В Алматы самый высокий уровень цифровой и компьютерной грамотности жителей. Более 90% услуг оказываются в электронном формате, что также демонстрирует приверженность города принципам Smart City. Об этом, а также о развитии креативных и цифровых технологий рассказал на площадке Центральной службы коммуникаций аким города Бакытжан Сагинтаев.
По словам главы города, согласно оценке международных экспертов, IDC, уровень цифровой зрелости Алматы как Smart City вырос с «конъюнктурного» до «повторяющегося» с 1,7 балла в 2017 году до 2,7 балла в 2021-м. Рост обусловлен институциональным укреплением и внедрением инфраструктурных смарт-проектов. Сегодня «умные» проекты внедряются практически во всех сферах жизнедеятельности города.
Так, реализация проекта «Сергек» позволила снизить количество ДТП и смертность на дорогах. «Умные» светофоры увеличат среднюю скорость трафика на 15-20%. Применение инструментов анализа Big Data и искусственного интеллекта позволило обеспечить мониторинг мест массового скопления.
Находят свое применение управленческие решения, основанные на данных. Созданы каналы взаимодействия с жителями, внедрены такие инструменты, как «Бюджет участия», когда жители города сами определяют проекты для финансирования из городского бюджета.
Вместе с тем в городе с прошлого года действует Alatau Creative Hub - многофункциональный коворкинг-центр нового поколения, созданный в прошлом году в рамках Стратегии «Алматы-2050» и подстратегии Creative Almaty.
Программа развития креативных индустрий Creative Almaty разработана в 2019 году с целью структурного маневра экономики города, базируется на 10 креативных индустриях. В том числе кино и анимация, литература, мода, новые медиа и цифровые культуры, театр, опера и балет, киберспорт и геймдевелопмент, архитектура и дизайн, музыка, современное искусство, индустрия развлечений.
Креативный хаб создан в Алатауском районе по принципу «Город без окраин», где жители могут работать в бесплатном коворкинге, принимать участие в мастер-классах известных профессионалов. Здесь функционируют 25 бесплатных кружков. Среди них актерское мастерство, дискуссионный клуб, домбра, журналистика, иностранные языки.
На втором этаже создана IT-лаборатория, включающая пространство для стартапов и IT-инкубаторов, школа программирования, центр радиоэлектроники, школа робототехники. Также имеется мультимедийный центр традиционной музыки.
В целом в хабе предоставляются помещения для креативных проектов МСБ, нацеленных на поиск талантов и развитие креативных навыков людей. Создание такого рода хабов планируется в каждом районе города.
Производительность труда креативных индустрий выше традиционных, что положительно сказывается на устойчивости экономики города. Уже сегодня креативные индустрии занимают порядка 1,7% доли экономики Алматы. Это 17,8 тыс. организаций и индивидуальных предпринимателей (8,8% от всех предприятий), в которых занято около 45 тыс. человек. Объем оказанных услуг – 402,8 млрд тенге.
Проекты-драйверы в сфере цифровизации и креативной индустрии:
Единое Хранилище Данных - региональное хранилище данных по принципу модели Гражданин360/Сингапур;
Единое Коммуникационное Пространство - платформа, объединяющая все вузы, ИТ-компании вокруг ИТ-талантов;
Экономическая кластеризация районов города - Карта отслеживания динамики показателей доходов/расходов жителей города с фокусом на креативных индустриях;
Онлайн-платформа Creative Class - образовательная платформа, обучающая заработку на своем таланте, изучению новых направлений и смешанных профессий.
Программа Almaty Creative Accelerator-2022 - практико-ориентированная программа стартапов креативной экономики, прохождение акселерации на безвозмездной основе, освещение мировых трендов организации бизнеса в сфере креативных индустрий
Almaty TikTok Fest – проект, нацеленный на развитие новых цифровых медиа, увеличение узнаваемости туристских направлений Казахстана, привлечение мировых брендов на рынок;
Almaty Cyber Games – мероприятие, направленное на развитие и популяризацию отрасли цифрового спорта в Казахстане.
Фестиваль MARCON - конференция в области контент-маркетинга для ведущих игроков digital-рынка локального и международного уровня.
Также в городе ведется создание Креативного квартала, где будут созданы условия для реализации бизнес-идей творческих предпринимателей.