Антикоррупционный мониторинг как инструмент ценового комплаенса в государственных закупках

Антикоррупционный мониторинг как инструмент ценового комплаенса в государственных закупках

«Лечить нужно не только болезнь, но и противодействовать причинам, ее вызывающим». Слова Гиппократа и для Антикоррупционной службы являются актуальными в свете выявления условий и причин, способствующих совершению коррупционных правонарушений, и устранения их последствий (п. 2) ч. 2 ст. 5 Закона «О противодействии коррупции»).

Реализация указанной задачи по устранению предпосылок коррупции осуществляется через два профилактических инструмента: антикоррупционный мониторинг и анализ коррупционных рисков.

В виду высокой коррупционной уязвимости системному мониторингу подлежит сфера государственных закупок и закупок квазигосударственного сектора.

Традиционными факторами риска по-прежнему остаются завышенная стоимость, закупки из одного источника, аффилированные поставщики.

Нашим законодательством предусмотрена ответственность за неэффективное планирование и (или) неэффективное использование бюджетных средств (ст. 234-1 КоАП, ст. 104-1 БК). При этом высокая цена, не соответствующая качеству предмета закупки и потребности заказчика, не является основанием для наказания.

Этот фактор не относится и к системе управления рисками, разработанной Министерством финансов (приказ Министра финансов от 30 ноября 2015 года № 597).

А значит находится вне зоны финансового контроля и государственного аудита со стороны уполномоченного органа. Подобные правовые пробелы и недобропорядочность участников закупок способствуют коррупции.

Аналитическая система «Единое окно закупок» НПП «Атамекен», используемая аналитиками Антикоррупционной службы, позволяет сформировать «группу риска» с высокой вероятностью коррупции.

Далее наши сотрудники в «ручном» режиме проводят сравнение техспецификаций аналогичных договоров, ценовых предложений идентичных товаров, работ, услуг. Результаты направляются всем администраторам бюджетных программ из «группы риска». Основной призыв – пересмотреть пункты плана закупок в сторону «адекватной» цены.

Есть факты, когда заказчики осуществляют закуп по цене выше средней на 460%. К примеру, акимат г. Рудный приобрел спортивную одежду на 4,9 млн тенге, завышение составило порядка 3,8 млн тенге. Только стоимость одной футболки как брендовой вещи – 28 тыс. тенге.

Далее Управление здравоохранения Атырауской области в период пандемии COVID-19 приобретает детское питание по цене 5200 тенге при розничной цене 3700 тенге.

В ходе мониторинга особое внимание было обращено к закупкам Управления энергетики и коммунального хозяйства по содержанию зеленых насаждений в г. Шымкент.

Если в прошлые годы данные затраты на всю территорию города, а это 110 объектов, составляли порядка 900 млн тенге, то в этом году только на содержание растений одной улицы и трех объектов мегаполиса (территория аэропорта, ЖД вокзала и центрального стадиона) выделено более 1 млрд. тенге.

После вмешательства Антикоррупционной службы закупку отменили.

В целом, только за этот год усилиями территориальных подразделений Агентства предотвращена нерациональная трата бюджета на сумму более 4,2 млрд тенге.

Антикоррупционный мониторинг по линии закупок уже доказал свою эффективность как инструмент ценового комплаенса. Работа продолжается.