, контроль в режиме он-лайн с июля по август, доработка по отдельным направлениям, подведение результатов с сентябрь по ноябрь.
Генпрокуратура РК определила ключевые проблемы семейного насилия и предложила пути искоренения
Причинами, снижающими эффективность борьбы с бытовым насилием, по оценке генпрокуратуры РК являются: отсутствие показателей в стратегических планах государственных органов и программах развития территорий, полного круга субъектов профилактики, компетенций по профилактике бытового насилия, стандартов, протоколов, алгоритма действий работников уполномоченных госорганов. Не способствует искоренению бытового насилия отсутствие единой политики по информированию и просвещению населения, эффективного механизма профилактики алкоголизма, наркомании, психических расстройств и пропаганды здорового образа жизни, оперативного реагирования на факты бытового насилия, действенных законодательных и организационно-практических мер воздействия на правонарушителей, действенного механизма взаимодействия.
Тормозящим фактором является и отсутствие координирующего органа, как и четкого механизма финансирования основных направлений противодействия бытовому насилию. Не способствует решению проблемы отсутствие эффективного механизма выявления неблагополучных семей и групп риска, конкурентной среды и условий для функционирования кризисных центров, комплексной работы с правонарушителями, механизма выявления и работы с детьми, ставшими жертвами насилия;
Нет системного обучения, специальной подготовки кадров и повышения квалификации работников, механизма вовлечения населения в работу по профилактике бытового насилия.
В связи с этим, Генеральная прокуратура РК в пилотном Проекте «Казахстан без насилия в семье» предложила пути решения проблем. В Концепции пилотного Проекта по Абайскому району г.Шымкент и Сарыагашскому району Южно-Казахстанской области озвучена необходимость создать Управление по делам семьи, молодежи, детей и пожилых лиц. В связи с чем, возникает необходимость разработать проект типового положения об управлении, разработать проект структуры управления и районных подразделений, сформировать штат за счет оптимизации структурных подразделений акимата ЮКО. А также разработать должностные инструкции сотрудников, сформировать бюджетную политику управления, разработать отчетность, определить индикаторы оценки эффективности деятельности управления и сотрудников, разработать проекты НПА о внесении изменений и дополнений в законодательные акты, разработать сравнительные таблицы по внесению изменений и дополнений в законодательные акты, подготовить аналитическую справку о целесообразности и эффективности функционирования управления.
Предстоит реформировать работу местной полицейской службы в связи с бытовым насилием, что предполагает принятие мер по сокращению документооборота, исключению несвойственных функций, введению индикаторов оценки деятельности участкового. В связи с реформированием предстоит решить вопрос материально-технической оснащенности, изучить волокитные дела и жалобы, наладить адресную работу с подучетными и жертвами, провести подворовой обход, встречи с населением, вручить памятки дебоширам и жертвам, вовлечь граждан в профилактику и повысить профессиональный уровень.
Призывая совершенствовать деятельности по профилактике бытового насилия в сфере здравоохранения, Генпрокуратура РК считает необходимым ввести новую форму учета жертв бытового насилия. Разработать и утвердить протоколы диагностирования, фиксации, документирования и перенаправления сведений о жертвах бытового насилия. Разработать механизм внутреннего перенаправления сведений о жертвах бытового насилия. Перепрофилировать ЦВАД в Центр по работе с агрессорами. Организовать широкое информирование населения о гарантированном объеме бесплатной медпомощи, о негативных последствиях ранней беременности, о вреде алкоголизма, наркомании, курения. Организовать обучение медперсонала навыкам работы с жертвами бытового насилия. Провести диагностический осмотр населения. Оказать консультативную помощь населению. Направлять больных в республиканские медучреждения.
Каким образом предполагается совершенствование деятельности по профилактике бытового насилия в сфере социальной защиты населения в соответствии с пилотным Проектом?
Необходимо внедрить систему постоянного и всестороннего анализа потребности в оказании социальных услуг для жертв насилия и потенциальных жертв насилия. Открыть Службы социально-психологического сопровождения. Обеспечить доступность социальных услуг жертвам бытового насилия. Разработать и внедрить единые современные методики по работе с жертвами бытового насилия и правонарушителями. Оказать социальную поддержку малообеспеченным, содействие в трудоустройстве, обеспечить техническими средствами реабилитации инвалидов.
Предполагается совершенствование деятельности по профилактике бытового насилия в сфере образования. Соответственно, необходимо оказать содействие и помощи детям в зачислении учреждений образования, провести мероприятия по воспитательной работе с учащимися, сделать анализ деятельности педагогов-психологов и социальных педагогов. Провести обучающие мероприятия с педагогами психологами и социальными педагогами, работу по обучению навыкам общения с детьми и повышению родительской ответственности. Нужно вручить учащимся, родителям памятки, брошюры, инфографику, справочные и другие информационные материалы и провести с ними обучение.
В пилотном Проекте отмечено совершенствование деятельности по профилактике бытового насилия через мероприятия, проводимые в сфере культуры и спорта. С этой целью необходимо возродить дома культуры в сельской местности, проводить тематические показы и выступления на тему семьи, массовые спортивные мероприятия. Также предлагается расширение сети спортивных секций и клубов.
В сфере религиозного просвещения также необходимо совершенствование деятельности по профилактике бытового насилия для чего рекомендовано провести разъяснительную работу с населением о религии, с приверженцами нетрадиционных религиозных течений и членами их семей. Необходима организация встреч с духовенством по вопросам укрепления семейных ценностей и недопустимости насилия.
В целом пилотный проект предполагает усиление информационно-разъяснительной работы: широкое освещение мероприятий о ходе проведения пилотного проекта в средствах массовой информации, проведение подворовых обходов. Требуется организовать выездные юридические консультации, собрания в школах с родителями и учениками.
Состояние системы профилактики бытового насилия в Казахстане
Как показал анализ текущей ситуации в Казахстане, отмечены 3 характерные черты преступлений в семейно-бытовой сфере 70-75% противоправных действий происходит в квартирах, домах. 60% и более совершается в сельских населенных пунктах. Каждое второе преступление совершается в состоянии алкогольного опьянения.
Тем на менее, Генпрокуратура признала, что в сфере противодействия насилия в семье проделана значительная работа. Введены новые меры административно-правового воздействия: защитное предписание, особые требования к поведению, возможность временно выселять семейного правонарушителя из жилища (при наличии у него другого жилья на срок до 30-ти суток).
Тем не менее, в 2016 году наблюдается рост преступлений в семейно-бытовой сфере на 2,8%(с 472 до 485), в том числе особо тяжких на 12,6%, тяжких на8%.
Анализ показал, что значительное количество правонарушений совершается в состоянии алкогольного опьянения или наркотического возбуждения. Вместе с тем, отсутствует системная работа по выявлению и лечению алко- и нарко-зависимых, по пропаганде здорового образа жизни (ежегодно на пропаганду ЗОЖ выделяется 1 млрд, тенге).
Поскольку важную роль играет полный учет зависимых лиц, исключение анонимного учета повлекло снижение обращаемости за медицинской помощью зависимых лиц (до 30.06.2016 г. на наркоучете состояло - 10 203 больных, на 20.12.2016 г. - 131). Более 10 тыс. больных не охвачено лечением.
В стране имеется всего 2 центра с полной программой реабилитации (Костанайская область и г. Павлодар). Повторная госпитализация алкозависимых составляет 55,1%, наркозависимых 56,2%.
Существенного влияния на снижение зависимости не оказывает и 31 Центр временной адаптации и дезоксидации для лиц средней степени алкогольного опьянения, нарушивших общественный порядок. На их функционирование ежегодно расходуются более 5 млр. тенге (5000 тг. в день на человека): на 3-8 часовую изоляцию и ограниченную дезинтоксикацию правонарушителя без лечения.
Профилактика правонарушений в семейно-бытовой сфере законом возложена на местную полицейскую службу (МПС).
Имеющийся механизм противодействия бытовому насилию требует пересмотра ряда вопросов законодательного и организационно-распорядительного характера.
В разрешении конфликтных ситуаций и предупреждении негативных последствий, в первую очередь, применяется профилактическая беседа. Сегодня она проводится шаблонно, без разъяснения правонарушителю правовых последствий проступка, а жертвам - их прав.
Ожидаемых результатов не дают и защитные предписания. С 2011-го года их число возросло в 2 раза (с 30360 до 64132). Наряду с этим, в 5 раз увеличилось число их нарушений (с 612 до 2904). В отношении одного нарушителя иногда выносится до 10 предписаний.
Нарушаются и установленные судом особые требования по причине совместного проживания жертвы и агрессора, отсутствия психокоррекционных мероприятий.
Практика назначения судами предупреждения лицам, неоднократно нарушившим требования, неблагоприятно сказывается на исправлении правонарушителя (за последние 3 года из 6 702 лиц: 3 353 - предупреждения, 3 349 - арест).
Примирение за правонарушения данной категории также вызывает ряд вопросов. За 2 года из 58 тысяч дел, половина прекращена судами за примирением. В итоге каждый второй правонарушитель остался без наказания, каждый четвертый примирился повторно.
Изучение правоприменительной практики показало необходимость ужесточения существующей ответственности и введения новой. В настоящее время в частности участились случаи понуждения женщин к аборту, в том числе несовершеннолетних. Для сведения за 6 лет более 545 тыс. женщин подверглись процедуре аборта, 13,6 тыс. из которых несовершеннолетние.
Отсутствие ответственности за понуждение к аборту и совершение преступлений в присутствии детей наносит серьезный вред их психике и бесследно не проходит.
В Казахстане функционирует 28 кризисных центра (17 с приютом), 7 из которых финансируются из госбюджета, 21 имеют различные формы финансирования.
Имеющиеся организации дислоцированы в областных центрах. Жертвы, проживающие в отдаленных районах, селах лишены возможности обратиться за помощью.
Работа служб телефонов доверия малоэффективна и разрознена. Женщины, недостаточно информированы о наличии телефонов доверия, а обратившиеся в кризисные центры не перенаправляются.
Несмотря на законодательное закрепление не нашел свое развитие институт ресоциализации правонарушителей семейно-бытовой сферы.
К примеру, в России функционирует Служба психологической помощи при Департаменте труда и соцзащиты населения. Подобные службы существуют также в США, Польше, Швеции, Германии и других странах.
Сегодня отсутствуют единые современные методики по работе с жертвами бытового насилия и правонарушителями. Такие программы активно применяются на государственном уровне и доказали свою эффективность в развитых странах.
Проведенный комплексный анализ позволил выделить ряд общих вопросов без решения, которых достижение желаемых результатов по профилактике семейно-бытового насилия затруднительно. К ним относится отсутствие у субъектов профилактики: компетенций по предупреждению насилия в семье (за исключением МВД). Работа проводится только по обращениям. Складывается узкий круг субъектов;
Нет и индикаторов оценки их работы, как нет налаженного механизма по информированию, взаимообмену и взаимосверкам. Отсутствует целенаправленное финансирование. Нет единого координирующего органа, осуществляющего реализацию государственной политики по вопросам семьи, детей и престарелых, защиты их прав, профилактики и пресечения насилия.
Результаты анализа свидетельствуют о необходимости пересмотра подходов к принятию организационно-практических мер и разработке законодательства.
Генпрокуратура РК проанализировала данные ВОЗ - от 5 фактов насилия в семье до 5 факторов совершения преступлений
Всемирная организация здравоохранения приводит 5 фактов о насилии в семье: от 40 до 70 % убийств женщин в Австралии, Канаде, Израиле, Южной Африке и Соединенных Штатах совершается их партнерами.
В 90-96 % случаев домашнего насилия женщины США и Канады являются жертвами агрессии.
В 94 % случаях женщины Шотландии являются пострадавшимии лишь в 3% обидчиками.
В среднем, по меньшей мере, каждая третья женщина на протяжении жизни подвергается побоям, сексуальному принуждению или иным видам жестокого обращения со стороны супруга или партнера.
От 15% женщин Японии до 70% женщин Эфиопии и Перу сообщили о физическом и/или сексуальном насилии со стороны интимного партнера. До 38% убийств женщин в мире совершается их интимными партнерами мужского пола.
При этом ВОЗ определил 5 показателей, характеризирующих состояние преступности в отношении женщин, в 2016 году (в сравнении с 2015 годом). Рост преступлений составил 90,3%(65325-124298). Рост преступлений по причинению вреда здоровью средней тяжести на 3,8% (1197-1244). Возросло число самоубийств на 2,6%(723-742). Увеличилось количество фактов развращения малолетних детей на 59,6 %(158 - 99).
Ежедневно 12 женщин подвергались физическому насилию, 5 из которых становились жертвами сексуального насилия.
ВОЗ выделил 5 факторов, способствующих совершению правонарушений в семейно-бытовой сфере: злоупотребление алкогольными, наркотическими и токсикологическими веществами. Психологические расстройства у правонарушителей, виктимность поведения жертвы, стигмация. Социальное неблагополучие. Низкий уровень культуры, правовой грамотности и информированности. Ослабление семейных ценностей, неосознанность ответственности супругами, родителями, детьми.
Казахстанцы не спешат за получением психологической помощи
В настоящее время в осуществлении профилактики правонарушений в семейно-бытовой сфере имеется ряд следующих проблем законодательного и организационно-практического характера.
Психологические службы учреждений образования, комплектующиеся педагогами-психологами в зависимости от количества класс – комплектов (не более 2-х) не способны оказать качественную социально-психологическую помощь учащимся.
При этом в среднем на одного специалиста приходится 500-600 учащихся, при фактической возможности оказания полноценной помощи только 70-90 учащимся, без учета работы с родителями, учителями.
Укомплектованность школ социальными педагогами (вводимыми по необходимости) составляет 77,4%.
В дошкольных учреждениях образования они вовсе не предусмотрены.
Отсутствие навыков по диагностике насилия и оказанию помощи, негласный «рейтинг» школ, низкая заработная плата (в среднем 43 000 тг.), препятствует выявлению детей групп риска и проведению работы с ними.
Педагоги – психологи и соц.педагоги помимо осуществления возложенных обязанностей загружены несвойственными функциями (участие, организация мероприятий и всеобуча), что сказывается на качестве их работы.
Психологи организаций здравоохранения, в основном имеют педагогическое или психологическое образование. Часть психологов работают после курсов (1-2 месяца), без сертификатов. Их квалификация не позволяет проводить диагностику психического состояния. Клинических психологов с медицинским образованием ВУЗы Казахстана не готовят.
На всю страну имеется всего 309 наркологов и 27 психотерапевтов.
Наряду с этим, население по причине имеющихся предубеждений не спешит за получением психологической помощи. Работа по воспитанию культуры обращения к психологам не прививается.
Отсутствие компетенций, стандартов, протоколов приводит к тому, что медицинскими работниками не принимаются меры по обнаружению, фиксации и перенаправлению информации об имеющихся признаках бытового насилия.
Законодательный аспект закрепления равноправия и защиты прав детей
В период установления в Казахстане советской власти правовое регулирование брачно-семейных отношений отличалось единой нормативной базой и характеризовалось принятием следующих правовых актов, послуживших основой к закреплению равноправия и защите прав детей.
В 1917 году Декретом «О гражданском браке, о детях и о введении книг актов состояния признавался только зарегистрированный брак. Религиозный брак считался вне закона. Впервые определялся минимальный возраст для вступления в брак, урегулировалась процедура установления отцовства, права «законных» и «незаконных» детей признавались равными.
В 1917 году принят Декрет «О расторжении брака», относивший вопросы разводов к исключительной компетенции судов. Духовенство отныне не имело право принимать подобные решения.
В 1918 году «Кодексом законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве» ограничивалась свобода разводов. Допускалось право перемены места жительства одним из супругов без обязанности второго следовать за ним.
В 1926 году «Кодексом законов о браке, семье и опеке» признавались фактические брачные отношения при наличии отдельных обстоятельств (совместное проживание, ведение общего хозяйства и наличие свидетелей отношений, совместное воспитание детей). Устанавливалось право супругов на сохранение добрачной фамилии. Усыновление допускалось только в интересах самих детей с приравниванием в правах и обязанностях с родными детьми усыновителя (удочерителя).
В 1969 году принят первый кодифицированный акт семейного законодательства Казахской ССР – «Кодекс о браке и семье». Женщина получила свободу выбора, в том числе в вопросах деторождения. Впервые урегулировался порядок заключения брака с иностранными гражданами.
Важным этапом в развитии брачно-семейных отношений, повышения роли женщин в политической жизни общества, построения системы противодействия семейно-бытовому насилию явилось обретение Республикой Казахстан независимости.
Этот период ознаменовался принятием важнейших стратегических документов, направленных на закрепление прав женщин, профилактику насилия в семье.
В 1995 году Конституцией Республики Казахстан защита брака, семьи, материнства, отцовства и детства, недопущения дискриминации по мотивам происхождения и по полу признаны одними из основных прав человека и гражданина.
В 1995 году Казахстан присоединился к Пекинской декларации (по положению женщин).
В 1995 году создан Совет по проблемам семьи, женщин и демографической политике, преобразованный впоследствии в Национальную комиссию по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Республики Казахстан.
В 1999 году постановлением Правительства Республики Казахстан утвержден «Национальный план действий по улучшению положения женщин в Республике Казахстан». В сфере противодействия насилию в семье Планом предусматривалось: принятие новых и приведение в соответствие с международными нормами действующих правовых актов; обеспечение помощи жертвам насилия; организации специальной подготовки и обучения специалистов и другие мероприятия.
В 2001 году состоялся первый отчет Казахстана в ООН о выполнении «Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин». Эксперты ООН отметили, что Казахстан можно считать примером прогрессивных перемен, в том числе по отношению к правам женщин.
В 2003 году постановлением Правительства одобрена «Концепция гендерной политики в Республике Казахстан» определившая основные направления гендерной политики. В Концепции закреплены положения о необходимости достижения сбалансированного участия мужчин и женщин во властных структурах, обеспечения равных возможностей для экономической независимости женщин, свободы от насилия.
В 2005 году принята «Стратегия гендерного равенства на 2006-2016 гг.», являющаяся основополагающим документом, направленным на реализацию гендерной политики государства.
В 2009 году принят Закон Республики Казахстан «О профилактике бытового насилия», существенно расширивший возможность обеспечения защиты жертв, определивший виды бытового насилия, круг субъектов профилактики и их компетенции, применение мер индивидуальной профилактики и ресоциализации правонарушителей. Благодаря этому удалось добиться заметной динамики снижения количества преступлений в семейно-бытовой сфере.
Главой государства вопросы семейной и гендерной политики, противодействия бытовому насилию определены в качестве приоритетных направлений социальной политики и нашли свое отражение в стратегических документах.
В 2012 году представлена «Стратегия развития Республики Казахстан до 2050 года». Ее главная цель – создание общества благоденствия на основе сильного государства, развитой экономики и возможностей всеобщего труда, вхождение Казахстана в тридцатку самых развитых стран мира. Особое место в Стратегии занимают вопросы пресечения бытового насилия и неуважительного отношения к женщинам.
В 2015 году принят «План нации - 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Главы государства Нурсултана Назарбаева» в соответствии, с которым, государством принимаются меры по реформированию правоохранительной системы, ориентированной на качественную профилактику правонарушений, в том числе в сфере семейно-бытового насилия.
В 2016 году «Концепцией семейной и гендерной политики в Республике Казахстан до 2030 года», вопрос искоренения насилия в семье определен в качестве основной задачи социальной политики.
Казахстан ратифицировал базовые международно-правовые документы в сфере противодействия бытовому насилию, досрочно достиг целей развития тысячелетия ООН и приступил к реализации Целей устойчивого развития (ЦУР), определённых Рамочной Программой партнерства ООН и Правительства Казахстана в целях развития на 2016-2020 гг.
В 2017 году постановлением Правительства утвержден детальный «План мероприятий по реализации Концепции семейной и гендерной политики в Республике Казахстан до 2030 года (первый этап 2017 – 2019 годы)», который определил основные направления государственной политики, в том числе по искоренению насилия.
В настоящее время принимаются меры, по реализации программных документов, направленных на укрепление семьи, формирование семейно-духовных ценностей, ликвидации дискриминации и насилия в семье.
Возвращаясь к истокам – о системе профилактики бытового насилия
Исторически главным богатством древней казахской земли являлась семья с ее традициями, устоями и обычаями. Именно вокруг неё строилась вся общественно-политическая жизнь.
Казахское общество отличалось особым уважением к женщине-матери, как хранительнице домашнего очага, и культом почитания отца, как главы семейства, продолжателя рода.
В легендах и сказаниях далеких времен воспевался возвышенный и величественный образ казахской женщины – дочери, матери, жены, правительницы. Девушка могла стать только женой, супругой, матерью – хранительницей семейного очага, достойно называясь – «отанасы».
По своему общественному положению и статусу дочери обладали большей независимостью и свободой. Они имели возможность получить образование, научиться играть на музыкальных инструментах, петь, участвовать в айтысах. Благодаря волевым качествам и свободолюбивому характеру, они принимали участие в принятии судьбоносных для своего народа решений, занимая равноправное положение в обществе.
Правовое положение мужчин, женщин и детей в Казахстане изначально определялось нормами обычного права «адат» и впервые нашло свое законодательное отражение в сводах законоположений «Қасым ханның қасқа жолы» (1511-1518 г.г.), «Есiм ханның ескi жолы» (начало XVII века) и «Жеті жарғы» Тәуке хан (XV-XIX вв.).
Главой семьи являлся муж, обладавший правом распоряжения всей собственностью без ущерба интересам других членов семьи. Жена также имела определенные имущественные права, которые она реализовывала наряду с мужем. К примеру, женщина фактически владела приданным и скотом, полученным от мужа при выделении в самостоятельное хозяйство. Муж не имел права распоряжаться приданым жены и при разводе оно оставалось за ней.
Сыновья, достигшие совершеннолетия и женившиеся, имели право отделиться, получив часть имущества и скота отца – «еншi». Отец обязывался выдать дочь замуж с приданным, а незамужние дочери могли претендовать на половину надела сыновей.
Особое отношение уделялось защите прав и интересов детей, потерявших родителей. Как правило, на воспитание их брали родственники и, соответственно, детей, оставшихся без опеки, практически, не имелось.
В период установления в Казахстане советской власти правовое регулирование брачно-семейных отношений отличалось единой нормативной базой и характеризовалось принятием следующих правовых актов, послуживших основой к закреплению равноправия и защите прав детей.
Анализ текущей ситуации по проблеме семейного насилия в Южно-Казахстанской области
Как показал анализ фактов насилия в семье, проведенный Генпрокуратурой РК, Южно-Казахстанская область является наиболее многочисленным и многонациональным регионом Казахстана, где проживает около 3 млн. человек - конкретнее 2 841307 тыс.
С учетом национальных традиций, устоявшихся стереотипов, отмечается высокий уровень латентности. Поэтому официальная статистика не раскрывает объективную картину правонарушений в семейно-бытовой сфере.
Вместе с тем, анализ криминогенной ситуации показал, что за 2016 год из общего числа совершенных в Южно-Казахстанской области преступлений - 38 695, а в 2015 г.- 37444, в отношении женщин было совершено 12 812, в 2015 г. было 4811. Противоправных же деяний и в отношении несовершеннолетних – 387, в 2015 г. их число составляло 557.
Таким образом, рост правонарушений в отношении женщин составил 80%. Оказалось, что в подавляющем большинстве случаев, насилию в семейно-бытовой сфере подвергаются женщины, которые являются наиболее уязвимой стороной в семейно-брачных отношениях. В основном, это женщины в возрасте 30-40 лет или 74,2% от общего количества, престарелые люди - в 486 случаях это женщины 58-70 лет и в 48 случаях мужчины от 70 лет и старше.
Зачастую жертвы бытового насилия малограмотны, с пониженной самооценкой, со средним или ниже среднего достатком.
В свою очередь, лица совершающие правонарушения, чаще всего люди, пытающиеся самоутвердиться за счет унижения более слабых, с отсутствием должного воспитания, в основном с низкими и духовными принципами, ранее совершавшие преступления и правонарушения.
Следует отметить, что не всегда жертвы бытового насилия в силу своего менталитета обращаются в полицию, считая, что семейные неурядицы, скандалы и побои дела сугубо семейными.
Проблемными вопросами в ходе расследования уголовных дел является: отказ от дачи показаний потерпевшими и прохождения судебно-медицинской экспертизы, поскольку зачастую при избиении женщины обращаются в органы внутренних дел только для того, чтобы сотрудники полиции приехали прекратили незаконные действия, совершаемые в отношении неё супругом.
При этом, в большинстве случаев приводятся не точные данные, так как они берутся в ходе рабочих встреч сотрудниками МПС, а сами жертвы семейного насилия не желают писать заявление, поскольку в таком случае на супруга будет наложен административный штраф от которого пострадает семейный бюджет либо будет начато досудебное расследование, которое в последующем может лишить работы супруг-кормильца.
По результатам анализа установлены отдельные факты поступления в органах полиции информации о насилии в семьях женщин, в дальнейшем совершивших попытки суицида.
Так, 03.03.2015г. в больницу г. Ленгер поступила гр. Алдабергенова А.М., совершившая попытку суицида путем употребления большой дозы лекарственных средств в результате ссоры со своим супругом Ж.Марешовым. Данный факт зарегистрировали в ЕРДР и в дальнейшем расследование, было прекращено за отсутствием состава уголовного правонарушения.
По результатам анализа установлено, что данная женщина прежде неоднократно поступала в медицинские учреждения. В ноябре 2014г. Алдабергенова обращалась в больницу в связи с нанесением ей телесных повреждений в ходе ссоры с мужем. Данный факт бы зарегистрирован в органах внутренних дел, но после того как Алдабергенова примирилась с мужем в порядке медиации, было вынесено решение об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления.
Однако, декабре 2014г. Алдабергенова повторно попадает в больницу с телесными повреждениями. Данный факт органами полиции без регистрации в КУЗИ списывается в номенклатурное дело, так как по пояснениям самой Алдабергеновой, травмы она получила сама – якобы,вследствие падения.
Как установлено, никаких мер административного характера в отношении ее супруга органами полиции не применялось, на профилактический учет семья не ставилась, соответствующая работа надлежащим образом не проводилась. В результате, в марте 2015 года последовала попытка суицида после очередной ссоры с мужем.
Всего за 2016 г. среди взрослого населения зарегистрировано 363 случаев суицида и 427 попыток, из которых 321 совершено среди женщин - 88 суицидов и 233 попыток и 467 среди мужчин - 274 суицидов и 193 попытки. В сравнении с 2015 г. наблюдается рост на 63 %.
Проблемным остается вопрос и по суицидам среди детского населения. 90 суицидов и попыток зарегистрированы среди несовершеннолетних, из которых 54 совершено девочками - 12 суицидов и 42 попытки и 36 совершенно мальчикам - 24 суицида и 12 попыток.
Остро стоит вопрос сексуального насилия. За 2016 год надругательству подверглись 66 женщин и 42 ребенка. Только за анализированный период 2017 года 12 женщин и 5 несовершеннолетних стали жертвами сексуального насилия. Практически все половые преступления совершаются в состоянии алкогольного опьянения.
В Южно-Казахстанской области 22 процента всех преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних совершают отцы либо опекуны пострадавших. 27 процентов приходится на соседей, 25 - на так называемых общих знакомых. И только в 24 процентах дети и подростки становились жертвами совершенно посторонних мужчин.
Только по Абайскому району г. Шымкент совершено половых преступлений в отношении 51 женщины и 16 детей, по Сарыагашскому району - совершено 27 половых преступлений в отношении женщин и 9 преступлений в отношении детей.
Основной проблемой насилия, совершаемого в семье является злоупотребление алкоголем. Каждое второе преступление, в семейно-бытовой сфере, совершается в результате употребления алкогольных напитков.
Количество состоящих на учете с диагнозом «алкоголизм», «наркомания» и другие ПАВ по Южно-Казахстанской области составляет 11% - это 16 340 человек от 154 424 - общего числа лиц, состоящих на учете по Казахстану в целом.
69% от общего числа лиц, состоящих на наркологическом учете по области, являются жителями г.Шымкент. Эта цифра весьма внушительна -11 084.
Если в среднем по Южно-Казахстанской области в каждой семье воспитываются, как минимум, 2 детей, то есть вероятность увеличения в будущем контингента злоупотребляющих алкогольные средства и наркотические вещества, как минимум, в два раза и по прогнозу составит 32680 человек.
Остается высоким уровень подростковой беременности. По официальным данным, в 2014 году в регионе зарегистрировано 1600 родов среди девочек от 15 до 17 лет. В 2015 г. этот показатель составил - 840, в 2016 г. – 685. За тот же период времени число абортов среди девочек-подростков достигло 208, в 2015 г. - 52, в 2016 г. – 4.Снижение официальной статистики абортов среди девочек подростков говорит о количестве проводимых абортов в частных клиниках. Самая ранняя беременность в 14 лет.
Проблема подростковой беременности связана с отсутствием доверительных отношений между родителями и дочерями, а также социально не благополучной средой.
Недооценка обществом наличия проблемы ранних и принудительных браков. Это связано, прежде всего, со слабой информированностью женщин и девочек, особенно в сельской местности, низкий уровень их самосознания, неспособность противостоять насилию.
Подавляющее большинство ранних браков не фиксируется в органах РАГС, часто проводится обряд «неке кию», поэтому реальную статистику выявить сейчас очень сложно.
В Южно-Казахстанской области. наблюдается наибольшее количество зарегистрированных – 21344, расторгнутых - 5067 браков.
Сарагашцы ознакомились с главными подходами Пилотного проекта по противодействию насилию
Выездное заседание Генпрокуратуры в Южно-Казахстанскую область совместно с представителями Минтруда, активом местных исполнительных органов, представителями общественности и гражданского сектора рассмотрели основные подходы Пилотного проекта, в частности, индикаторы оценки эффективности деятельности местных исполнительных органов. В ходе обсуждения было обращено внимание на обеспечение прозрачности механизма финансирования борьбы с бытовым насилием.
Было рассмотрено каким должно быть автоматизированное рабочее место Акима, какова зона ответственности управления по делам семьи при акимате. Особого внимания удостоился вопрос организации Центра по работе с агрессорами и трансформация ЦВАДов. Разъяснены особенности подходов в психокоррекции правонарушителей.
В ходе обсуждения были даны рекомендации по организации служб социально-психологического сопровождения в каждом районе, районных кризисных центров, школа молодоженов.
Был рассмотрен регламент межведомственного взаимодействия. Обсуждены вопросы обустройства сети бесплатных спортивных мест в районах.
Обращено внимание на проведение клинико-диагностического протокола освидетельствования жертв бытового насилия.
Говорилось и о новом формате работы участкового инспектора.
Были даны рекомендации по переходу от заявительной к выявительной системе в сфере здравоохранения, образования, соцзащиты.
Аудитория была ознакомлена с новой специальной правовой статистикой и учетом фактов бытового насилия.
Особое внимание было уделено профессионализму кадров, как залогу эффективной защиты граждан.