По итогам 2020 года в Индексе восприятия коррупции Transparency International Казахстан впервые получил 38 баллов из 100 возможных, заняв 94 место среди 180 стран.
Страна обновила свой исторический максимум, достигнутый по итогам 2019 года (34 балла). За прошедший год позиция Казахстана выросла на 4 балла – с 34 до 38 баллов, что позволяет объективно говорить об устойчивом положительном тренде в страновой оценке восприятия коррупции.
Для сравнения – в совокупности за первые 7 лет подведения рейтинга по действующей методологии, т.е. с 2012 по 2018 год, страна продвинулась лишь на 3 балла (с 28 до 31), достигнув 124 места.
Только за последние два года Казахстан набрал 7 баллов (с 31 до 38), что повысило позицию в рейтинге на 30 пунктов (со 124 в 2018 году до 94 места).
Отмечается, что в 2018 году в Стратегическом плане развития Республики Казахстан ожидаемый результат ИВК к 2025 году был определен на уровне 35 баллов.
Страна уверенно закрепилась в группе государств с умеренным уровнем восприятия коррупции. Аналогичные показатели в ИВК имеют такие страны, как Бразилия, Сербия, Шри-Ланка, Перу, Суринам.
Говоря о группе 19 государств Восточной Европы и Центральной Азии, Казахстан занял 6 место, уступая лишь Грузии, Армении, Беларуси, Черногории, Северной Македонии, Турции и значительно опережая остальные страны СНГ.
По мнению Транспаренси Интернешнл динамичный рост Казахстана в рейтинге ИВК на фоне глобальной пандемии и угроз устойчивого развития демократических институтов в разных уголках мира, свидетельствует о поступательной работе страны в противодействии коррупции.
Текущий рост обеспечен за счет следующих факторов.
В первую очередь это последовательный курс политической модернизации, повышение роли гражданского общества, усиление общественного контроля, обеспечение большей открытости, транспарентности, подотчетности и клиентоориентированности госаппарата, включая широкомасштабную работу по цифровизации государственных услуг.
Значимую роль играет политическая воля на искоренение коррупции в контексте принятых за последние полтора года трех пакетов президентских антикоррупционных реформ.
Речь идет об институтах отставки и персональной дисциплинарной ответственности за коррупцию подчиненных, восстановление антикоррупционной экспертизы, введение антикор-комплаенса в нацкомпаниях, полном запрете на получение любых подарков госслужащими и владение банковскими счетами в иностранных юрисдикциях, расширение субъектного состава коррупционных преступлений, отмена условно-досрочного освобождения лиц, осужденных за коррупцию, ужесточение наказания взяткодателей и посредников во взяточничестве, усиление ответственности сотрудников квазигоссектора.
Позитивное отражение имеют и меры по поддержке бизнеса, в том числе долгосрочный мораторий на проверки, налоговые льготы для микро- и малого бизнеса, меры по дерегулированию экономики, а также системное антикоррупционное сопровождение со стороны Агентства.
Немаловажное значение приобрел переход Антикоррупционной службы на комплексную работу на основе рационального сочетания превентивно-профилактических и уголовно-правовых инструментов, масштабного продвижения идеологии integrity и эффективного партнерства с институтами гражданского общества, а также всестороннего взаимодействия с международными организациями и рейтинговыми учреждениями.
Источник: https://www.transparency.org/en/cpi/2020/index/nzl#