АФМ

Меню

Страницы

Статья

СПРАВКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ВНУТРЕННЕГО АНАЛИЗА КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АГЕНТСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ ЗА 2023 ГОД И 4 МЕСЯЦА 2024 ГОДА

г. Астана                                                                     15 июня 2024 года

 

 

Полное наименование объекта внутреннего анализа коррупционных рисков

Государственное учреждение «Агентство Республики Казахстан по финансовому мониторингу» (далее – Агентство).

Агентство является государственным органом, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, осуществляющим руководство в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию экономических и финансовых правонарушений, отнесенных законодательством Республики Казахстан к ведению этого органа.

 

Основание проведения внутреннего анализа коррупционных рисков

В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Закона Республики Казахстан «О противодействии коррупции» и приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции от 19 октября 2016 года «Об утверждении Типовых правил проведения внутреннего анализа коррупционных рисков», а также согласно приказа Председателя Агентства от 10 мая 2024 года №139-НҚ «О создании рабочей группы в Агентстве Республики Казахстан по финансовому мониторингу по проведению внутреннего анализа коррупционных рисков».

 

Период проведения

С 15 мая по 15 июня 2024 года.

 

Анализируемый период

2023 год и 4 месяца 2024 года.

 

Управление персоналом

Управление персоналом в Агентстве и его территориальных подразделениях осуществляется в соответствии с действующим законодательством: Трудовым кодексом Республики Казахстан, законами Республики Казахстан «О правоохранительной службе», «О государственной службе в Республике Казахстан», «О противодействии коррупции», а также иными нормативными правовыми актами.

Общая штатная численность составляет - 1867 ед., из них правоохранительный блок - 1464 ед. (78%) и административный блок - 403 ед. (22%).

Прохождение службы сотрудниками правоохранительного блока Агентства регулируются следующими нормативными правовыми актами:

- Закон Республики Казахстан «О правоохранительной службе»;

- Приказ Председателя Агентства от 6 января 2022 года №1 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 13 января 2022 года №26490) "Об утверждении Правил и методики проведения ежегодного социологического мониторинга состояния морально-психологического климата в оперативно-следственных подразделениях органов по финансовому мониторингу (служба экономических расследований)»;

- Приказ Председателя Агентства от 6 января 2022 года №3 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 13 января 2022 года №26493) «О некоторых вопросах прохождения службы в оперативно-следственных подразделениях органов по финансовому мониторингу (служба экономических расследований)»;

- Приказ Председателя Агентства от 6 января 2022 года №4 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 13 января 2022 года №26494) «Об утверждении Правил установления стандартов работ (алгоритм, правила и требования к результатам деятельности сотрудника на конкретном участке работы) в оперативно-следственных подразделениях органов по финансовому мониторингу (служба экономических расследований)»;

- Приказ Председателя Агентства от 6 января 2022 года №5 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 13 января 2022 года №26495) «Об утверждении Перечня руководящих должностей оперативно-следственных подразделений органов по финансовому мониторингу (служба экономических расследований), подлежащих ротации, и Правил их перемещения»;

- Приказ Председателя Агентства от 6 января 2022 года №6 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 13 января 2022 года №26497) «Об утверждении Правил формирования кадрового резерва, требований к квалификации сотрудников, зачисляемых в кадровый резерв, и работы с ведомственным банком данных сотрудников, зачисленных в кадровый резерв оперативно-следственных подразделений органов по финансовому мониторингу (служба экономических расследований)»;

- Приказ Председателя Агентства от 6 января 2022 года №7 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 13 января 2022 года №26496) «О некоторых вопросах, связанных с поступлением на службу и замещением вакантных должностей в оперативно-следственных подразделениях органов по финансовому мониторингу (служба экономических расследований)»;

- Приказ Председателя Агентства от 6 января 2022 года №9 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 17 января 2022 года №26506) «Об утверждении Перечня руководящих должностей в оперативно-следственных подразделениях органов по финансовому мониторингу (служба экономических расследований), замещаемых на конкурсной основе, Правил и условий проведения конкурса на вышестоящие руководящие должности в оперативно-следственных подразделениях органов по финансовому мониторингу (служба экономических расследований)»;

- Приказ Председателя Агентства от 1 марта 2021 года №5-ж/қ «Об утверждении квалификационных требований к категориям должностей службы экономических расследований Агентства Республики Казахстан по финансовому мониторингу»;

- Приказ Председателя Агентства от 3 марта 2022 года №90-НҚ «Об утверждении Перечня специальностей для удовлетворения потребностей в кадрах с учетом кадрового планирования в оперативно-следственных подразделениях органов по финансовому мониторингу (служба экономических расследований»);

- Совместный приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 26 июня 2020 года №80, Председателя Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционной службы) от 29 июня 2020 года №199 и Министра финансов Республики Казахстан от 14 июля 2020 года №675 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 17 июля 2020 года № 20984) «Об утверждении Правил отбора на первоначальную профессиональную подготовку и условия ее прохождения для лиц, поступающих на службу в органы прокуратуры, антикоррупционную службу и службу экономических расследований, а также основания их отчисления от первоначальной профессиональной подготовки».

Согласно ст.5-1 Закона Республики Казахстан «О правоохранительной службе» кадровая служба в пределах своей компетенции: анализирует и планирует потребность правоохранительного органа в кадрах (п.1); организует предварительное изучение и отбор кандидатов на правоохранительную службу, отбор кадров, оформляет документы, связанные с прохождением сотрудниками правоохранительной службы (п.4).

За анализируемый период в Службу экономических расследований органов по финансовому мониторингу принято – 137 сотрудников, из них:

- из органов внутренних дел – 15;

- из антикоррупционной службы – 1;

- из органов прокуратуры – 7;

- из органов национальной безопасности – 1;

- из ВС РК (в/ч) – 2;

- из Академии правоохранительных органов ГП РК – 99;

- из других гос.органов (в т.ч. спец.гос.органы) – 4;

- вне конкурсного отбора из категории «бывших» сотрудников принято – 8.

Анализ показал на отсутствие фактов назначения на должности лиц, не соответствующих квалификационным требованиям.

Отбор на правоохранительную службу через Академию правоохранительных органов Генеральной прокуратуры Республики Казахстан осуществляется согласно Совместному приказу Генерального Прокурора Республики Казахстан от 26 июня 2020 года №80, Председателя Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционной службы) от 29 июня 2020 года №199 и Министра финансов Республики Казахстан от 14 июля 2020 года №675 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 17 июля 2020 года № 20984) «Об утверждении Правил отбора на первоначальную профессиональную подготовку и условия ее прохождения для лиц, поступающих на службу в органы прокуратуры, антикоррупционную службу и службу экономических расследований, а также основания их отчисления от первоначальной профессиональной подготовки».

Прием заявлений на первоначальную профессиональную подготовку в Академию правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан (далее – АПО ГП РК) завершился 25 февраля т.г. (всего принято 211 заявлений от кандидатов).

По инициативе Департамента кадровой работы (далее – ДКР) в целях автоматизации процессов отбора кандидатов на платформе Цифровое рабочее место разработан и в пилотном режиме запущен модуль «Кандидат» (разработчик – IT лаборатория AML Академии), где применяется система учета рисков при отборе (далее – СУР).

Система формирует справку с результатами проверки Департамента собственной безопасности (далее – ДСБ), заключением психолога и оценки эссе, разделяя кандидатов на 4 категории:

- кандидаты из 1 категории подпадают под портрет молодого сотрудника СЭР (рекомендуется);

- кандидаты из 2 категории близки к критериям портрета сотрудника СЭР (можно рекомендовать);

- кандидаты из 3 и 4 категорий не подпадают под портрет молодого сотрудника СЭР (не рекомендуется).

При этом, отказано в регистрации в системе 34 кандидатам, не допущенным ДСБ либо не прошедшим тесты в Агентстве Республики Казахстан по делам государственной службы.

По итогам собеседований из 177 кандидатов к прохождению ВВК допущено 123 кандидата (54 кандидата отклонены комиссией, так как системой не рекомендованы, из-за низкого GPA (средний балл диплома), низкого IQ, наличия административных штрафов и т.п.).

ВВК прошли 90 кандидатов и их личные дела направлены в АПО ГП РК.

31 мая т.г. в АПО ГП РК проведены экзамены для поступающих, приняли участие 85 кандидатов. Результаты тестирования опубликованы на сайте АПО ГП РК.

Уволено из Службы экономических расследований – 148 сотрудников, из них:

- по собственному желанию – 89;

- по достижению пенсионного возраста – 49;

- по отрицательным мотивам (в т.ч. за дискредитирующие проступки) – 10.

Откомандированы в другие правоохранительные и специальные органы – 70 (из них: в органы внутренних дел – 26; в антикоррупционную службу – 19; в органы прокуратуры – 14;  в другие гос. органы – 11).

Прохождение государственной службы работников административного блока Агентства регулируются следующими нормативными правовыми актами:

- Законом Республики Казахстан «О государственной службе»;

- Указом Президента от 29 декабря 2015 года №152 «О некоторых вопросах прохождения государственной службы».

В период с января по апрель т.г. в административный блок  назначены:

- по внутреннему конкурсу объявлены 64 вакансий, количество участвующих кандидатов – 34, по результатам внутренних конкурсов назначены – 34.

- по общему конкурсу объявлены 29 вакансий, количество претендующих кандидатов – 453, по результатам общих конкурсов назначены – 48.

Всего по итогам конкурсов на 1 вакантное место претендовало 10 кандидата.

Изучение материалов конкурсов на вакантные должности административного блока, показало отсутствие фактов их формального проведения, в т.ч. назначение на должности лиц, не соответствующих квалификационным требованиям.

Дисциплинарная практика регулируются:

- Законом Республики Казахстан «О правоохранительной службе»;

- Законом Республики Казахстан «О государственной службе»;

- Правилами наложения дисциплинарного взыскания на государственных служащих, утвержденных Указом Президента от 29 декабря 2015 года №152 «О некоторых вопросах прохождения государственной службы»;

- Приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по финансовому регулированию от 24 апреля 2021 года №73 «Об утверждении Порядка формирования и работы дисциплинарной комиссии в органах по финансовому мониторингу».

За анализируемый период к дисциплинарной ответственности привлечены - 736 сотрудника и работника органов по финансовому мониторингу (ЦА Агентства - 61, территориальных подразделений Агентства – 675).

         Факты снятия дисциплинарных взысканий в чрезмерно короткие сроки не установлены.

         За анализируемый период поощрено - 1021 сотрудников и работников органов по финансовому мониторингу (ЦА Агентства - 193, территориальных подразделений Агентства – 828).

                 В целях формирования кадрового состава и обеспечения комплектования должностей в Агентстве имеется кадровый резерв.

         Кадровый резерв СЭР формируется на плановой основе для последующего замещения вакантных руководящих должностей из числа сотрудников, которые по результатам аттестации рекомендуются к выдвижению на руководящие должности или на работу с большим объемом, а также из лиц, проявивших организаторские способности и отличившихся при исполнении служебных обязанностей.

По состоянию на 15.05.2024 года в кадровом резерве на вышестоящие должности находятся 142 сотрудника, из них 70 сотрудников назначены на вышестоящие должности.

Вместе с тем, изучением приказа Председателя Агентства от 6 января 2022 года №6 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 13 января 2022 года №26497) «Об утверждении Правил формирования кадрового резерва, требований к квалификации сотрудников, зачисляемых в кадровый резерв, и работы с ведомственным банком данных сотрудников, зачисленных в кадровый резерв оперативно-следственных подразделений органов по финансовому мониторингу (служба экономических расследований)» установлено, что сотрудники не зачисляются в кадровый резерв при наличии неснятого дисциплинарного и (или) административного взыскания (пп.2 п.11).

При этом, необходимо уточнить за какие административные взыскания сотрудники не зачисляются в кадровый резерв, т.е. за совершение административного правонарушения умышленно или наложенное судом.

Кроме того, пп.3 п.12 данного приказа предусмотрено, что основанием для исключения из кадрового резерва является наложение на сотрудника дисциплинарного взыскания за коррупционное правонарушение, предупреждение о неполном служебном соответствии, освобождения от занимаемой должности или понижение в квалификационном классе на одну ступень.

Однако, Законом Республики Казахстан «О противодействии коррупции» предусмотрено, что коррупционное правонарушение – имеющее признаки коррупции противоправное виновное деяние (действие или бездействие), за которое законом установлена административная или уголовная ответственность (п.11 ст.1).

Таким образом, данная норма приказа противоречит Закону Республики Казахстан «О противодействии коррупции».

В целях повышения эффективности и оперативности решения кадровых процедур, сокращения документооборота и отчетности необходимо на постоянной основе осуществлять дебюрократизацию процессов.

Данная работа ДКР осуществляется, однако некоторые кадровые процедуры остались не прозрачными и в «ручном режиме».

В целях повышения эффективности дебюрократизации полагаем необходимым рассмотреть применение одного из ее основных принципов – цифровизация (автоматизация) кадровых процессов.

Рекомендация:

- при приеме на службу упор ставить на молодых сотрудников из Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуры Республики Казахстан и молодежь, из числа лучших студентов университета;

- принять меры по цифровизации кадровых процессов (назначения на должность, присвоения специальных звании, привлечение к дисциплинарной ответственности и поощрения сотрудников, включения/исключения  в/из резерва органов по финансовому мониторингу и др., с размещением на портале Агентства АИС «Цифровое рабочее место» (ЦРМ);

- ежеквартально проводить анализ практики поощрений и наложения дисциплинарных взысканий сотрудников/работников органов по финансовому мониторингу, в целях недопущения частого поощрения одних и тех же лиц  и необоснованного преждевременного снятия дисциплинарного взыскания;

- проведение анализа кадрового резерва;

- рассмотреть вопрос о внесении изменений и дополнений в приказ Председателя Агентства от 6 января 2022 года №6 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 13 января 2022 года №26497) «Об утверждении Правил формирования кадрового резерва, требований к квалификации сотрудников, зачисляемых в кадровый резерв, и работы с ведомственным банком данных сотрудников, зачисленных в кадровый резерв оперативно-следственных подразделений органов по финансовому мониторингу (служба экономических расследований)», в частности в пп.2 п.11 и пп.3 п.12;

- в целях общедоступности и транспарентности распределения служебных квартир и детских садов, разместить на портале Агентства список лиц, состоящих в очереди на служебное жилье и детские сады.

 

Урегулирование конфликта интересов

Меры по урегулированию конфликта интересов принимаются в соответствии со статьей 15 Закона Республики Казахстан «О противодействии коррупции».

В отчетном периоде в Агентстве факты возникновения конфликта интересов не установлены.

 

Оказание государственных услуг

Функции по оказанию государственных услуг отсутствуют.

 

Реализация разрешительных функций

Разрешительные функции отсутствуют.

 

Реализация контрольных функций

Контрольные функции осуществляются Департаментом по работе с субъектами финансового мониторинга (далее – ДРСФМ), который состоит из Национального центра оценки рисков (далее - НЦОР), Управления SFM1 и Управления SFM2.

ДРСФМ в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Предпринимательским кодексом Республики Казахстан, Кодексом Республики Казахстан «Об административных правонарушениях», Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан, Гражданским кодексом Республики Казахстан, Гражданским процессуальным кодексом Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и иными законами, Положением об Агентстве Республики Казахстан по финансовому мониторингу, утвержденным Указом Президента Республики Казахстан от 20 февраля 2021 года №515 и другими актами Президента, и Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами, а также Положением о ДРСФМ.

Задачами НЦОР являются организация работы по Национальной оценке рисков в сфере ПОД/ФТ (НОР) и повышение эффективности работы в сфере ПОД/ФТ.

Одной из основной функцией НЦОР является формирование отчета НОР.

В соответствии с Правилами проведения оценки рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма, утвержденными приказом Председателя Агентства от 23 февраля 2022 года №14 (далее - Правила), в целях формирование отчета НОР субъекты финансового мониторинга (далее - СФМ) ежегодно до 1 апреля предоставляют в Агентство данные для оценки рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма.

Однако, для исключения контакта работников Агентства с СФМ и коррупционных рисков, разработаны поправки в Правила, которые предусматривает направление необходимых данных посредством личного кабинета.

Задачами Управления SFM1 являются методологическое обеспечение в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ для СФМ в пределах компетенции, взаимодействие с государственными органами, осуществляющих государственный контроль за соблюдением СФМ законодательства Республики Казахстан о ПОД/ФТ, а также работа с СФМ в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ в пределах своей компетенции.

При этом, Управление SFM1 не обладает контрольными, разрешительными и другими функциями.

Основной задачей Управления SFM2 является осуществление государственного контроля за соблюдением подконтрольных Агентству СФМ законодательства Республики Казахстан о ПОД/ФТ.

Управление SFM2 наделено функцией по осуществлению профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля. Эта функция подразумевает коррупционный риск.

В целях оптимизации бизнес-процессов, а также минимизации коррупционных рисков, проверки проводятся в дистанционном формате, путем запроса необходимых документов.

Переписка с СФМ ведется исключительно в официальном порядке.

Необходимо отметить, что система управления рисками автоматизирована и интегрирована с правительственной централизованной платформой «Smart Data Ukimet».

То есть, формирование списка проверки осуществляется в автоматическом режиме без участия человека.

Кроме того, по итогам выявленных нарушений законодательства и не исполнения рекомендаций уполномоченного органа решение о наложении административных санкций принимается судом.

Наряду с этим отмечаем, что разработан проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», который предусматривает профилактический контроль без посещения субъекта (дистанционный мониторинг).

Вышеуказанная поправка также позволит минимизировать коррупционные риски.

Также, в рамках реализации задачи по работе с подконтрольными Агентству СФМ в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, Управлением SFM2 ведутся разъяснительные работы, направленные на предотвращение и предупреждение нарушений требований Закона о ПОД/ФТ.

Рекомендация:

- ускорить подписание Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», который предусматривает профилактический контроль без посещения субъекта (дистанционный мониторинг).

 

Иные вопросы, вытекающие из организационно-управленческой деятельности

Освоение и распределение бюджетных финансовых средств

На основании проделанной работы Административного департамента за 2023 год, а также анализа существующих регламентов и процедур (Положение об Административном департаменте, приказ Председателя Агентства от 27.01.2022 года №37-НК, «О Регламенте взаимодействия Административного департамента со структурными подразделениями Агентства по бюджетному планированию, ведению бухгалтерского учета и организации государственных закупок»), можно заключить, что уровень коррупционных рисков в Административном департаменте является низким.

Это обусловлено несколькими ключевыми факторами:

1) Регулирование бюджетного планирования:

Основными программными документами Агентства являются план развития, бюджетные программы, операционный план, ежегодный план работы и бюджетная заявка на плановый период. Эти документы обеспечивают прозрачность и системность в планировании и расходовании бюджетных средств.

Ответственность за своевременное и качественное предоставление предложений для формирования бюджетной заявки возлагается на руководителей структурных подразделений, что повышает персональную ответственность и снижает коррупционные риски.

2) Строгий порядок организации государственных закупок:

Организация государственных закупок регламентируется приказом Председателя Агентства от 27.01.2022 года №37-НҚ. В соответствии с этим приказом, закупки осуществляются на основании представленных структурными подразделениями документов, что обеспечивает прозрачность процесса.

Технические спецификации, квалификационные требования и конкурсная документация разрабатываются и утверждаются на основании установленных форм и процедур. Это минимизирует возможность неправомерного отклонения заявок потенциальных поставщиков и заключения договоров на завышенные суммы.

Проведение закупок осуществляется через открытые конкурсы с участием членов общественного совета в качестве наблюдателей, что дополнительно снижает коррупционные риски.

3) Эффективный контроль за приемкой товаров, работ и услуг:

Приемка товаров, работ и услуг осуществляется совместно ответственными лицами структурных подразделений и Административным департаментом. Это исключает возможность фальсификации данных и укрытия финансовых нарушений.

После получения и принятия товаров, работ и услуг, составляются электронные акты с прикреплением соответствующих документов. Это обеспечивает прозрачность и подотчетность на всех этапах выполнения договоров.

Принятые меры и установленные процедуры обеспечивают прозрачность, подотчетность и эффективность в бюджетном планировании и проведении государственных закупок.

План государственных закупок на 2023 год утвержден в сумме 3 313 807,0 тыс. тенге, с учетом уточнений итоговая сумма составила 3 379 913,4 тыс. тенге.

Заключено 177 договоров на сумму 3 294 462,2 тыс. тенге.

Способы закупок:

- открытым конкурсом на сумму 2 093 371,4 тыс. тенге (61,9% от общего количества закупок);

- в рамках государственного инвестиционного проекта проведены закупки на сумму 387 308,0 тыс. тенге (11,46%);

- запросом ценовых предложений на сумму 195 718,6 тыс. тенге (5,79%).

- из одного источника путем прямого заключения договора на сумму 762 183,8 тыс. тенге (22,55%);

- из одного источника по несостоявшимся закупкам на сумму 147 814,1 тыс. тенге (4,37%);

- конкурсом с применением особого порядка на сумму 132 111,3 тыс. тенге (3,91%).

Экономия по результатам проведенных государственных закупок составила 241 661,2 тыс. тенге.

Сэкономленные средства перераспределены на закуп товаров и услуг, не предусмотренных в бюджетной заявке, командировочные расходы и премии.

Рекомендация:

- обеспечить должный контроль за планированием, подготовкой и проведением государственных закупок;

- рассмотреть вопрос об обновлении и детализации регламента взаимодействия Административного департамента со структурными подразделениями Агентства по вопросам бюджетного планирования, ведения бухгалтерского учета и организации государственных закупок путем установление четких сроков и требований для подачи бюджетных заявок и проведения государственных закупок;

- проведение аудита по рациональному использованию бюджетных средств, выделенных на содержание органов по финансовому мониторингу, в том числе на командировочные расходы.

 

Состояние работы по профилактике коррупции

Обязанность вырабатывать и организовывать меры по профилактике и недопущению коррупционных и иных правонарушений возложена на  ДСБ, а также на руководителей структурных подразделений Агентства и его территориальных подразделений.

ДСБ вправе проводить анализ состояния законности, противодействия коррупции и дисциплины в Агентстве.

Также на ДСБ возложены функции по анализу коррупционных рисков и их пресечению, а также проверке соблюдения сотрудниками и работниками Агентства, принятых на себя антикоррупционных ограничений.

В ходе анализа не установлены факты несвоевременного принятия или непринятия сотрудниками и работниками мер антикоррупционных ограничений.

Агентством на постоянной основе проводится работа по профилактике коррупционных проявлений в собственных рядах, а также обеспечению соблюдения сотрудниками норм этики и служебной дисциплины.

За анализируемый период другими органами фактов задержаний сотрудников органов по финансовому мониторингу за совершение коррупционных преступлений не имелось.

Вместе с тем, собственными силами Агентства выявлено 6 коррупционных уголовных правонарушений в отношении 8 сотрудников, из них осуждено – 3, направлено в суд – 1, в производстве – 2.

В целях повышения эффективности деятельности, формирования устойчивой, эффективно функционирующей системы, профилактики правонарушений и коррупции продолжена практика проведения заседаний консультативных советов, «круглых столов», публикаций материалов в СМИ.

В целях обеспечения канала сообщения информации о коррупционных проявлениях в Агентстве предусмотрен телефон доверия 70-84-78 и Call-центр - 1458. За анализируемый период посредством указанного способа связи сообщений о коррупции не поступало.

Аналогичные телефоны доверия имеются также и в территориальных департаментах.

В рамках Правил осуществления проектного управления (утверждены постановлением Правительства №358 от 31.05.2021г.), Агентством реализуется проект Типовое базовое направление №4 «Предупреждение и противодействие коррупции» (далее – ТБН №4).

Агентство Республики Казахстан по противодействию коррупции как уполномоченный орган обеспечивает разработку, координацию внедрения, методологическую поддержку и мониторинг исполнения по ТБН №4.

Основной его целью является обеспечение эффективности реализации антикоррупционной политики посредством повышения качества организации работы государственных органов и организаций квазигосударственного сектора по превенции коррупции.

Реализация ТБН №4 охватывает как деятельность госоргана, так и его ведомств, территориальных подразделений и подведомственных субъектов квазигосударственного сектора.

ТБН №4 включает 4 группы проектов:

1) «Выявление коррупционных рисков»;

2) «Устранение коррупционных рисков»;

3) «Укрепление антикоррупционной культуры»;

4) «Превенция коррупции в квазигосударственном секторе» (к АФМ не относится).

В Агентстве реализация и исполнение проекта ТБН №4 возложена на ДСБ совместно со структурными подразделениями.

Наряду с этим, реализуется проект «Защита бизнеса», основное направление которого защита субъектов предпринимательства, увеличение уровня доверия со стороны бизнеса к органу по финансовому мониторингу и исключение коррупционных рисков.

Агентством реализуется пилотный проект проверка на добропорядочность «Integrity сheck» (в рамках исполнения пункта 37 Плана действий по реализации Концепции антикоррупционной политики на 2022-2026 годы, утверждённого Указом Президента РК от 02.02.2022г. №802), по аналогии с Антикоррупционной службой и органами внутренних дел, целью, которого является профилактика правонарушений среди личного состава путем искусственного моделирования коррупционной ситуации.

В пилотном режиме в 2023 году (с июня по декабрь) подвергнуты проверке 92 сотрудника органов по финансовому мониторингу, из которых проверку на добропорядочность прошли – 60 (или 65%), не сообщили о неправомерной ситуации, т.е. не прошли проверку – 32 (или 35%).

За 4 месяца 2024 года проведено 64 проверок в отношении 64 сотрудников/работников органов по финансовому мониторингу, из которых проверку на добропорядочность прошли – 36 (или 56%), не сообщили о неправомерной ситуации, т.е. не прошли проверку – 28 (или 44%).

Необходимо отметить, что после объявления предварительных результатов, все проводимые проверки на добропорядочность завершались обратной связью о склонении сотрудников к неправомерным действиям (о даче руководством незаконных поручений, поступлении на счета денег, получении подарков от третьих лиц и т.д.).

Указанное свидетельствует об эффективности пилотного проекта в части профилактики правонарушений среди личного состава и повышении уровня ответственности сотрудников.

17.08.2023 года принято участие в очередном заседании Общественного совета Агентства, на котором приняли участие депутаты Парламента страны, члены Общественного совета, руководители государственных органов, где Агентству дана высокая оценка о проделанной работе по упреждению коррупционных проявлений среди личного состава органов по финансовому мониторингу.    

В целях недопущения правонарушений  на постоянной основе проводятся разъяснительные работы среди личного состава о недопущении коррупционных проявлений, злоупотреблений и иных нарушений законности, строгом соблюдении антикоррупционных ограничений.

Для этого на занятиях по профессиональной и служебной подготовке личному составу разъясняются нормы уголовного и уголовно-процессуального законодательства, Закон РК «О правоохранительной службе», Этический кодекс, а также соблюдение конституционных прав граждан.

 В целом, Агентством с использованием имеющегося потенциала проводится целенаправленная, планомерная работа по минимизации и устранению коррупции в собственных рядах, где основной акцент направлен на превентивные меры.  

Рекомендация:

- продолжить работу по профилактике коррупции и иных правонарушений в собственных рядах;

- продолжить работу по организации обучения сотрудников/работников на антикоррупционную тематику в образовательных учреждениях;

- продолжить работу по реализации пилотного проекта по проверки на добропорядочность (integrity check) (в рамках реализации п.37 Плана действий по реализации Концепции антикоррупционной политики на 2022-2026 годы, утвержденных Указом Президента РК от 02.02.2022 года №802);

- проведение анонимного анкетирования по изучению морально-психологического климата в коллективах;

- выявление фактов необоснованного использования сотрудниками/работниками информационных систем Агентства, а также других государственных органов, в целях недопущения фактов незаконного сбора и обработки персональных данных.

 

Обеспечение прозрачности деятельности

В соответствии с Законом Республики Казахстан «О доступе к информации» на интернет-ресурсе Агентства своевременно размещается информация о деятельности Агентства (размещение проектов нормативных правовых актов с пояснительными записками и сравнительными таблицами (в случаях внесения изменений и (или) дополнений); об открытых конкурсах, проводимых Агентством; публикации информационных сообщений, пресс-релизов и т.д.).

В целях выявления негативных публикаций, которые могут отразиться на имидже и доверии общества к органам по финансовому мониторингу, а также оперативного реагирования на них необходимо осуществлять мониторинг публикаций в СМИ, социальных сетях и интернет-ресурсах, касающиеся деятельности Агентства.

Рекомендация:

- проводить мониторинг размещения информации на интернет-ресурсах Агентства в соответствии с требованиями Закона Республики Казахстан «О доступе к информации» и правил информационного наполнения интернет-ресурсов государственных органов и требований к их содержанию;

- осуществления мониторинга публикаций в СМИ, социальных сетях и интернет-ресурсах, касающиеся деятельности Агентства, в целях выявления негативных публикаций и оперативного реагирования на них.

 

 

______________________

Дата публикации
01 июля 2024
Дата обновления
01 июля 2024
Тип

Сейчас читают

26 июня 2025
форум «АФМ Online 2025: Финансовые триггеры XXI века»
24 июня 2025
Итоги июньского Пленарного заседания FATF
23 июня 2025
Перечень государств (территорий), которые не выполняют и (или) недостаточно выполняют рекомендации FATF

Социальные медиа

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации