О развитии регистрационной службы и юридических услуг
В структуре Министерства юстиции в июне 1995 года был создан отдел по регистрации юридических лиц с передачей ему задач и функций по регистрации общественных и религиозных объединений.
Впоследствии данный отдел в связи с ростом числа создаваемых хозяйствующих субъектов и ролью органов юстиции был преобразован в Главное управление регистрации юридических лиц.
Далее в целях оптимизации структуры министерства и создания новых структурных подразделений приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 31 декабря 1996 года № 618 Главное управление регистрации юридических лиц преобразовано в управление регистрации юридических лиц.
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 августа 1997 года №1247 создано Государственное учреждение «Агентство по регистрации недвижимости и юридических лиц Министерства юстиции Республики Казахстан» (далее - Агентство).
23 июля 1998 года Агентство передислоцировано в столицу Республики Казахстан город Астану.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 марта 1999 года № 223 Агентство переименовано в Комитет регистрационной службы Министерства юстиции, перерегистрация произведена 18 июня 1999 года.
28 марта 2008 года на основании Постановления Правительства Республики Казахстан Комитет регистрационной службы реорганизован путем слияния с Комитетом по организации правовой помощи и оказания юридических услуг населению.
В результате образован Комитет регистрационной службы и оказания правовой помощи Министерства юстиции Республики Казахстан (далее – Комитет).
В компетенцию Комитета входили вопросы по регистрации юридических лиц, недвижимого имущества, актов гражданского состояния и апостилирования, а также вопросы лицензирования нотариальной, адвокатской и оценочной деятельности.
14 августа 2014 года Комитет был упразднен на основании Постановления Правительства Республики Казахстан.
Функции Комитета переданы в структурное подразделение «Департамент регистрационной службы и организации юридических услуг» Министерства юстиции (далее – Департамент).
В настоящее время Департамент:
- осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, являющихся некоммерческими организациями, учетную регистрацию их филиалов и представительств, а также ведет Национальный реестр бизнес-идентификационных номеров;
- реализует государственную политику в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество, регистрации залога движимого имущества, государственного технического обследования недвижимого имущества и ведения реестра залога движимого имущества;
- обеспечивает нормативно-методологическое сопровождение, контроль за регистрацией актов гражданского состояния и функционирования соответствующих баз данных;
- проставляет апостиль на официальных документах, исходящих из органов юстиции и иных государственных органов, а также от нотариусов;
- регулирует деятельность нотариусов, адвокатов, юридических консультантов в пределах своей компетенции и оказание гарантированной государством юридической помощи;
- осуществляет межведомственную координацию организации правовой пропаганды.
В сфере регистрации актов гражданского состояния
За годы независимости Республики Казахстан система органов регистрации актов гражданского состояния (далее – РАГС) претерпела множество преобразований.
Начиная с 1998 года в рамках Госпрограммы правовой реформы служба была передана в систему юстиции.
В том же году, взамен Кодексу о браке и семье КазССР был принят новый Закон Республики Казахстан «О браке и семье».
В целях систематизации норм в 2011 году принят Кодекс Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье». Кодекс устанавливает и регулирует брачно-семейные отношения, а также гарантии их осуществления, обеспечивает защиту прав и интересов семьи, определяя ее развитие приоритетным направлением государственной социальной политики.
С января 2015 года функции по регистрации актов гражданского состояния от Минюста переданы МИО. Передача функции РАГС позволяет акиматам комплексно координировать работу в этой сфере и будет способствовать рациональному планированию социально-экономического развития региона.
За годы независимости страны в данной сфере внедрена и успешно работает информационная система «Регистрационный пункт ЗАГС». С ее помощью регистрирующие органы производят регистрацию актов гражданского состояния в электронном виде, отказавшись от ручного заполнения актовых записей и свидетельств. Ее сведения являются основным источником наполнения Государственной базы данных «Физические лица».
Благодаря информационной системе граждане имеют возможность получать государственные услуги, не выходя из дому (получить справки о регистрации актов гражданского состояния, подача заявлений о регистрации актов гражданского состояния). Гражданам предоставлена возможность получить свидетельство о рождении, поставить в очередь в детский сад и начислить пособие по рождению ребенка, отправив всего лишь смс по мобильному телефону.
25 ноября 2019 года принят Закон по вопросам оказания госуслуг в сфере регистрации актов гражданского состояния, которым предусмотрено значительное упрощение порядка регистрации, сокращение срока и перечня документов, а также перевода ряда госуслуг в электронный формат.
Для удобства граждан все госуслуги в сфере регистрации актов гражданского состояния оказываются по принципу экс-территориальности.
Исключена необходимость представления гражданами в госорганы документов, которые могут быть получены из информационных систем (решения судов, медицинские справки, информация о зарегистрированных актах в Республике Казахстан и др.).
В целях защиты прав и интересов граждан, повышения качества оказания государственных услуг путем упрощения процедур приема документов и выдачи результатов услугополучателям в рамках проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам стимулирования инноваций, развития цифровизации и информационной безопасности» в сфере регистрации актов гражданского состояния предлагается внести изменения в Кодекс «О браке (супружестве) и семье».
Проектом Закона предложено внести изменения в части исключения необходимости получения и истребования бумажных свидетельств о регистрации актов гражданского состояния, заменив их электронными свидетельствами с QR-кодом.
Вместе с тем, по желанию гражданина свидетельства на бумажном носителе можно будет получать в филиале ЦОН или органе РАГС в любое удобное время.
В рамках автоматизации государственной услуги «Апостилирование официальных документов, исходящих из органов юстиции и иных государственных органов, а также нотариусов» Министерством запущен пилотный проект электронного апостиля в Республике Казахстан.
Прием документов осуществляется через Портал электронного Правительства и проставляется в электронном виде. Срок сокращен с 2 до 1 дня.
В сфере регистрации прав на недвижимое имущество
За годы Независимости Республики Казахстан в системе регистрации прав на недвижимое имущество произошли коренные преобразования. Как известно, объекты государственной регистрации прав на недвижимое имущество представляют особую ценность для участников гражданского оборота, что вызвало необходимость установления дополнительной защиты их прав. В этой связи была создана единая система государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Система государственной регистрации прав на недвижимое имущество действует в Казахстане с 1997 года - с момента создания регистрирующих органов.
В соответствии с Указом Президента Республики от 25 декабря 1995 года, имеющего силу Закона, «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Указ о регистрации) и постановлением Правительства Республики от 15 августа 1997 года №1261 функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество были закреплены за республиканскими государственными предприятиями на праве хозяйственного ведения «Центры по недвижимости» (далее – Центры по недвижимости).
К 2006 году в Республике Казахстан образовалось большое количество неоформленного и незадекларированного имущества, что влекло негативные последствия не только фактическим обладателям данного имущества, но и государству.
Для изменения ситуации, государством предприняты беспрецедентные меры вовлечения данного имущества в гражданский оборот.
В целях реализации Послания Президента Республики Казахстан «Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии» от 1 марта 2006 года приняты Законы «Об амнистии в связи с легализацией имущества» и «О внесении дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам амнистии в связи с легализацией имущества».
Легализация имущества позволила закрепить права на имущество за фактическими владельцами, которые в свою очередь могли использовать его в качестве обеспечения кредита необходимого для осуществления предпринимательской деятельности.
В дальнейшем, в рамках административной реформы было принято постановление Правительства Республики от 29 января 2007 года № 64 «О некоторых вопросах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в соответствии с которым функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и предоставлению информационных услуг о зарегистрированных правах на недвижимое имущество были переданы от РГП «Центр по недвижимости областей, городов Астаны и Алматы» Департаментам юстиции областей, городов Астаны и Алматы.
На законодательном уровне проводимая реформа закреплена с принятием Закона Республики от 26 июля 2007 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество» (далее – Закон о регистрации) и Закона Республики от 26 июля 2007 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Принятые законы направлены на совершенствование системы государственной регистрации прав на объекты недвижимости, обеспечение более полной защиты гражданских прав и законных интересов участников рынка недвижимости.
В рамках реализации Государственной программы формирования «электронного правительства» предоставление информационных услуг из Правового кадастра осуществляется только в электронном формате, на безвозмездной основе.
Для дальнейшего совершенствования и упрощения процедуры регистрации прав на недвижимое имущество 27 апреля 2012 года принят Закон за № 15-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам исключения противоречий, пробелов, коллизий между нормами права различных законодательных актов и норм, способствующих совершению коррупционных правонарушений», предусматривающий регистрацию прав на недвижимое имущество в электронном формате на основании нотариально удостоверенных сделок (с 1 января 2013 г.).
Тем самым, сокращен срок оказания данной услуги до 1 рабочего дня.
Законом предусмотрено предоставление участникам гражданского оборота возможности воспользоваться электронной регистрацией прав на недвижимое имущество в случае нотариального удостоверения соответствующей сделки. Электронная регистрация осуществляться на основании электронных копий правоустанавливающих документов, поступающих в информационную систему правового кадастра из единой нотариальной информационной системы автоматически, после нотариального удостоверения сделки.
Очевидным преимуществом предоставления электронных государственных услуг является отсутствие контакта с государственным аппаратом, сокращение сроков регистрации до одного дня и отсутствие бумажных документов при оказании государственных услуг.
В июле 2018 года функции по регистрации прав на недвижимое имущество от органов юстиции переданы в НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» (далее - Госкопрорация).
Проведена работа по объединению процедуры подачи документов и регистрации прав на недвижимое имущество непосредственно в Госкорпорации, что сократились сроки оказания услуг и создан Единый кадастр недвижимости путем интеграции информационных систем земельного и правового кадастра.
Тем самым, исключено дублирование функций по ведению учета, расхождение сведений в кадастрах, получение информации по вновь созданным и измененным объектам недвижимости, а также статистических данных о полноте охвата регистрации прав и объектов недвижимости и т.д.
26 декабря 2019 года Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам жилищно-коммунального хозяйства» отменена административная ответственность за нарушение срока подачи документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Сокращен срок государственной регистрации прекращения обременений и юридических притязаний прав с 3 до 1 рабочего дня.
Запущен пилотный проект по автоматизации и оптимизации процессов покупки недвижимости с застройщиками с применением технологии Blockchain по городу Нур-Султан.
Внедрена электронная регистрация залога недвижимости с применением технологии Blockchain через банки второго уровня, что позволило сократить срок регистрации с 3 до 1 рабочего дня.
Предусмотрена ускоренная регистрация прав на недвижимое имущество на основании нотариальных сделок в течение 2 часов на платной основе.
25 ноября 2019 года Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оказания государственных услуг» предусмотрено автоматическое изменение адреса и данных правообладателя в правовом кадастре путем обмена сведениями между информационными системами правового кадастра, адресного регистра и баз данных «Юридические лица» и «Физические лица», что позволило исключить обращение собственника в регистрирующий орган.
Проводимая работа направлена на укрепление и защиту прав собственности на недвижимое имущество, создание благоприятных условий для реализации прав и свобод граждан и юридических лиц, повышения качества предоставления государственных услуг населению, упрощение системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
В сфере регистрации юридических лиц
С 2010 года предусмотрена возможность открытия бизнеса посредством портала «электронного правительства».
С начала 2013 года на законодательном уровне исключена необходимость представления устава при регистрации бизнеса и ряда бумажных документов, таких как подтверждающие местонахождение, отсутствие налоговой задолженности и т.д.
С 2015 года отменена оплата регистрационного сбора для юридических лиц, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства при государственной их регистрации и регистрации прекращения деятельности.
При проведении регистрации отменено требование формирования уставного капитала 100 тенге для субъектов малого предпринимательства, сокращен срок регистрации до 1-го часа рабочего дня для юридических лиц, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляемых регистрацию на веб-портале «электронного правительства» (ранее срок составлял один рабочий день), отменено требование печати для юридических лиц, относящихся к субъектам частного предпринимательства.
В результате принятых законодательных реформ для открытия предприятия предпринимателю достаточно на веб-портале «электронного правительства» заполнить заявление, где регистрация осуществляется через интернет в течении 1-го часа без оплаты и представления каких-либо документов.
С 1 января 2018 года для бизнеса реализована возможность открытия банковского счета и заключения договора страхования на веб-портале «Электронного правительства» на этапе регистрации юридического лица, одновременно встать на учет в налоговых органах в качестве плательщика НДС, открыть счет в банке и заключить договор страхования работников.
2 апреля 2019 года принят Закон о передаче функции по государственной регистрации юридических лиц, филиалов и представительств, относящихся к коммерческим организациям в НАО «Государственную корпорацию «Правительство для граждан» (норма введена с 1 июля 2019 года).
Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оказания государственных услуг» от 25 ноября 2019 года приняты поправки, предусматривающие регистрацию субъектов крупного предпринимательства в автоматическом режиме, внедрение уведомительного порядка через портал «электронного правительства» при смене местонахождения, руководителя, вида деятельности, увеличения уставного капитала, сокращение срока оказания, перечня документов и т.д.
Все эти новшества в регистрационной сфере значительно сократили временные и финансовые затраты граждан и бизнеса.
Вместе с этим, из Реестра государственных услуг исключена государственная услуга «Выдача справок из Государственной базы данных «Юридические лица», предусмотрев получение информации о юридическом лице на портале «электронного правительства», выбрав необходимые сведения и направив запрос, используя свое ЭЦП.
Нотариальная деятельность
За период независимости Республики, ни один из правовых институтов нашего государства не претерпел таких разительных перемен как институт нотариата.
В советский период нотариус представлял собой малооплачиваемого государственного служащего в самом низу бюрократической лестницы. В условиях тотальной монополии государственной собственности и отсутствия элементарного гражданского оборота, вся его деятельность была сведена к удостоверению немногих актов сделок, связанных с недвижимостью, и доверенностей на управление автотранспортными средствами.
Развитие же нотариата за последние годы зеркально отражает картину институциональных социально-экономических изменений, происшедших в стране. И сейчас имеются все основания констатировать, что нотариат нашел свое достойное место в новой правовой системе.
В современных условиях он представляет собой уникальное явление, сочетающее в себе элементы как частного, так и публичного права. Законодательство нашло ему оптимальное определение как правовому институту по оказанию квалифицированной юридической помощи, обеспечивающему защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Вопросам обеспечения эффективного функционирования и развития нотариата Министерством юстиции уделяется особое внимание.
Гарантированная государством юридическая помощь оказывается в пределах своей компетенции государственными органами, а также адвокатами, нотариусами и частными судебными исполнителями.
С августа 2011 года лицензии выдаются исключительно в электронном формате посредством Государственной базы данных «Е-лицензирование».
С января 2015 года на нотариуса возложена обязанность по направлению в автоматическом режиме электронной копии сделок, связанных с недвижимостью, в информационную систему «Регистр недвижимости» для процедуры регистрации.
21 января 2018 года Главой государства подписан Закон по усилению защиты права собственности и снижению судебной нагрузки (Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам усиления защиты права собственности, арбитража, оптимизации судебной нагрузки и дальнейшей гуманизации уголовного законодательства»).
Указанным законом также внесены поправки в Закон «О нотариате», согласно которым теперь 9 бесспорных требований, ранее рассматриваемых судами, переданы нотариусам для разрешения в порядке совершения исполнительной надписи. Это, к примеру, требования о взыскании заработных плат, задолженностей по коммунальным услугам, арендных платежей и другие.
Теперь взыскателю по указанным требованиям нет необходимости обращаться в судебные инстанции, достаточно обратиться к нотариусу для разрешения вопроса во внесудебном порядке. Расходы, выплаченные нотариусу, будут отнесены на должника. Процедура взыскания на основании исполнительной надписи нотариуса будет теперь намного доступнее и быстрее.
15 февраля текущего года принят Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам нотариата» направленный на проведение эффективной государственной политики в области нотариата, обеспечивающей совершенствование правовой системы защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Предусмотрено использование нотариусом электронных сервисов при совершении действий по работе с объективными данными, что в результате позволяет сократить сроки совершения нотариального действия.
Введен принцип экстерриториальности при совершении сделок с недвижимым имуществом, что будет способствовать увеличению гражданского оборота.
Нотариус наделен правом, совершать нотариальные действия в электронной форме с использованием электронно - цифровой подписи и ввести уникальный идентификационный номер, присвоенный в электронном реестре и который указывается в бумажной версии документа. Такие идентификационные коды автоматически регистрируются в базе данных и не могут быть изменены, отменены или подделаны. Данные, имеющиеся в реестре, являются уникальными и защищенными от фальсификации.
Также, закреплены основные принципы нотариальной деятельности, одним из которых является тайна нотариальных действий.
Деятельность юридических консультантов и адвокатов.
За годы независимости государством предприняты меры, направленные на усиление роли адвокатуры, законодательное установление гарантий независимости адвокатской деятельности, реформирование организационной структуры адвокатуры, определение статуса адвоката и основных процессуальных полномочий.
Степень развития адвокатуры оказывает прямое влияние на состояние гарантированной Конституцией Республики Казахстан защиты прав человека и гражданина. В этой связи адвокатура как один из правозащитных институтов государства призвана содействовать в реализации закрепленных Конституцией Казахстана право каждого на судебную защиту своих прав и свобод, право на получение квалифицированной юридической помощи, а также право каждого задержанного, арестованного, обвиняемого в совершении преступления пользоваться помощью адвоката (защитника).
Так, согласно Закона «Об адвокатской деятельности» адвокатура в Казахстане призвана содействовать реализации гарантированного государством и закрепленного Конституцией права человека на судебную защиту своих прав, свобод и получение квалифицированной юридической помощи. Сегодня в сфере оказания услуг юридического характера адвокатская деятельность является самой распространенной для значительной части населения.
Необходимо отметить, что за годы независимости государством предприняты меры, направленные на усиление роли адвокатуры. Так, законодательно реформирована ее организационная структура, определены статус, гарантии независимости и основные процессуальные полномочия адвоката.
Гарантированная государством юридическая помощь оказывается в пределах своей компетенции государственными органами, а также адвокатами, нотариусами и частными судебными исполнителями.
В 2018 году принят Закон «Об адвокатской деятельности и юридической помощи», направленный на реализацию конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи, обеспечения доступа к её получению на бесплатной основе для социально уязвимых слоев населения, лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, и комплексного совершенствования системы адвокатской деятельности и оказания юридической помощи.
Отменены вступительные взносы в коллегии адвокатов, которые усложняли доступ к профессии, что позволило обеспечить доступ к профессии для молодых юристов.
Упразднены адвокатские ордера, использование которых на практике было неэффективным и создавало необоснованную зависимость адвокатов от руководства коллегии.
Полномочия на ведение конкретного дела подтверждаются удостоверением и письменным уведомлением о защите (представительстве), которое адвокат оформляет самостоятельно.
Созданы двухуровневые дисциплинарные комиссии, в состав которых включены судьи в отставке и представители общественности.
В целях повышения качества оказания юридической помощи утверждены порядок проведения аттестации и повышения квалификации адвокатов.
Регламентирована деятельность юридических консультантов. С июля 2018 года юристы, представляющие интересы физических и юридических лиц в гражданском судопроизводстве должны будут состоять в Палатах юридических консультантов, на постоянной основе повышать квалификацию и оказывать юрпомощь по установленным правилам и стандартам профессиональной организации.
Создана информационная система «Е-Заң көмегі», предназначенная для автоматизации деятельности адвокатов и юридических консультантов. Адвокаты, которые подключены к этой системе, смогут в упрощенном порядке получать оплату своих услуг из государственного бюджета через систему.
Законом с 1 января 2020 года введен в действие институт обязательного страхования профессиональной ответственности адвокатов и юридических консультантов. В случае оказания некачественной юрпомощи граждане смогут рассчитывать на страховое возмещение.
09 июня текущего года принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам адвокатской деятельности и юридической помощи», направленный на реализацию конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи.
Вместе с этим, Законом принят ряд концептуальных поправок в Уголовно-процессуальный кодекс. В частности, поправки расширяющие процессуальные полномочия защитника и представляющие ему право:
- присутствовать при объявлении подозреваемому постановлений о признании подозреваемым, квалификации деяния подозреваемого, а также получать копии этих постановлений после их согласования с прокурором;
- с момента вступления в дело знакомиться с конкретным перечнем документов, протоколами следственных и процессуальных действий, произведенных с участием подзащитного, в том числе заключений специалистов, экспертиз и иных процессуальных документов;
- с помощью научно-технических средств снимать и получать от лица, осуществляющего досудебное расследование копии постановлений в отношении его подзащитного, а также заключения специалиста, эксперта, уведомления об окончании производства следственных действий и разъяснении права на ознакомление с материалами уголовного дела;
- предоставлять краткие консультации по просьбе подзащитного в присутствии лица, осуществляющего досудебное расследование;
- назначения судебной экспертизы, а также привлечения специалиста на договорной основе по ходатайству защитника, представителя потерпевшего;
- по окончанию досудебного расследования знакомиться со всеми материалами уголовного дела, выписывать из него любые сведения в любом объеме, снимать копии с помощью научно-технических средств, за исключением сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, и списка свидетелей обвинения.
Вышеуказанные изменения способствуют реальному обеспечению принципа состязательности и равноправия сторон, а также служат дополнительным правовым инструментом по повышению качества предоставления адвокатами квалифицированной юридической помощи лицам, попавшим в орбиту уголовного преследования.