По экологическому регулированию: отделом экологического регулирования за 11 месяцев т.г. были выполнены следующие работы:
Приняты и проверены за 11 месяцев 152 декларации о воздействии на окружающую среду.
В целом за 11 месяцев ведется выдача разрешений на эмиссии в окружающую среду (выдача экологического разрешения на воздействие для объектов II категории»), рассмотрено – 19 заявки, из них: выдано – 19 разрешения на выброс в атмосферу 421,91 тонн/год.
В целом за 11 месяцев на выдачу заключений государственной экологической экспертизы (Заключение государственной экологической экспертизы для объектов III категории), рассмотрено – 170 заявки, выдано положительных заключений государственной экологической экспертизы - 148, отказано – 2.
Велся мониторинг работы стационарных и передвижных экологических постов по контролю соблюдения установленных норм токсичности и дымности отработавших газов автомобилей.
За 11 месяцев т.г. на всех 19-ти экопостах ТОО «Ренессанс плюс» произведено 187 724 замеров, по которым были выявлены превышения установленного уровня токсичности и дымности у 31 655 ед. АТС, что составляет 17% от всех проверенных автомашин (из проверенных с бензиновым двигателем - 30 980, с дизельным - 675). В том числе:
- за январь 2024г. выполнено по всем экологическим постам 17 777 замеров отработанных газов, в том числе автомобили на бензиновом двигателе – 17 615 автомашин, на дизельном двигателе – 162 автомашин.
Превышение уровня токсичности и дымности установленным техническим регламентом нормам в отработавших газах автотранспортных средств составил 2 244, в том числе 2 230 превышений по СО и 14 по дымности, что составляет 13 % от всех проверенных автомашин;
- за февраль 2024г. выполнено по всем экологическим постам 16 537 замеров отработанных газов, в том числе автомобили на бензиновом двигателе – 16 439 автомашин, на дизельном двигателе – 98 автомашин.
Превышение уровня токсичности и дымности установленным техническим регламентом нормам в отработавших газах автотранспортных средств составил 2 104, в том числе 2 095 превышений по СО и 9 по дымности, что составляет 13 % от всех проверенных автомашин;
- за март 2024г. выполнено по всем экологическим постам 9 960 замеров отработанных газов, в том числе автомобили на бензиновом двигателе – 9 842 автомашин, в том числе автомобили на дизельном двигателе – 64 автомашин.
Превышение уровня токсичности и дымности установленным техниче-ским регламентом нормам в отработавших газах автотранспортных средств составил 1 265, в том числе 1 262 превышений по СО и 3 по дымности, что составляет 13 % от всех проверенных автомашин.
- за апрель 2024г. выполнено по всем экологическим постам 17 567 замеров отработанных газов, в том числе у 17 121 автомобилей на бензиновом двигателе, на дизельном двигателе – 446 автомашин.
Выявлено у 2648 автомобилей превышение уровня токсичности и дым-ности установленным техническим регламентом нормам в отработавших газах, в том числе 2517 превышений по СО и 131 по дымности, что составляет 15 % от всех проверенных автомашин;
- за май 2024г. выполнено по всем экологическим постам 16 951 замеров отработанных газов, в том числе у 16 834 автомобилей с бензиновым двигателем, и с дизельным двигателем – у 117 автомашин.
Выявлено 2414 случаев превышения, установленных техническим регламентом норм уровня токсичности и дымности в отработавших газах авто-транспортных средств, в том числе 2388 превышений по СО и 26 по дымно-сти, что составляет 14 % от всех проверенных автомашин;
- за июнь 2024г. выполнено по всем экологическим постам 18 364 замеров отработанных газов, в том числе проверены 18 141 автомобилей на бензиновом двигателе, в том числе с дизельным двигателем – 223 автомашин.
Выявлено 2592 случаев превышения, установленных техническим регламентом норм уровня токсичности и дымности отработавших газов авто-транспортных средств, в том числе 2542 превышений по СО и 50 по дымно-сти, что составляет 14 % от всех проверенных автомашин.
- за июль 2024г. выполнено по всем экологическим постам 16 592 замера отработанных газов, в том числе автомобили на бензиновом двигателе – 16 513 автомашин, на дизельном двигателе – 79 автомашин.
Превышение установленных технических регламентом нормам уровня токсичности и дымности в отработавших газах автотранспортных средств, составило 2 786, что составляет 17 % от всех проверенных автомашин, в том числе 2 764 превышений по СО и 22 по дымности:
- за август 2024 г. выполнено по всем экологическим постам 17 845 замеров отработанных газов, в том числе автомобили на бензиновом двигателе – 17 702 автомашин, на дизельном двигателе – 143 автомашин.
Превышение установленных технических регламентом нормам уровня токсичности и дымности в отработавших газах автотранспортных средств составило 3 247, что составляет 18 % от всех проверенных автомашин, в том числе 3 199 превышений по СО и 48 по дымности;
- за сентябрь 2024г. выполнено по всем экологическим постам 18 785 замеров отработанных газов, в том числе автомобили на бензиновом двигателе – 18 641 автомашин, автомобили на дизельном двигателе – 144 автомашин.
Превышение установленных технических регламентом нормам уровня токсичности и дымности в отработавших газах автотранспортных средств составило 3 658, что составляет 19 % от всех проверенных автомашин, в том числе 3 576 превышений по СО и 82 по дымности.
- за октябрь 2024г. выполнено по всем экологическим постам 19 201 замеров отработанных газов, в том числе автомобили на бензиновом двигателе – 18 834 автомашин, автомобили на дизельном двигателе – 367 автомашин.
Превышение установленных технических регламентом нормам уровня токсичности и дымности в отработавших газах автотранспортных средств составило 4 776, что составляет 25 % от всех проверенных автомашин, в том числе 4 581 превышений по СО и 195 по дымности.
- за ноябрь 2024г. выполнено по всем экологическим постам 18 145 замеров отработанных газов, в том числе автомобили на бензиновом двигателе – 17 953 автомашин, автомобили на дизельном двигателе – 192 автомашин.
Превышение установленных технических регламентом нормам уровня токсичности и дымности в отработавших газах автотранспортных средств составило 3 921, что составляет 22 % от всех проверенных автомашин, в том числе 3 826 превышений по СО и 95 по дымности.
За 11 месяцев на экологических постах составлено всего 28814 административных протоколов, из которых:
-по ст.334 ч.1 КРКобАП (предупреждение) - 14202 адм. протоколов;
-по ст.334 ч.1 КРКобАП (штраф) -13533 адм. протоколов на общую сумму
-по ст.334 ч.2 КРКобАП (штраф) - 1079 адм. протоколов на общую сумму 524079400.
Сотрудники отдела принимали активное участие во всех совещаниях и круглых столах по вопросу состояния атмосферного воздуха г.Алматы, организованных Департаментом экологии города Алматы, Специализированной природоохранной прокуратурой, АО «Центр развития города Алматы» и другими госорганами и заинтересованными организациями.
По управлению зеленым фондом: через портал электронного правительства "Е-Лицензирование" поступило 613 заявлений на вырубку деревьев. Из них: выдано 171 разрешений на вырубку 20189 деревьев и 297 кустарников (компенсационные обязательства – 201890 деревьев, 2970 шт. кустарников), отозвано 117 заявлений по инициативе заявителя, выдано 200 мотивированных отказов.
По плану озеленения города в 2024 году планируется высадить 320 тыс. зеленых насаждений. В весенний период текущего года высажено 38,522 тыс. деревьев и кустарников (из них 30 тыс. лиственных пород и 8,522 тыс. кустарников).
В целях реализация поручения Главы Государства по «Созданию новых рекреационных зон и озеленению речных коридоров с высадкой 2,5 млн. зеленых насаждении» до 2030 года, Управлением ежегодно планируется посадка 320 тыс. зеленых насаждений.
На сегодняшний день, высажено 312 тыс. саженцев зеленых насаждений (из них: 228 тыс. деревьев и 84тыс. кустарников), оставшиеся 8 тыс. зеленых насаждений будут высажены до конца т. г.
Велся мониторинг уходных работ специализированными организациями за посадками 2021-2024гг.
Декоративно-цветочное озеленение: объем цветочного озеленения на 2024 год составил 184 754 кв.м, из них 52 826 кв.м однолетников, 100 296 кв.м многолетников, 31 632 кв.м газон. Велся мониторинг уходных работ за цветниками.
Для формирования экологически устойчивой системы, поддерживающей биоразнообразие и обеспечивающей комфортную среду для горожан, посадки преимущественно проводятся вдоль русел рек и водоёмов, на пустующих территориях вдоль автомагистралей, а также на других землях общего пользования. Посадки осуществляются преимущественно в северо-западной части города (вокруг ТЭЦ-2, кладбища Батыс, территории ИЗА).
Управлением в весенний период 2024 года проведена акция «Зеленый двор». Цель данной акции - увеличение зеленого фонда внутри дворовых территорий города Алматы. Выдано 3 тыс. саженцев лиственных пород. Запланировано продолжение акции в осенний период (с 12-15 октября), ведется прием заявок от жителей.
Также, с начала апреля по конец сентября текущего года с целью улучшения и поддержания физиологически стабильного состояния деревьев, а также повышения их резистентности к различным фитопатогенам и вредным организмам, проводена комплексная биологическая обработка, а в отдельных случаях — химическая обработка зеленых насаждений. Обработка 2,3 млн деревьев на землях общего пользования, с использованием препаратов низкого класса опасности (П-3-4), разрешенных к применению на территории Республики Казахстан (Актофит, АК Кобелек, Грин Голд, Диурон и другие). Работы проводятся в соответствии с утвержденным графиком, преимущественно в ночное и утреннее время, чтобы минимизировать влияние на окружающую среду и население.
Незаконная вырубка:
Управлением совместно с МПС Департамента полиции г. Алматы и Природоохранной прокуратурой города Алматы ведутся работы по мониторингу незаконной вырубки и повреждению деревьев.
По информации Природоохранной полиции 2024 году составлено 839 протоколов по ст. 386 КРКобАП. Наложено штрафов на сумму 10 млн 388 тыс. 365 тенге, из них взыскано на общую сумму 10 млн 194 тыс. 535 тенге. По ст. 340 УК РК возбуждено 4 уголовных дел.
По стратегическому развитию и управлению водными ресурсами: В настоящее время ведется разработка ПСД:
Завершенные ПСД с заключением экспертизы:
Подана 2 ПСД бюджетная заявка для выделение бюджетных средств на реализацию проекта в 2025 г.
Ведутся строительно-монтажные работы по объектам:
4) «Строительство и реконструкция арычных сетей и ливневой канализации восточной части г. Алматы». В проекте предусмотрено 56,7 км на 87 улицах (участках). Завершены работы в 2023 г. на 45 улицах протяженностью 16,4 км, в 2024 г. – на 15 улицах протяженностью 7,4 км. Итого по актам – 23,8 км, фактически – 42,4 км. (75% завершено);
В проекте предусмотрены работы по 119 км. В 2023 г. завершены – по
20,5 км. Срок завершения всех работ был 30 мая 2024 г.
Подрядчик работы своевременно не проводил. 10 июля 2024 г. договор расторгнут в одностороннем порядке. Решение суда от 6 сентября 2024 г. – взыскать в пользу государства неустойку на сумму 220,1 млн. тенге и сумму аванса – 1,4 млрд. тенге.
В октябре 2024 г. заключен договор с подрядной организацией ТОО «MSK Engineering» на проведения технического аудита. До конца 2024 г. планируется получить заключение техаудита, после которого будет проведена корректировка сметы проекта. Бюджетная заявка на реализацию планируется подать в марте 2025 г.
Завершились строительно-монтажные работы по объекту:
«Механическая очистка водоемов (оз. Карасу)»:
Подготовлены проекты постановлений о приеме-передаче в ведение акиматов районов 2-х скверов после реконструкции и благоустройства (пешеходная зона Байсеитова (7,1га), сквер «Славы Аэропорта» (1,2га).
По отделу управления отходами:
На территории города обеспечен 100% охват по сбору и вывозу ТБО у населения. Услуги по вывозу отходов предоставляют 21 мусоровывозящая организация. Всего задействовано 283 единиц спецтехники.
15 апреля текущего года в соответствии со статьей 365 Экологического кодекса Республики Казахстан маслихатом города Алматы утверждены новые нормы образования и накопления коммунальных отходов и составили 2,33 м3 на человека в год (прежние нормы были 2,9 м3), а также тариф на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение твердых бытовых отходов - 718,5 тенге на человека в месяц (прежний тариф составлял 553,04 тенге).
В городе имеется 1 454 площадки (из них 287 заглубленного типа), где расположены 8 003 контейнеров (из них 1 410 заглубленного типа). В целях обеспечения санитарного и эстетического состояния дворовых территорий, ведется работа по модернизации действующих контейнерных площадок на контейнеры заглубленного типа.
В частном секторе мусоровывозящими организациями вывоз твердых бытовых отходов осуществляется бестарным методом (вывоз ТБО по графикам в таре собственника непосредственно в транспорт, предназначенный для транспортирования, без накопления ТБО на контейнерных площадках и вне их.), согласно утвержденным графикам вывоза ТБО один раз в неделю.
Вывоз с контейнерных площадок благоустроенного сектора производится ежедневно, на проблемных участках график вывоза ТБО увеличен с одного до двух раз в день.
Все собираемые отходы с территории города вывозятся на мусоросортировочные комплексы (ТОО «Green Recycle»), а также на полигоны, расположенные в Алматинской агломерации (ТОО «Kaz Waste Conversion» в Карасайском районе, ТОО «Таза Жер Эко» и ТОО «ADC Taza Alem» в Илийском районе, ТОО «Эко Сервис Групп» в Талгарском районе). На территории города Алматы полигонов для захоронения не имеется.
Мусоросортировочный комплекс ТОО «Green Reсycle» введен в эксплуатацию в 2018 году, расположен по адресу: Алатауский район, мкр. Алгабас, ул. 7, уч. 134/12, мощностью 550 тыс.тонн в год.
В городе Алматы с целью увеличения доли сбора утильных фракций коммунальных отходов:
- В городе действует 8 комплексных пунктов приема вторичного сырья (3 - экостанции EcoSen, 4 - пункт приема вторичного сырья, 1 - Экохаб Econetwork);
- на контейнерных площадках ТОО «АК Тартып» в рамках социальной ответственности бизнеса установлено более 1 300 сетчатых контейнеров для сбора «сухих» фракций отходов (пластик, бумага, металл и т.д.);
- ТОО «Local Feed» в рамках меморандума на контейнерных площадках установлено 500 контейнеров (бочек) для сбора хлеба;
- ТОО «EcoSen» в организациях города установлено более 1200 экобоксов для раздельного сбора отходов;
- ТОО «Sparklo» установлено более 10 фандоматов для приема пластиковых и алюминиевых бутылок в ТРЦ и АЗС;
- компанией Freedom Holding Corp. на сегодня в городе Алматы установлено 10 фандоматов (комьюнити центры каждого района, эко-хаб, ул. Панфилова).
- более 30 фандоматов «Sparklo» для приема пластиковых и алюминиевых бутылок, с действующим мобильным приложением «Sparklo Rewards Club».
Согласно проведенным исследованиям, морфологический состав твердых бытовых отходов в городе Алматы составляет: пищевые отходы – 47,5%, бумага и картон – 12,7%, полимеры – 9,8%, стекло – 9,7%, текстиль – 4,9%, металл – 1,1%, остальные отходы – 14,3%.
За 11 месяцев 2024 года: объем образованных твердых бытовых отходов составил 489027,12 тонн отходов, из них отсортировано и переработано 74637,03 тонн вторичного сырья, доля переработки составляет 15,2%.
В текущем году проведены работы по замене старых металлических контейнеров (142 существующих контейнерных площадок с заменой металлических заглубленных контейнеров на пластиковые 786 контейнеров) и установке современных заглубленных пластиковых контейнеров для сбора ТБО в Ауэзовском (подрядная организация ТОО «Элан НС»), Бостандыкском районе (подрядная организация ТОО «KSC – PLAST»).
Данные контейнеры предназначены для сбора твердых бытовых отходов, вместимость контейнера 3 м3, грузоподъёмностью 2,5 тонны. Мешковина изготовлена из полипропиленового материала и являются огнеупорными. На дне мешковины имеется модификация с устройством специального пластикового поддона для сбора жидкости. Основными преимуществами данных контейнеров является эстетический вид, сокращение площадей в местах сложившейся застройки, отсутствие неприятных запахов, блокирование доступа для птиц и бродячих животных.
Заключен меморандум между акиматом и International Finance Corporation (IFC) по проведению исследования на основе наилучших мировых подходов и технологий по управлению отходами, с привлечением международных экспертов. Финансирование предусмотрено за счет грантовых средств IFC. Проект разрабатывается International Finance Corporation (IFC) совместно с международными консультантами компании Seureca Veolia (Франция).
В результате будет выбрана передовая технология с наименьшим негативным эффектом на экологию и здоровье населения, уточнены технические характеристики для проектов в сфере управления отходами, а также внесены дополнения в проект Программы по управлению коммунальными отходами, которая будет вынесена на утверждение маслихата города Алматы в 1 квартале 2025 года.
Административно-правовым отделом проделана следующая работа.
Ежемесячно проводится правовой мониторинг НПА в целях оценки и прогнозирования эффективности законодательства путем выявления противоречащих законодательству РК, устаревших, коррупциогенных и неэффективно реализуемых норм права, а также выработки предложений по его совершенствованию.
Разработка и согласование нормативных правовых актов:
1) Постановление акимата г.Алматы «О внесении изменений и дополнения в постановление акимата города Алматы от 1 июня 2022 года №2/244 «Об утверждении Положения о коммунальном государственном учреждении «Управление экологии и окружающей среды»;
2) Постановление акимата г.Алматы «О внесении дополнения в постановление акимата города Алматы от 1 июня 2022 года №2/244 «Об утверждении Положения о коммунальном государственном учреждении «Управление экологии и окружающей среды»;
3) Постановление акимата г.Алматы «Об утверждении Правил расчета норм образования и накопления коммунальных отходов по городу Алматы»;
4) Решение маслихата г.Алматы «Об утверждении норм образования и накопления коммунальных отходов по городу Алматы»;
5) Решение маслихата г.Алматы «Об утверждении тарифов для населения на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение твердых бытовых отходов по городу Алматы»;
6) Решение маслихата г.Алматы «Об утверждении ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду по городу Алматы»;
7) Решение маслихата г.Алматы «О признании утратившими силу некоторых решений маслихата города Алматы»;
8) Решение маслихата г.Алматы «Об установлении ставок платы за использование особо охраняемой природной территории государственного регионального природного парка «Медеу»;
9) Решение маслихата города Алматы «О признании утратившим силу решения маслихата города Алматы от 13 декабря 2017 года №185 «Об утверждении Правил управления бесхозяйными отходами, признанными решением суда поступившими в коммунальную собственность»;
10) Решение маслихата г.Алматы «О признании утратившим силу решения маслихата города Алматы от 9 августа 2019 года №379 «Об утверждении целевых показателей качества окружающей среды для города Алматы до 2025 года».
Разработка и согласование правовых актов:
1) Постановление акимата г.Алматы «О внесении изменений в постановление акимата города Алматы от 3 октября 2023 года №4/526 «О некоторых вопросах организации вывоза твердых бытовых отходов на территории города Алматы»;
2) Постановление акимата г.Алматы «О проектировании, застройке территории, реконструкции, капитальном ремонте, благоустройстве и озеленении объектов»;
3) Постановление акимата г.Алматы «О некоторых вопросах коммунальной собственности города Алматы» (передача кондиционеров и радиостанций);
4) Постановление акимата г.Алматы «О некоторых вопросах коммунальной собственности города Алматы» (передача передвижных лесопожарных комплексов на базе автомобиля);
5) Постановление акимата г.Алматы «О некоторых вопросах коммунальной собственности города Алматы» (передача деревьев);
6) Постановление акимата г.Алматы «О некоторых вопросах коммунальной собственности города Алматы» (передача аппаратов для определения состояния древесины и томографов);
7) Постановление акимата г.Алматы «О некоторых вопросах коммунальной собственности города Алматы» (передача объекта «Реконструкция и благоустройство прудов с использованием очистных сооружений КГКП Алматинский зоологический парк»);
8) Постановление акимата г.Алматы «О некоторых вопросах коммунальной собственности города Алматы» (передача объекта «Благоустройство и озеленение сквера у Казахского государственного академического театра оперы и балета»);
9) Постановление акимата г.Алматы «О некоторых вопросах коммунальной собственности города Алматы» (передача объекта «Реконструкция (благоустройство) сквера у Дворца школьников в Медеуском районе»);
10) Постановление акимата г.Алматы «О некоторых вопросах коммунальной собственности города Алматы» (передача объекта «Благоустройство (реконструкция) сквера Казахско-Британского Университета в городе Алматы»);
11) Решение маслихата г.Алматы «О внесении изменений в решение маслихата города Алматы от 18 мая 2016 года № 21 «Об утверждении персонального состава консультативно-совещательного органа при акимате города Алматы – Межведомственного совета по вопросам экологии»;
12) Постановление акимата г.Алматы от 28 июня 2024 года №2/372 «Об определении товарищества с ограниченной ответственностью «Eco Almaty» юридическим лицом, обеспечивающее улучшение экологической обстановки, качества атмосферного воздуха и управления отходами в городе Алматы».
Информация по судопроизводству по гражданским делам:
За 4 квартал 2024 года в производстве отдела находится 105 судебных дела.
Принято активное участие в продвижении вопроса передачи части земель Иле-алатауского ГНПП республиканского значения в состав ГРПП «Медеу» местного значения.
Ежедневно рассматриваются и предоставляются ответы на обращения физических и юридических лиц, иных государственных органов.
При необходимости содействуем в работе по правовым вопросам отделов Управления и подведомственных организации Управления, рассматриваем и согласовываем проекты постановлений акимата, решений маслихата города Алматы.
Реализация иных различных поручений руководства Управления.
Также проводился мониторинг сроков исполнения договоров о государственных закупках.
Кроме того, отделом на постоянной основе осуществлялась работа по кадровым вопросам:
1) подготовка приказов по личному составу, по основной деятельности;
2) в Департамент агенства по делам государственной службы были сданы ежеквартальные отчеты (Кадровая стабильность, 100 шагов, Статистический);
3) в аппарат акима города Алматы был предоставлен ежквартальный отчет по дисциплинарной практике;
4) в Управление Комитета по правовой статистике и специальным учетам по городу Алматы были сданы ежеквартальные отчеты;
5) на постоянной основе рассматривались письма;
6) ежедневное предоставление запрашиваемой информации в единую службу управления персоналом аппарата акима г. Алматы и Департамент агенства по делам государственной службы;
7) заполнение информации по сотрудникам в базу данных «Е-кызмет»;
8) организация и мониторинг прохождения сотрудниками Управления курсов повышения квалификации и переподготовки;
9) организация и мониторинг прохождения стажировки сотрудников Управления;
10) проведение оценки деятельности сотрудников Управления;
11) разработан Индивидуальный план работы сотрудников Управления;
12) по итогам чтвертого квартала проведен мониторинг достижения клюцевых целевых показателей руководителя Управления.