Лого

Меню

Страницы

Статья

Аналитическая справка по результатам внутреннего анализа коррупционных рисков Управления земельных отношений города Алматы за 4 квартал 2022 год

Аналитическая справка

по результатам внутреннего анализа коррупционных рисков Управления земельных отношений города Алматы

за 4 квартал 2022 год

 

Основанием для проведения внутреннего анализа является приказа руководителя аппарата акима города Алматы от 08 апреля 2022 года № 17/б (далее – Приказ № 17/б), где ответственное лицо за исполнение группы проектов «Предупреждение и противодействие коррупции» согласно приложения №2 является заместитель руководителя управления Кулболдинов Н.Т.

Внутренний анализ коррупционных рисков КГУ «Управление земельных отношений города Алматы» (далее-Управление) проведен согласно Типовым правилам проведения внутреннего анализа коррупционных рисков, утвержденные приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции от 19 октября 2016 года № 12 (далее – Приказ № 12).

В соответствии с пунктом 8 Приказа № 12 внутренний анализ коррупционных рисков Управления осуществляется по следующим направлениям:

1) Выявление коррупционных рисков в нормативно-правовых актах и правовых актах, затрагивающих деятельность Управления;

2) выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности Управления.

Проведение внутреннего анализа коррупционных рисков осуществлялось за 4 квартал 2022 года, где анализируемым периодом в деятельности Управления.

Управление является государственным органом - структурным подразделением акимата города Алматы, осуществляющим руководство в сфере земельных отношений на территории города.

Управление осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, Земельным и Бюджетным кодексами Республики Казахстан, Законами Республики Казахстан «О государственных закупках» и «О государственном имуществе», а также иными правовыми актами Республики Казахстан.

Внутренний анализ коррупционных рисков проведен на основании нормативных правовых актов, затрагивающих деятельность подразделения, результатов проверок, ранее проведенными государственными и правоохранительными органами, публикации в СМИ, обращении физических и юридических лиц и иных сведений, предоставление которых допускается законодательством Республики Казахстан.

Направление анализа - выявление коррупционных рисков в нормативных правовых актах, затрагивающих деятельность подразделения

В силу пункта 5 Правил, мониторинг нормативных правовых актов  проводится государственными органами – разработчиками, для выявления противоречащих законодательству Республики Казахстан и устаревших норм, оценки эффективности их реализации и своевременного принятия мер по внесению изменений и (или) дополнений или признанию их утратившими силу.

Согласно правового мониторинга нормативно правовых актов и правовых актов Управления, были проведены работы по внесению изменений в Решении маслихата города Алматы на основании принятия нового Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI ЗРК. «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)»:

1.проект решения маслихата города Алматы.

Выявление коррупционных рисков в НПА, затрагивающих деятельность объекта анализа

1) В период с 2011-2014 годы площадь города Алматы увеличена более чем в 2 раза, в том числе за счет присоединения сельхозземель. Их использование по целевому назначению не соответствует Генеральному плану города.

При изменении целевого назначения земельного участка, собственник обязан выплатить разницу между кадастровой стоимостью и ценой, по которой участок ранее приобретен у государства.

Данное требование отрицательно сказывается не только на освоении земель, но и на их инвестиционной привлекательности, поскольку, ни собственник, ни инвестор не готовы производить «двойную» оплату за свой,  земельный участок (за 10 соток выплата составляет от 5-до 8 млн. тенге).

Риски: отсутствие в НПА, таких понятий как отдельные базовые ставки приводит к созданию искусственных административных барьеров и проблемы, приводящие к коррупционным правонарушениям всех заинтересованных участников.

Таким образом, вышеуказанная недоработка НПА создают проблемы собственникам при оформлении земельных участков.

Рекомендации: По результатам анализа за 3 квартал со стороны уполномоченного органа повторно было направлено письмо в центральный уполномоченный орган по внесению изменений в земельное законодательство.

На сегодняшний день данный вопрос находится на контроле.

Государственная услуга «Постановка на очередь на получение земельного участка»

В настоящее время в виду ограниченности городских земель, Генеральным планом города Алматы утвержденным Постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 декабря 2002 года №1330, площадки, предназначенные для отвода под индивидуальное жилищное строительство не предусмотрены.

Земельные массивы и подготовленные площадки для отвода под индивидуальное жилищное строительство (далее - ИЖС), как с инженерно-техническим обеспечением, так и без него с 2003 года на территории города Алматы не формировались и не имеются.

В этой связи, в городе Алматы возможности в обеспечении граждан земельными участками под ИЖС нет, учет заявлений граждан на получение земельных участков не ведется. Это исторически связано еще с тем, что увеличение площади города и изменение его границ осуществлялось за счет земель Алматинской области с оформленными правами собственности физических и юридических лиц.

Таким образом, государственная услуга «Постановка на очередь на получение земельного участка» в г. Алматы не оказывается.

Кроме того, на сегодняшний день в канцелярию акимата продолжают поступать заявления от жителей города о постановке на очередь для получения земельного участка для ИЖС. Ввиду вышеизложенного Акимат вынужден давать мотивированный отказ заявителям, что следом вызывает негативную реакцию и социальную напряженность.

Риски: возникновение новых очагов социального напряжения среди населения города, так как, в случае постановки на очередь на получение земли, граждане массово начнут подавать заявления, с последующим самовольным занятием земель государственного фонда и незаконным строительством.

Выводы: Акиматом города неоднократно были инициированы письма в Министерство сельского хозяйства РК по исключения из Правил государственной услуги «Постановка на очередь на получение земельного участка» город республиканского значения Алматы.

Рекомендации: По результатам анализа за 3 квартал со стороны уполномоченного органа повторно было направлено письмо в центральный уполномоченный орган по внесению изменений в земельное законодательство.

На сегодняшний день данный вопрос находится на контроле.

 

По направлению анализа - выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности подразделения были изучены следующие вопросы:

1) управление персоналом, в том числе сменяемость кадров;

2) урегулирования конфликта интересов;

3) оказания государственных услуг;

4) реализации разрешительных функций;

5) реализации контрольных функций.

 

  1. Управление персоналом.

 

Штатная численность Управления составляет 27 единицы, по состоянию на 29 сентября 2022 года фактическая численность – 25 единицы (1-руководитель Управления, 2-заместителя руководителя, 6–руководителей отделов, 18–главных специалистов).

Во исполнения Указа Президента Республики Казахстан от 28 июля 2021 года № 633 «О некоторых вопросах оптимизации лимитов штатной численности государственных органов и субъектов квазигосударственного сектора», за 2021 год по декабрь 2022 год были сокращены 6 - сотрудников, принятых сотрудников - 2.

Так в Управлении имеется 6 отделов:

-Отдел производства и индивидуального жилищного строительства;

-Отдел землеустройства, отдел изъятия и резервирования земель;

-Отдел арендных отношений и аукциона;

-Административно-финансовый отдел;

-Отдел регулирования земельных отношений и правового обеспечения;

-Отдел подготовки материалов Земельной комиссии и реализации ее решений.

         В течение 3 квартала 2022 года проведено 2 конкурса (2-общих) на занятие административных государственных должностей корпуса «Б». Конкурсные процедуры проведены в соответствии с Правилами проведения конкурсов на занятие административной государственной должности корпуса «Б», утвержденными приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции от                   21 февраля 2017 года № 40 «О некоторых вопросах занятия административной государственной должности».

По итогам конкурса на временно вакантную должность принят 1 сотрудник, и 1 сотрудник на постоянную должность.

Фактов аффилированности лиц, принятых на работу не имеется.

         За проверяемый период на сотрудников управления наложено                            11 дисциплинарных взысканий за 4 квартал 7 сотрудников.

Также, согласно проведенному запросу в 4 квартале 2022 года в Управление комитета по правовой статистике и специальным учетам ГП РК по городу Алматы отсутствуют факты привлечения к ответственности должностных лиц Управления за совершение коррупционных правонарушений.

 

  1. Урегулирования конфликта интересов

       

В анализируемый период, среди государственных служащих Управления не зафиксированы конфликты интересов, предусмотренных статьей 51 Закона Республики Казахстан «О государственной службе Республики Казахстан».

 

  1. Оказание государственных услуг

               В настоящее время оказание государственных услуг является важной и стратегической задачей деятельности государственных органов, так как качественное оказание государственных услуг является одним из показателей экономического и социального развития страны.

Приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от                   1 октября 2020 года № 301 утверждены новые Правила оказания госуслуг в сфере земельных отношений, зарегистрированные в Министерстве юстиции Республики Казахстан 6 октября 2020 года № 21366 и вступившие в силу           30 октября 2020 года после их официального опубликования в печатных изданиях.

Так, согласно принятым Правилам 7 услуг из 8 оказываемых Управлением переведены в электронный формат, 1 услуга оказывается в бумажном варианте, а также сокращены сроки рассмотрения услуг и приняты поправки, где для получения услуг необходим  минимальный пакет документов.

В целях принятии антикоррупционных мер и в целях популяризации добропорядочности и реализации основных направлений проекта «Адалдық алаңы» Управлением были изготовлены информационно раздаточные материалы по оказываемым государственным услугам населению, (флаеры прилагаются). 

Управлением земельных отношений г.Алматы уделяется огромное внимание по снижению коррупционных рисков оказания государственных услуг, практически исключен прямой контакт заявителя с услугодателем.

Одним из ключевых направлений в целях повышения качества предоставляемых услуг является перевод всех услуг в электронный формат, а также развитие электронных услуг и сервисов. Электронные услуги позволяют минимизировать контакты в процессе оказания услуг, упрощают исполнение обязательств, сокращают время и затраты на их получение.

Кроме того, электронную услугу можно получить в любое время суток в онлайн режиме не выходя из дома или офиса.            

Также Управлением на постоянной основе ведется мониторинг оказания госуслуг, где детально разбирается каждое поступившее обращение, согласно Административно процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан.

Совместно с ДАПК города Алматы был разработан план мероприятий по проекту Adalkomek на основании которого Управление проводит прямые эфиры в социальных сетях instagram и facebook по разъяснению земельного законодательства населению.

Ссылки:

https://www.facebook.com/Almaty.qyzmet/videos/1366471870393613/

https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=465179634694251&id=100036066551095

https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=467446611134220&id=100036066551095

https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=465731757972372&id=100036066551095

https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=468599287685619&id=100036066551095

           

  1. Реализация разрешительных функций

 

В Управлении отсутствуют разрешительные функции.

 

  1. Реализация контрольных функций

 

В Управлении отсутствуют контрольные функции.

 

         Кроме того, проведен мониторинг публикаций в средствах массовой информации на предмет выявления негативных материалов в отношении государственных служащих Управления. За исследуемый период негативных материалов не выявлен.

 

Дата публикации
17 января 2023
Дата обновления
17 января 2023
Тип
Информация

Сейчас читают

Объявление
30 апреля 2024
О завершении тестирования на знание законодательства в рамках отбора в региональные кадровые резервы
11 января 2024
Краткая инструкция для заявителя по подаче обращения на «Прием граждан» (запись)
Информация
04 июля 2023
О проведении антикоррупционного совещания

Социальные медиа

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации