В соответствии с Правилами проведения внутреннего анализа коррупционных рисков, утвержденными приказом Председателя Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции от 19.10.2016 года №12, на основании приказа руководителя Управления предпринимательства и инвестиций города Алматы от 09.04.2021 г. №17-н/қ (далее – Управление) была создана Рабочая группа по проведению внутреннего анализа коррупционных рисков в деятельности Управления (далее – Рабочая группа)
Внутренний анализ коррупционных рисков в деятельности Управления проводился с охватом периода с 2020 года по 1 квартал 2021 года.
Данный анализ проведен на основании нормативных правовых актов, затрагивающих деятельность Управления и результатов проверок, проведенных государственными и правоохранительными органами, обращений физических и юридических лиц и иных сведений, предоставление которых допускается законодательством РК.
1) нормативные правовые акты, регулирующие деятельность Управления;Рабочей группой осуществлен анализ коррупционных рисков по следующим блокам:
2) дисциплинарная практика;
3) обращения физических и юридических лиц;
4) управление персоналом;
5) оказание государственных услуг;
6) проведение государственных закупок и реализация бюджетных программ;
7) иные функции, предусмотренные действующим законодательством РК.
В ходе проведения анализа, Рабочей группой изучены правовые акты, которыми Управление непосредственно руководствуется в своей деятельности: законы РК от 16.05.2014 года «О разрешениях и уведомлениях», от 01.03.2011 года «О государственном имуществе», от 12.04.2004 года «О регулировании торговой деятельности», от 23.01.2001 года «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» и др.
В ходе изучения Положения КГУ «Управление предпринимательства и инвестиций города Алматы», утвержденного постановлением акимата города Алматы от 04.02.2019 года №1/90, Рабочей группой проанализированы 51 функция, затрагивающая деятельность Управления, и связанные с ними правовые акты.
Постановлением акимата города Алматы от 30.11.2020 года №4/548 Положение об Управлении дополнено функцией по осуществлению государственного контроля за соблюдением размера предельно допустимых розничных цен на социально значимые продовольственные товары.
По результатам анализа Рабочей группой дискреционные полномочия и нормы, способствующие совершению коррупционных правонарушений, не выявлены.
В свою очередь, в указанном периоде были проведены ряд проверок деятельности Управления, осуществленных со стороны государственных и правоохранительных органов.
С 22 по 30 октября 2020 года Управлением цифровизации г. Алматы была проведена проверка по соблюдению норм законодательства в сфере оказания государственных услуг за период с января по октябрь 2020 года, по итогам которой были даны рекомендации о необходимости усиления методологической работы по оказываемым государственным услугам, а именно, оказание всех государственных услуг в соответствии с утвержденными правилами в части перечней документов и форм заявок.
Ревизионной комиссией по городу Алматы проведена проверка за 2020 год на аудиторское мероприятие «Промежуточная оценка реализации Государственной программы развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-2021 годы, а также эффективности использования средств, направленных на антикризисные меры», даны рекомендации провести детальный анализ эффективности ранее выделенных субсидий, направленных на государственную поддержку субъектов АПК, разработать базу данных по субъектам АПК города Алматы и обеспечить возврат в республиканский бюджет невостребованных бюджетных средств. Управлением предъявлены исковые требования в суды о взыскании сумм части инвестиционных субсидий в пользу республиканского бюджета.
По представлению Департамента Агентства РК по противодействию коррупции (антикоррупционная служба) по г. Алматы об устранении обстоятельств, способствовавших совершению уголовного правонарушения и других нарушений закона, в отношении руководителя КГП на ПХВ «Городская ветеринарная служба» Жаксабаева С. и его заместителя Тлесбаева Ж. по фактам злоупотребления должностными полномочиями и покушения на дачу взятки в группе лиц по предварительному сговору, Управлением были приняты следующие меры: отстранение от должности руководителя и наказание руководителя отдела в связи с ненадлежащим контролем за деятельностью Ветеринарной службы и усиление контроля за ее деятельностью в целом.
Специализированной природоохранной прокуратурой г. Алматы проведена проверка по вопросам использования бюджетных средств при реализации Государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса на 2017- 2021 годы», даны рекомендации выработать единую практику при субсидировании процентной ставки по договорам банковского займа и инвестиционным вложениям.
15 января 2021 года Прокуратурой г. Алматы проведена проверка на предмет применения законодательства о противодействии коррупции и защите прав предпринимателей в 2019-2020 гг. в деятельности Управления, рекомендовано принять организационные меры по улучшению работы Управления в сфере развития и поддержки бизнеса путем широкого информационного освещения имеющихся мер государственной поддержки, усилить контроль за процедурой выдачи государственных грантов с последующим мониторингом целевого использования денежных средств, принять меры по разработке и принятию в кратчайшие сроки правового акта, регламентирующего размещение нестационарных торговых объектов.
1. В организационно-управленческой деятельности Управления антикоррупционному анализу за 2020 год и 1 квартал 2021 года были подвергнуты следующие направления:
1) исполнительская дисциплина по соблюдению требований Закона РК «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц».
За 2020 год в Управление поступило 22 527 документов, а за 1 квартал 2021 года - 3596.
Так, по итогам анализа своевременного и качественного предоставления информации в вышестоящие органы и заявителям были выявлены нарушения сроков исполнения поручений: в 2020 году к дисциплинарным взысканиям привлечены 9 сотрудников Управления (выговор – 8, неполное служебное соответствие – 1), а за 1 квартал 2021 года – 5 сотрудников (выговор – 2, замечание – 3).
2) управление персоналом.
1. Управление персоналом, в том числе сменяемость кадров.
В 2020 году в соответствии с распоряжением акима города Алматы от 31.03.2020 года № 16Ө «Об утверждении штатной численности исполнительных органов города Алматы» штатная численность Управления составила 54 единиц, фактическая – 48 единиц, а в 2021 году согласно распоряжению акима города Алматы от 22.04.2021 года №30ө «Об утверждении штатной численности исполнительных органов города Алматы» штатная численность Управления составляет 53 единиц, фактическая – 48 единиц.
Анализ сменяемости кадров показал, что всего за 2020 год количество уволенных сотрудников Управления было 11, из них 9 – в связи с переходом в другой госорган по конкурсу, 2 – по собственному желанию. В 1 квартале 2021 года количество уволенных сотрудников составило 5, которые связаны с переходом в другой госорган по конкурсу.
В 2020 году по принципу меритократии назначено 5 сотрудников, по результатам конкурса приняты – 14, а в 1 квартале 2021 года – 1 сотрудник.
В рамках критерия «Прохождение государственными служащими семинаров повышенияквалификации и курсов переподготовки»:
- в 2020 году подлежали повышению квалификации 11 служащих, количество прошедших – 12, переподготовку прошли все 8 подлежащих служащих, из них: 5 – впервые принятые на государственную службу, 3 – впервые назначенные на руководящую должность;
- за 1 квартал 2021 года прошли все 12 подлежащих повышению квалификации служащие, переподготовке подлежал 1 служащий, которым и пройден, поскольку впервые принят на государственную службу.
Согласно проведенному запросу в 1 квартале 2021 года в Управление Комитета по правовой статистике и специальным учетам ГП РК по городу Алматы отсутствуют факты привлечения к ответственности должностных лиц Управления за совершения коррупционных правонарушений.
Индикаторы коррупционных рисков по данному направлению за отчетный период не выявлены.
2. Конфликт интересов.
Прием на работу производится в соответствии с Законом РК «О государственной службе Республики Казахстан». Руководство и сотрудников Управления не связывают родственные отношения (связи).
За отчетный период необходимость урегулирования конфликта интересов отсутствовала, так как не были выявлены коррупционные риски по установленным индикаторам.
3. Предоставление Управлением государственных услуг.
Управлением проведена работа по признанию утратившими силу некоторые правовые акты об утверждении регламентов оказания государственных услуг. В результате, приняты постановления акимата города Алматы от 25.09.2020 года №3/391 и №3/392 «О признании утратившими силу некоторых постановлений акимата города Алматы».
1. Соответствующими отделами Управления согласно Реестру государственных услуг в начале 2020 года оказаны 32 государственные услуги, а с апреля 2020 года – 29.
С января 2021 года оказываются 28 государственных услуг, 27 из которых автоматизированы, что составляет 93,5 %:
· 2020 году отделом лицензирования хозяйственной деятельности оказывался 5 видов государственных услуг. С 05.01.2021 года – 1 государственная услуга передана в РГУ «Департамент Комитета медицинского и формацевтического контроля МЗ РК по городу Алматы». Так, за 2020 год и 1 квартал 2021 год оказано 2 529 госуслуг. Госуслуги оказываются в электронном виде посредством ИС ГБД «Е-лицензирование».
Отделом ведется электронный реестр лицензий, содержащий сведения о выданных, переоформленных, приостановленных, сконвертированных (оцифрованных) и прекративших действие лицензий.
В рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2025» оказываются 2 государственные услуги:
Ø «Предоставление поддержки по развитию производственной (индустриальной) инфраструктуры (с начала года заявок не поступало);
Ø «Предоставление государственных грантов субъектам малого предпринимательства для реализации новых бизнес-идей и индустриально-инновационных проектов в рамках бизнес-инкубирования согласно Государственной программе поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2020» (из республиканского бюджета в 2020 году выделено 205 млн. тенге).
Решение о предоставлении/не предоставлении предпринимателю государственного гранта принимается конкурсной комиссии созданной приказом руководителя Управления.
Для приема документов в электронном виде по данной госуслуге с 23.09.2020 года запущена веб-платформа «Qoldau».
У Отдела индустриально-инновационного развития при приеме документов возникали определенные проблемы с подтверждением у заявителя статуса СУСН, поскольку в утвержденных стандартах не предусмотрен единый документ, подтверждающий статус СУСН. К примеру, заявитель для подтверждения статуса СУСН предоставляет документы, которые относят его к неполной семье, ссылаясь на справку о рождении ребенка и свидетельство о расторжении брака.
В связи с чем, необходимо внести поправки в стандарт государственной услуги в силу Правил предоставления государственных грантов для реализации новых бизнес-идей в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2025» в части возможности получения любых подтверждающих документов, удостоверяющих наличие у заявителя статуса отнесения к СУСН (в пп. 10) пункта 20 Правил).
За 2020 год и 1 квартал 2021 года всего поступили 951 заявка на участие в Программе, из них одобрено 265 заявок с выдачей грантов на сумму 705 млн. тенге, отказано – 686.
В 2021 году прием заявок по данной госуслуге начат с 10 мая по 24 мая т.г. посредством веб-платформы «Qoldau». Исключен бумажный прием заявок.
Отделом агропромышленного комплекса (АПК) предоставляются 17 видов государственных услуг, из них 14 – являются неактуальными для города Алматы, т .к Алматы не является сельхозрегионом.
Отделом осуществляется субсидирование субъектов агропромышленного комплекса по 3 направлениям :
1. аттестация производителей оригинальных, элитных семян, семян первой, второй и третьей репродукций и реализаторов семян, с начала года оказано – 8;
2. субсидирование ставок вознаграждения по кредитам, а также лизингу технологического оборудования и сельскохозяйственной техники, оказано услуг по 689 заявкам;
3. субсидирование по возмещению части расходов, понесенных субъектом агропромышленного комплекса при инвестиционных вложениях, количество оказанных услуг составило – 9.
· Отделом государственной технической инспекции оказываются 4 вида государственных услуг: выдача регистрационных документов (оказано – 3765 госуслуг), регистрация залога тракторов (оказано – 302), выдача удостоверений на право управления тракторами (оказано – 65) и проведение ежегодного государственного технического осмотра спец. техники (оказано – 243 госуслуг).
· Отделом ветеринарии с начала 2020 года предоставлялись 4 государственные услуги. С 17.02.2020 года 2 государственные услуги и с января 2021 года 1 государственная услуга переданы в территориальную инспекцию Комитета ветеринарного контроля и надзора по г. Алматы.
2 государственные услуги (выдача ветеринарной справки и проведение идентификации сельскохозяйственных животных с выдачей ветеринарного паспорта) оказываются через КГП на ПХВ «Городская ветеринарная служба» города Алматы (далее – Предприятие), которое является подведомственным Управлению. Так, Предприятием всего за 2020 год и 1 квартал 2021 года оказано 5 513 государственных услуг: выдача ветеринарной справки – 5 513, проведение идентификации сельскохозяйственных животных с выдачей ветеринарного паспорта – 1 028.
Государственная услуга -выдача ветеринарной справки согласно Реестра госуслуг оказывается в электронном и бумажном виде. Однако, связи с тем что, со стороны МСХ РК не интегрирована база ИЖС.
· Отделом внешнеэкономической деятельности Управления осуществляется выдача ходатайства на получение, продление, сокращение визы категории «С5» (бизнес-иммигрант) для лиц, являющихся нерезидентами Республики Казахстан и осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории города Алматы (в соответствии с Правилами оформления приглашений, согласования приглашений на въезд иностранцев и лиц без гражданства, выдачи, аннулирования, восстановления виз, а также продления и сокращения сроков их действия, утвержденными совместным приказом и.о. Министра иностранных дел РК от 24.11.2016 г. № 11-1-2/555 и Министра внутренних дел РК от 28.11.2016 г. № 1100 и Закона РК «О миграции населения»).
В 2020 году рассмотрено 107 обращений, по 101 из которых направлены ходатайства, а по 6 отказано (в связи с режимом ЧП), из них 70 – первичные, а 31 – повторные.
18 сентября 2020 года, в совместный приказ исполняющего обязанности министра иностранных дел Республики Казахстан от 24 ноября 2016 года № 11-1-2/555 и министра внутренних дел Республики Казахстан от 28 ноября 2016 года № 1100 «Об утверждении Правил оформления приглашений, выдачи, аннулирования, восстановления виз Республики Казахстан, а также продления и сокращения сроков их действия» внесены изменения.
Согласно новой редакции, исключено требование предоставления в органы миграционной службы ходатайства местных исполнительных органов области, городов республиканского значения и столицы Республики Казахстан при оформлении приглашения бизнес-иммигрантам.
За 1 квартал т.г. выдано 12 ходатайств на продление Визы категории «С 5».
Данное направление деятельности Управления не относится к государственным услугам, рассмотрение обращений по данному вопросу осуществляется в сроки, установленные Законом РК «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» (до 15-30 дней).
Согласно п.2 ст.4 Закона РК «О государственных услугах», иностранцы, лица без гражданства и иностранные юридические лица получают государственные услуги наравне с гражданами и юридическими лицами РК, если иное не предусмотрено законами РК.
Отнесение же данного направления деятельности Управления к госуслугам и соответственно сокращение сроков рассмотрения обращений бизнес-иммигрантов, среди которых имеются и потенциальные инвесторы, положительно сказалось бы на развитии инвестиционного и бизнес климата в г.Алматы.
В то же время Управлением неоднократно направлялись письма в Министерства (МНЭ РК, МИиИР РК,МИД РК, МВД РК) о включении ходатайств в Реестр государственных услуг, вопрос не решен.
4. Проведение государственных закупок и реализация бюджетных программ.
В 2020 году проведено 47 закупок на общую сумму 1,804 млрд. тенге: открытый конкурс – 8 на сумму 452,573 млн. тенге, запрос ценовых предложений – 5 на сумму 2,052 млн. тенге, из одного источника – 34 на сумму 1,350 млрд. тенге.
В ходе изучения конкурсной документации открытого конкурса №3843710-1 по государственным закупкам услуги по проведению и оформлению сельскохозяйственных ярмарок выявлен факт установления Управлением непредусмотренного законом квалификационного требования к потенциальным поставщикам.
Так, 09.01.2020 года на веб-портале goszakup.gov.kz Управлением размещена конкурсная документация по указанному конкурсу, где в приложении 1-4 (квалификационные требования, предъявляемые к потенциальному поставщику при осуществлении государственных закупок услуг) предусмотрено наличие у поставщика разрешительных документов на изготовление Государственного флага РК и Государственного герба РК.
14.01.2020 года по результатам предварительного обсуждения конкурсной документации от потенциального поставщика – ТОО «GSC» поступило замечание по данному требованию, на которое 22.01.2020 года Управлением дано разъяснение с указанием необходимости использования государственной символики при проведении указанного мероприятия.
В последующем на основании уведомления Департамента внутреннего государственного аудита по городу Алматы Комитета внутреннего государственного аудита МФ РК данное требование к потенциальному поставщику было исключено, конкурс пере объявлен с учетом замечаний.
В Управления реализуется более 20 бюджетных программ.
Управление является региональным координатором государственной программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2025», по которой осуществляются субсидирование ставки вознаграждения по кредитам (частичное возмещение (от 8 до 11,5%) расходов предпринимателя, уплачиваемых банку в качестве вознаграждения по кредитам) и частичное гарантирование кредитов за выпущенную гарантию (20 и 30% от стоимости гарантии) субъектам малого и среднего бизнеса без отраслевых ограничений, а также крупного бизнеса по отдельным видам ОКЭД.
В этих целях Управлением ежегодно заключается соответствующий договор с АО «Фонд развития предпринимательства «Даму», которое после получения финансирования рассматривает поступившие заявки предпринимателей и принимает решение о субсидировании и гарантировании либо отказе.
В целях реализации госпрограммы «ДКБ-2025» Управлением в 2020 году выделено на субсидирование ставки вознаграждения 6 млрд. тенге по 404 проектам на общую сумму 110,74 млрд. тенге и по ранее одобренным проектам; на частичное гарантирование кредитов 1,2 млрд. тенге по 378 проектам на сумму 16,655 млрд. тенге.
Также Управление выступает в качестве координатора государственной программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы «Еңбек» (второе направление: по расширению микрокредитования и гарантирование кредитов).
Финансовыми агентствами являются АО «ФРП «Даму» и АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства», с которыми Управлением заключаются договоры кредитования под 0,01%, а те в свою очередь направляют денежные средства на микрокредитование предпринимателей (кредит до 8 000 МРП, сроком до 7 лет, ставка вознаграждения до 6% годовых).
В рамках данной госпрограммы «Еңбек» в 2020 году выделено 101,353 млн. тенге по 21 проекту, одобренному АО «ФРП «Даму» и 1,507 млрд. тенге по 120 проектам, одобренным АО «ФФПСХ».
Кроме того, Управлением совместно с АО «ФРП «Даму» реализуется региональная программа поддержки предпринимателей по финансированию (из местного бюджета) субъектов малого и среднего предпринимательства, согласно которой Управлением денежные средства выделяются АО «ФРП «Даму» под 0,1% годовых на финансирование субъектов малого и среднего предпринимательства (кредит до 180 млн. тенге, под 7% годовых).
На реализацию данной программы Управлением в 2020 году выделено 3 млрд. тенге и также за счет со финансирования АО «ФРП «Даму» (3 млрд. тенге) выдано 11 кредитов на сумму 607,2 млн. тенге, на стадии выдачи 9 проектов на 872 млн. тенге. Оставшиеся средства будут освоены согласно условиям договора до 30.10.2021 года.
Освоение по бюджетным программ составило 100%.
Процедуры государственных закупок по приобретению товаров, работ и услуг осуществляются в электронном виде в едином портале госзакупок, что значительно минимизирует возможные риски при их проведении.
Индикаторы коррупционных рисков по данному направлению за отчетный период не выявлены.
По результатам проведенного внутреннего анализа коррупционных рисков в деятельности Управления, Рабочая группа пришла к общему и согласованному выводу, что за отчетный период в деятельности Управления коррупционные риски отсутствуют. При этом ею выработаны рекомендации.