Новая модель административной юстиции в Республике Казахстан

Новая модель административной юстиции в Республике Казахстан

В рамках проводимой судебно-правовой реформы в стране планируется усилить механизмы контроля за соблюдением законности в сфере государственного управления.

Проведена значительная работа по изучению действующего законодательства, регулирующего порядок принятия органами власти управленческих решений, которые затрагивают права и свободы частных лиц, изучен передовой опыт развитых стран. Итогом такой работы стало принятие Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан(далее – Кодекса).  

Это совершенно новый документ для правовой системы Казахстана.

Целью Кодекса является защита прав граждан и юридических лиц в спорах с государственными органами, соблюдение баланса интересов сторон, а также повышение качества принятия управленческих решений.

Положения Кодекса отвечают главным принципам программы преемственности, справедливости и прогресса, обозначенным Президентом Казахстана Касым – Жомарт Токаевым, поскольку направлены на реформирование судебной системы и обеспечение прозрачности принимаемых решений в процессе государственного управления.

Предметом регулирования Кодекса является деятельность органов власти, связанная с принятием, отменой, изменением, исполнением юридически властного решения, направленного на установление, изменение или отмену прав и обязанностей конкретных лиц (административного акта), совершение иных юридически значимых действий, деятельность по рассмотрению жалоб в досудебном производстве, а также по разрешению публично-правовых споров в суде.

Данные сферы являются достаточно чувствительными для общества, что определяет необходимость усиления гарантий защиты прав и свобод граждан и организаций в их взаимоотношениях с органами власти. Яркими примерами могут стать результаты государственного контроля и надзора, оказание государственных услуг, разрешительные и уведомительные процедуры, их оспаривание в вышестоящем органе или суде и т.д.

В части регулирования административных процедур устанавливаются следующие основные положения.

Предлагается отказаться от признания государственного органа единственным субъектом, наделенным властными полномочиями. При определении субъектного состава в публично-правовых отношениях следует учитывать, что властные полномочия осуществляются не только государственными органами, но и другими субъектами (саморегулируемые организации, основанные на обязательном членстве, частные нотариусы, частные судебные исполнители и т.д.). В этой связи закрепляется новая правовая категория «административный орган», которой признается любая организация, наделенная законом властными полномочиями.

Вводятся новые принципы осуществления административных процедур (соразмерности, приоритета прав участников административных процедур, охраны права на доверие, запрет злоупотребления формальными требованиями, достоверности), призванные защитить частных лиц от возможных злоупотреблений со стороны властных субъектов. К примеру, принцип приоритета прав обяжет правоприменителей толковать возникающие сомнения, противоречия и неясности актов законодательства Республики Казахстан в пользу участника административной процедуры (заявитель, заинтересованное лицо), которым, как правило, является гражданин или организация.

Закрепляется процедурная гарантия быть заслушанным. Данная гарантия обеспечивает возможность лица, в отношении которого принимается правовое решение, выразить свою позицию до принятия окончательного решения.

За исключением отдельных категорий споров (налоговые, таможенные и др.), внедряется обязательное досудебное обжалование. Полагаем, что данный институт обладает некоторыми преимуществами. Так, производство по рассмотрению жалобы будет проходить в ускоренном порядке, что позволит сэкономить время и избежать судебных расходов. Кроме того, оспариваемые в досудебном порядке решения могут быть проверены не только на предмет законности, но и на предмет целесообразности, тем самым предоставив большую правовую защиту интересам частных лиц.

Касательно рассмотрения публично-правовых споров в суде стоить отметить, что в настоящее время их порядок разрешения устанавливается Гражданским процессуальным кодексом Республики Казахстан.

Однако в гражданском судопроизводстве суд процессуально пассивен, освобожден от сбора доказательств по собственной инициативе и основывает решение лишь на тех доказательствах, участие в исследовании которых на равных основаниях было обеспечено каждой из сторон.

В свою очередь, в публично-правовых спорах предполагается фактическое неравенство сторон (например, государственный аппарат с одной стороны и гражданин с другой). В этой связи представляется обоснованным усиление роли суда, а также установление иных компенсационно-процессуальных механизмов при рассмотрении данной категории споров.

Главной отличительной чертой нового вида судопроизводства – административного – от гражданского станет усиление активности суда в процессе собирания доказательств. Руководствуясь данным принципом, суд будет выяснять имеющие значения обстоятельства дела вне зависимости от ходатайств сторон.

За исключением отдельных случаев (например, оспаривание гражданами благоприятного для них решения), бремя доказывания будет возлагаться на орган, принявший правовое решение.

Вводится институт судебного контроля за исполнением судебных актов. Кодекс предусматривает возможность неоднократного применения судами денежных взысканий как вида процессуального принуждения в целях обеспечения своевременного исполнения их требований.

Принимая во внимание важность проводимой реформы, положения Кодекс были рассмотрены Европейской Комиссии к демократии через право Совета Европы (далее – Венецианская Комиссия). Венецианская комиссия, в целом, дала положительное заключение и отметила, что Кодекс является качественным и может дать важный импульс для дальнейших реформ в сфере административной юстиции.

Представляется, что Кодекс позволит гражданам и организациям почувствовать уверенность при возникновении споров с органами государственной власти, так как в соответствие с Конституцией
высшими ценностями Республики Казахстан являются человек, его жизнь, права и свободы.