Рекомендации для государственных органов и субъектов финансового мониторинга по замораживанию операций с деньгами и (или) иным имуществом лиц включенных в перечень организаций и физических лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма

Рекомендации для государственных органов и субъектов финансового мониторинга по замораживанию операций с деньгами и (или)  иным имуществом лиц включенных в перечень организаций и физических лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма

В соответствии с Законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон о ПОД/ФТ) на Комитет по финансовому мониторингу Министерства финансов Республики Казахстан (далее – Комитет) возлагается ответственная задача по координации деятельности государственных органов в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.

Одним из ключевых элементов противодействия финансированию терроризма и функции Комитета является работа по формированию перечня организаций и физических лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма (далее – Перечень).

Эта деятельность направлена на реализацию выполнения международных обязательств Казахстана по перекрытию каналов финансирования международного терроризма, служит преградой на пути использования установленными лицами и организациями легальных каналов для передачи денежных средств, а также помогает выявить использование террористами родственных и иных связей в совершении финансовых операции.

Рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) являются общепризнанными международными стандартами по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма, а меры, установленные в Стандартах ФАТФ, должны применяться всеми ее членами, и их применение строго оценивается через процессы взаимных оценок и процессы оценок Международного валютного фонда и Всемирного банка — на основе общей методологии оценки ФАТФ (В 2021 году Казахстан проходит Национальную взаимную оценку Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ).

Более того, выполнение Стандартов ФАТФ является обязательным для любой страны – члена Организации Объединенных Наций (ООН) в соответствии с Резолюцией Совета Безопасности (СБ ООН) от 29 июля 2005 года № 1617.

Комитетом ведется Перечень, состоящий из числа лиц осужденных по экстремистским и террористическим преступлениям, организаций признанных судом в осуществлении террористической и экстремистской деятельности, списков организаций и (или) физических лиц включенных в санкционные списки СБ ООН, включенных в соответствии с международными договорами по взаимной заморозке, а также включенные по информации Генеральной прокуратуры, на основании данных правоохранительных и специальных госорганов.

В соответствии с нормами Закона о ПОД/ФТ в отношении организаций, и физических лиц, включенных в Перечень, принимаются меры по замораживанию счетов, активов и иного имущество. 

В целях применения незамедлительных мер по замораживанию операций с деньгами и (или) иным имуществом лиц, указанных в Перечне, Комитетом в день поступления сведений о включении данного лица размещается список на официальном интернет-ресурсе Комитета (раздел 2 Перечня «включенные»), для осуществления данных мер Субъектами финансового мониторинга (далее – СФМ).

Так, согласно норм Закона о ПОД/ФТ (п 1-1 и 2 ст.13):

СФМ не позднее одного рабочего дня со дня размещения на интернет-ресурсе уполномоченного органа списка лиц, причастных к террористической деятельности, информации о включении организации или лица в Перечень, обязаны незамедлительно принять следующие меры по замораживанию операций с деньгами и (или) иным имуществом:

- приостановить расходные операции по банковским счетам такой организации или физического лица, а также по банковским счетам клиента, бенефициарным собственником которого является такое физическое лицо (за исключением операций, связанных с обслуживанием банковских счетов);

- приостанавливать исполнение указаний по платежу или переводу денег без использования банковского счета таких организаций и физических лиц, а также указаний клиента, бенефициарным собственником которого является такое физическое лицо;

- блокировать ценные бумаги в системе реестров держателей ценных бумаг и системе учета номинального держания на лицевых счетах такой организации или физического лица, а также на лицевых счетах клиента, бенефициарным собственником которого является такое физическое лицо;

- отказывать в проведении операций по осуществлению страховой выплаты, по возврату страховой премии или ее части в случае досрочного прекращения договора страхования и вознаграждения в случае досрочного прекращения страхователем договора об оказании услуг брокерской деятельности (за исключением операций, связанных с обязательным социальным медицинским страхованием, страхованием работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей,  обязательным страхованием гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств, обязательным страхованием гражданско-правовой ответственности перевозчика перед пассажирами, обязательным страхованием туриста);

- отказывать в проведении иных операций с деньгами и (или) иным имуществом, совершаемых такой организацией или физическим лицом, либо в их пользу, а равно клиентом, бенефициарным собственником которого является такое физическое лицо, либо в его пользу (за исключением зачисления денег такому лицу на банковский счет, внесения, перечисления обязательных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд).

В соответствии с п.8 ст.12 Закона о ПОД/ФТ, физическое лицо, включенное в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, по основаниям, предусмотренным подпунктами 3), 4), 5) и 6) пункта 4 настоящей статьи, в целях обеспечения своей жизнедеятельности и членов семьи, не имеющих самостоятельных источников дохода, вправе обратиться к субъекту финансового мониторинга для осуществления следующих операций с деньгами или иным имуществом:

1) полученными в виде оплаты трудового отпуска или заработной платы в размере, не превышающем минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, в течение календарного месяца из расчета на каждого члена семьи;

2) полученными в виде пенсии, расходов на служебные командировки, стипендии, пособия, иной социальной выплаты в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также производить уплату налогов, коммунальных и социальных платежей, других обязательных платежей в бюджет, пеней и штрафов.

Отмечаем, что СФМ выплачивают средства физическому лицу, включенному в Перечень, предусмотренные подпунктом 1) пункта 8 статьи 12 Закона, после получения решения уполномоченного органа о проведении операции в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Закона.

Решение о проведении операций с деньгами или иным имуществом, предусмотренных подпунктом 2) пункта 8 статьи 12 Закона, и операций, в отношении которых не применяются меры по замораживанию в соответствии с пунктом 1-1 статьи 13 Закона, СФМ принимается самостоятельно.

Вместе с тем, меры по замораживанию операций с деньгами и (или) иным имуществом, предусмотренные выше, не применяются в отношении следующих операций по договорам, заключенным с СФМ до включения лица в Перечень:

1) продления сроков банковского вклада;

2) списания и перечисления денег с банковского счета лица, включенного в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, в счет погашения обязательств по договорам банковского займа, лизинга или договору о предоставлении микрокредита.

Данные нормы (выделенные жирным шрифтом) дополнены Законом Республики Казахстан от 13 мая 2020 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и вступят в законную силу с 15 ноября 2020 года.

Кроме того, для выявления движимого и недвижимого имущества и дальнейшего их замораживания, сведения о лицах, состоящих в Перечне, направляются в адрес соответствующих государственных органов.

На сегодняшний день в число соответствующих государственных органов входит Министерство юстиции РК, Комитет административной полиции МВД РК, Комитет гражданской авиации МИИР РК, Комитет казначейства МФ РК и НАО «Правительство для граждан».

Вместе с тем, в перечень государственных органов согласно  совместному приказу «Об утверждении Правил взаимодействия по обмену и передаче информации, сведений и документов, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения между уполномоченным органом по финансовому мониторингу и государственными органами Республики Казахстан, правоохранительными и специальными государственными органами Республики Казахстан», дополнительно включен Комитет государственных доходов МФ РК, что позволит исключить государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей лицам, включенным в Перечень (ст.36 Предпринимательского кодекса РК №375-V от 29.10.2015 г.).

Мировой опыт по вопросу замораживания активов организаций и физических лиц, связанных с финансированием терроризма показывает, к примеру в США, пресечению финансирования терроризма служат санкционные списки, составляемые Управлением по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC) и Государственным департаментом, согласно Исполнительному указу президента США № 13224, по которому граждане США не могут осуществлять никакие финансовые операции без разрешения OFAC равно как совершать какие-либо операции в обход этого Исполнительного указа либо предоставлять или принимать средства, товары или услуги. Заблокированные средства могут быть разморожены только с особого разрешения OFAC.

Министерство юстиции США использует разнообразные средства для обнаружения и изъятия у террористов, террористических организаций и их посредников активов, связанных с деятельностью по финансированию терроризма. Постановления о конфискации позволяют правоохранительным органам США арестовывать и конфисковать все активы, независимо от их местонахождения.

Странами Европейского союза (ЕС) такими как Испания, Италия включения в санкционный перечень организаций и лиц, осуществляется в соответствии с Резолюциями СБ ООН 1267/1989 и 1988. На практике предложения о включении в перечень вносятся силовыми службами стран.

 

К лицам, включенным в перечень, применяются как меры, действующие как на территории этих стран, так и меры, действующие на всей территории ЕС. Физические и юридические лица в этих странах получают уведомление о включении в перечень, о причинах и юридических последствиях такого включения.

Подразделение финансовой разведки Италии (UIF) передаёт перечни лиц, включённых в санкционные списки, финансово-кредитным учреждениям и определенным нефинансовым предприятиям посредством профессиональных ассоциаций.

Министерство иностранных дел и торговли Австралии ведет консолидированный (общий) перечень лиц и организаций, включённых в списки в соответствии с Резолюциями СБ ООН и независимыми санкциями Австралии.

Соответствующие государственные органы и ведомства имеют юридические полномочия и процедуры для сбора, запроса и предоставления информации для выявления лиц и организаций, отвечающих критериям для включения их в списки (Закон о неприкосновенности частной жизни от 1988 года, Австралийские принципы сохранения конфиденциальности).

Кроме того, Австралийская федеральная полиция уполномочена оказывать содействие в части, касающейся дачи руководящих указаний, лицам и учреждениям, у которых, возможно, находятся активы. Лицо, имеющее какую-либо информацию об активах, подлежащих замораживанию, обязано сообщить об этом Австралийской федеральной полиции.

Вышеуказанные данные взяты из отчетов стран, получивших положительную Национальную взаимную оценку ФАТФ.

Учитывая прохождения в 2021 году Казахстаном Национальной взаимной оценки ЕАГ, центральными государственными органами (Министерство юстиции РК, Комитет административной полиции МВД РК, Комитет гражданской авиации МИИР РК, Комитет казначейства МФ РК и НАО «Правительство для граждан, НАО «Правительства для граждан») получающими сведения от Комитета по финансовому мониторингу о включении в Перечень организаций и лиц, необходимо в тот-же день принять меры по замораживанию движимого и недвижимого имущества, и предоставить ответ о принятии мер с указанием даты их принятия т.е. со дня получения сведений о заморозке.

При прохождении Национальной взаимной оценки ЕАГ, международными экспертами в соответствии с Рекомендациями ФАТФ и *Резалюцией СБ ООН будет изучаться и анализироваться вопрос принятия мер по незамедлительному замораживанию операций с деньгами и (или) иным имуществом лиц включенных в Перечень, результаты которых будут влиять на общую оценку страны.

Отрицательные результаты Национальной взаимной оценки ЕАГ могут негативно повлиять на инвестиционную привлекательность страны, исполнение международных финансовых экономических договоров, а также на имидж Казахстана в мировом сообществе. 

*Резолюция СБ ООН 1373 (2001), «безотлагательно заблокировать средства и другие финансовые активы или экономические ресурсы лиц, которые совершают или пытаются совершить террористические акты, или участвуют в совершении террористических актов, или содействуют их совершению; организаций, прямо или косвенно находящихся в собственности или под контролем таких лиц, а также и лиц, и организаций, действующих от имени или по указанию таких лиц и организаций, включая средства, полученные или приобретенные с помощью собственности, прямо или косвенно находящейся во владении или под контролем таких лиц и связанных с ними лиц и организаций».