Планирование законотворческой деятельности является одним из важных составляющих законопроектной работы, влияющих на качество и эффективность организации законотворческой деятельности.
Что дает планирование законотворческой деятельности?
Во-первых, определяет приоритетность отраслей законодательства, требующих правового урегулирования.
Во-вторых, путем координации законотворческой деятельности позволяет упорядочить поток законодательных инициатив.
В-третьих, достигается согласованность действий всех ветвей власти в процессе законотворчества.
Прогнозирования законодательства – способ дальнейшего совершенствования законодательства на долгосрочный период.
Планы подготовки проектов законов подразделяются на перспективные, составляемые на более длительные сроки, и на текущие, составляемые на один год.
Перспективный план определяет общие, наиболее важные направления отраслей законодательства, требующих совершенствования.
Перспективное планирование подготовки проектов законов осуществляется в рамках Концептуального плана законотворческой работы.
Концептуальный план законотворческой работы принимается на период очередного созыва Парламента (5 лет) и отражает отрасли (сферы) законодательства, в рамках которых предполагается подготовка проектов законов в разрезе сессий Парламента.
Концептуальный план законотворческой работы разрабатывается Министерством юстиции на основе консолидированных предложений Палат Парламента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан, и утверждается Президентом Республики Казахстан.
В целях реализации Концептуального плана законотворческой работы утверждаются текущие планы законопроектных работ, составляемые на один год.
В нем конкретизируются проекты законов, которые будут разрабатываться в ближайший год.
Текущий план законопроектных работ разрабатываются Министерством юстиции и включает разработку конкретных законопроектов, устанавливает ответственных лиц и сроки их исполнения.
При планировании законотворческой работы должны соблюдаться следующие требования.
- должны быть соблюдены обоснованность, своевременность и целесообразность разработки и принятия законодательного акта;
- важно определить приоритетность законодательных актов, исходя из первоочередных потребностей государства и общества;
- должны учитываться экономические, социально-культурные, и политические факторы.
Планирование законопроектной деятельности должно быть системным и должно осуществляться с учетом социально-экономического развития страны на перспективу.
Общий контроль за выполнением планов законотворческой работы осуществляет Министерство юстиции.
Следует отметить, что План законопроектных работ на 2022 год предусматривает разработку и внесение 26 законопроектов в Парламент, с которым граждане могут ознакомиться на сайте
ИПС «Әділет».
Статья Заместитель директора
Департамента законодательства
Министерства юстиции РК
Бауыржана Турганбаева