В Казахстане формируется новая цифровая архитектура в сфере принудительного исполнения, основанная на автоматизации процессов, исключении субъективного вмешательства и усилении правовых механизмов ответственности. В центре реформ – доступность и прозрачность. Ставка сделана на «Цифрового судебного исполнителя», «Кабинет сторон» и аналитические инструменты – как элемент правового государства.
В сфере защиты прав, реализуемых через судебные и иные подлежащие исполнению акты, исполнительное производство выступает завершающей стадией правовой защиты и восстановления нарушенных прав. Иначе говоря, сфера принудительного исполнения является завершающей стадией реализации права, когда принятые судебные и иные обязательные к исполнению акты получают фактическое воплощение. В его основе лежит исполнительный документ — выданный судом акт или иным уполномоченным органом предписание, на основании которого производится принудительное исполнение.
Поэтому справедливо ожидать от общества повышенное требование к государственным институтам, ответственным за данное направление. Поскольку гражданам важно не просто получить решение суда, но и быть уверенным в его реальном, своевременном исполнении. Значит на укрепление доверия граждан к судебной системе влияет то, насколько своевременно и эффективно осуществляется исполнительное производство.
В настоящее время в Казахстане действует свыше двух тысяч частных судебных исполнителей, что кратно превышает число государственных судебных исполнителей число которых на сегодняшний день превышает 200 единиц. Контроль за деятельностью ЧСИ осуществляется Министерством юстиции (Министерство), его территориальными подразделениями, а также Республиканской и региональными палатами частных судебных исполнителей (Палата), выполняющей функции некоммерческой, профессиональной организации.
Палата отвечает не только за организационно-методическое сопровождение, но и за дисциплинарный контроль, аналитическую и цифровую трансформацию всей системы частного принудительного исполнения.
В рамках этой работы обеспечена также передача поддержки и развития государственной автоматизированной информационной системы исполнительного производства (информационная система) в доверительное управление Палате, что позволило освободить государство от операционных затрат.
С развитием цифровых технологий растет и общественный запрос на их применение в решении повседневных задач – в том числе по такой весьма важной сфере, как исполнительное производство.
Именно поэтому начата поэтапная разработка и внедрение цифровых подходов, направленных на снижение издержек, устранение административных барьеров и повышение прозрачности со стороны ЧСИ.
Министерство в прошлом году запустило принципиально новый механизм институт упрощенного производства, который уже называют «Цифровым судебным исполнителем».
Впервые представленный формат кардинально меняет саму логику исполнения: все процессуальные действия совершаются автоматически без участия судебного исполнителя – от возбуждения дела до применения обеспечительных мер. Пока такой порядок применяется к делам о взыскании административных штрафов и налоговых задолженностей до 20 МРП.
За первый год применения «Цифрового судебного исполнителя» социально-экономический эффект ощутим: граждане сэкономили более 1,3 млрд. тенге благодаря отсутствию необходимости оплаты вознаграждения ЧСИ. В доход государства взыскано свыше 5,2 млрд. тенге по административным делам.
В связи с чем, подготовлены законодательные поправки, предусматривающие увеличение предельной суммы взыскания «Цифровым судебным исполнителем» с 20 МРП до 40 МРП. Дополнительно изучается вопрос включения в упрощенный порядок новых видов исполнительных документов.
Таким образом, внедрение упрощенного производства отражает современный вектор правовой политики, направленный на автоматизацию процессов и снижение финансовой нагрузки на участников производства.
Министерство не намерено ограничиваться этими достижениями. Идёт дальнейшая работа по переформатированию данной сферы.
В этом вопросе цифровизация рассматривается не только как вспомогательный механизм, а как структурная основа новой модели принудительного исполнения.
В целях расширения цифрового доступа и обеспечения интерактивного взаимодействия сторон разработано мобильное приложение «AdiletGov», предоставляющее пользователям информацию о статусе исполнительных производств, мерах принуждения, уведомлениям и копиям постановлений.
На этом фоне особую значимость приобретает вводимый электронный «Кабинет сторон» (созданный на базе АИС ОИП), который обеспечит беспрерывный и равный доступ вовлеченным лицам к материалам исполнительного производства в информационной системе.
Данная платформа предусматривает отображение всех принятых и непринятых мер, а также хронологию действий судебного исполнителя по конкретному исполнительному производству. Предоставляется возможность взыскателю либо должнику реагировать на действия (бездействия) судебного исполнителя путем направления обращений и ходатайств с привязкой к данным из информационной системы. Ожидается, что это позволит своевременно удовлетворять обоснованные запросы общества и существенно снизит административное давление на самих судебных исполнителей, которые нередко становятся субъектом контрольных мероприятий.
Если раньше каждое обращение с обоснованными жалобами сопровождалось проведением в отношении частного судебного исполнителя внеплановой проверки, то отныне у судебного исполнителя появляется возможность самостоятельно устранить допущенные нарушения (при наличии такового) до вмешательства в его деятельность со стороны органов юстиции или Палаты.
Однако, ответственность судебных исполнителей за нарушение Закона никак не смягчается. Напротив, порядок привлечения к дисциплинарной ответственности ЧСИ планомерно ужесточается.
По инициативе Министерства решение соответствующих дисциплинарных комиссии будут иметь обязательный характер. Во исполнение рекомендаций, выработанных по итогам Правительственного часа в Мажилисе Парламента на тему : «Проблемы и перспективы развития института частных судебных исполнителей в Казахстане», Палатой внесены изменения (в Положение о дисциплинарной ответственности ЧСИ) по исключению ряда смягчающих обстоятельств, позволявших ЧСИ в отдельных случаях уклоняться от наказания за допущенные нарушения прав и законных интересов сторон исполнительного производства.
Обеспечивая более широкую транспарентность и подотчетность работы таких комиссий впервые в ее состав будут входить представители общественности, которые примут непосредственное участие в рассмотрении каждого кейса в отдельности. Более того, сами заявители по дисциплинарным материалам смогут участвовать на заседании в качестве наблюдателей.
Параллельно ведется разработка так называемого «цифрового помощника» или автоматизированного инструмента анализа обращений, направленного на автоматическую верификацию законности и полноты принятых решений. Это позволит в режиме реального времени фиксировать все действия судебного исполнителя и сигнализировать о возможных нарушениях в его деятельности с передачей таких сведений в Министерство для соответствующего реагирования.
Рассматриваются варианты по подключению генеративных моделей для формирования ответов на несложные вопросы взыскателей и должников.
Предлагаемое нововведение в полной мере соответствует задачам Президента страны в части отказа от избыточных формальностей и построения сервисной и человекоцентричной модели государственного управления, которые озвучены на третьем заседании Национального курултая в марте прошлого года.
Вводимые меры транспарентности также затрагивают процедуру обращения взыскания и на имущество должников. На практике реализации арестованного имущества выявлен ряд злоупотреблений, связанных с недобросовестным поведением некоторых участников торгов.
Проанализировав «сильные» и «слабые» участки текущих процедур, предлагаются законодательные поправки по изменению регламента проведения аукционов и этапности ее проведения.
Таким образом, реформа исполнительного производства основана на системе человекозависимой модели, где каждый этап исполнения проверяем, прозрачен и автоматизирован. Такая архитектура станет основой незыблемости правовой защиты граждан (в том числе, должника и взыскателя), исключая риски затягивания процессов и присутствия субъективного фактора. Не случайно Президент страны Касым-Жомарт Токаев отметил на заседании расширенной коллегии правоохранительных органов: «Для построения Справедливого и Безопасного Казахстана необходимо утвердить верховенство Закона и Порядка как твердую основу обеспечения интересов, прав и свобод граждан». Эта установка определяет вектор проводимой реформы: гарантировать, чтобы закон не просто провозглашался – он реально действовал, а его исполнение было неотвратимым, своевременным и контролируемым.
Указанный подход находит отражение и в Послании Президента народу Казахстана от 1 сентября 2023 года, где цифровизация названа приоритетным направлением повышения эффективности государственного управления.
В этой связи, развитие исполнительного производства осуществляется как составная часть общей стратегии модернизации, направленной на сокращение бюрократии, усиление ответственности, обеспечение чистоты процедур и повышение доверия к институтам власти. Цифровые инструменты становятся не вспомогательным ресурсом, а ядром новой модели, обеспечивающей подотчетность, открытость и ориентированность на интересы граждан.