Меню

Страницы

Статья

Универсальный периодический обзор – возможность информирования о предпринятых мерах в области прав человека

В рамках членства в ООН, государствам-участникам предоставляется множество механизмов для поддержки правительства, государственных объединений, гражданских обществ и бизнеса, в их усилиях по достижению всеобщего мира, уменьшению любых форм дискриминации, защите прав человека и достижения устойчивого развития[i]. Данные механизмы существуют также в целях мониторинга и содействия государствам-участникам в исполнении их международных обязательств в рамках международных договоров, участниками которых они являются. Одним из таких механизмов является Универсальный Периодический Обзор по правам человека (далее – УПО).

УПО — это механизм коллегиального обзора. Каждые четыре с половиной года во время сессии Рабочей группы Совета по правам человека государства-участники пересматривают положение в области прав человека во всех государствах[ii]. УПО как механизм мониторинга соблюдения государствами-участниками международных обязательств в области прав человека, был создан Резолюцией  60/251 от 5 марта 2006 года[iii]. Процедура его проведения была установлена Резолюцией 5/1, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 18 июня 2007 года. Так, резолюцией было установлено, что обзор проводится Рабочей группой, которая составляет 47 государств-участников Совета по правам человека во главе с Председателем Совета[iv]. В процессе обзора также могут участвовать иные государства-наблюдатели, заинтересованные стороны, а также трое докладчиков, которые содействуют обзору и подготовке доклада Рабочей группы.

Обзор происходит в виде интерактивного диалога между обозреваемым государством и Рабочей группой с возможным участием стран-наблюдателей[v]. Данный интерактивный диалог заключается в постановке вопросов, касающихся сложившейся ситуации по правам человека в обозреваемом государстве и последующим ответом государства на такие вопросы, заключения и рекомендации.

Таким образом, завершая все необходимые процедуры, на пленарном заседании Совет по правам человека принимает итоговый отчет, содержащий оценку положения в области прав человека в обозреваемом государстве, обмен передовым опытом и добровольные обязательства обозреваемого государства[vi].

Все рекомендации, полученные государством в результате итогового отчета и принятые им, должны быть имплементированы этим государством. Императивный характер имплементации заложен положениями Резолюции 5/1 и должен быть соответствующим образом выполнен обозреваемым государством[vii]. В случае отказа государства сотрудничать, Совет по правам человека может принять соответствующие меры, как, например, были приняты при отказе Израиля участвовать в УПО[viii].

Кроме того, для каждого государства УПО является не только возможностью для информирования о предпринятых мерах в области прав человека, но также и механизмом для совершенствования ситуации с правами человека. УПО является также возможностью для государств пересмотреть все рекомендации и разработать стратегию о мерах, которые могут быть предприняты государством для того, чтобы продвинуться вперед по тем вопросам в сфере прав человека, которые, если не принять мер, могут привести к серьезному ухудшению ситуации с соблюдением этих прав в будущем[ix].

Осознавая это, многими государствами были приняты национальные планы действий в области прав человека. Такие планы включают в себя меры по имплементации рекомендаций, полученных в результате УПО, для совершенствования защиты прав человека. Так, по окончанию второго цикла УПО Новая Зеландия приняла Национальный План по Правам Человека[x].

В Марокко имплементацией рекомендаций УПО занимается Межведомственная делегация, отвечающая за законодательство в области прав человека. В конце 2018 года правительство Марокко приняло Национальный план действий в области демократии и прав человека, который направлен на обеспечение 435 рекомендаций, нацеленных на обеспечение прав и равенства перед законом уязвимых слоев населения[xi].

Множество других государств разработали свои подходы для соответствия с рекомендациями УПО. Определенного результата в укреплении прав человека посредством имплементации таких рекомендаций достигли такие страны, как Буркина-Фасо, Кения и др., особенно в части ликвидации смертной казни.[xii]

Для того, чтобы соответствовать предложенным рекомендациям УПО, государство может также воспользоваться помощью международных организаций в имплементации этих рекомендации.

Так, в Албании после проведения второго цикла в 2014 году, началось активное сотрудничество государственных органов с ООН в рамках обеспечения гендерного равенства и противодействия гендерного насилия в вопросах, наиболее часто поднимаемых в рекомендациях УПО[xiii]. В результате такого сотрудничества была создана Стратегия Албании в Области Гендерного Равенства (2021-2023), которая включает в себя ключевые рекомендации УПО.

В Армении при содействии Программы Развития ООН была оказана поддержка в подготовке и введении в действие поправок, позволяющих соответствующим образом исполнить рекомендации УПО по искоренению пыток путем введения аудио-визуальной записи полицейских допросов[xiv]. С 2019 года Фонд ООН в области народонаселения оказывает поддержку Аппарату Защитника прав человека, Министерству юстиции, Министерству труда и социальных дел Армении в разработке и осуществлении крупномасштабной национальной общественной кампании по противодействию гендерному насилию и насилию в семье[xv].

Создавая подобные планы по имплементации рекомендаций УПО, государства обеспечивают всестороннее развитие сферы прав человека на своей территории, что помимо этого, поможет им соответствовать всем необходимым рекомендациям во время следующих циклов.

Более того, помимо совершенствования национального законодательства, рекомендации УПО могут способствовать улучшению взаимодействия государства с международным сообществом в целом. Таким образом страны в которых практикуются характерный для них подход в сфере прав человека совершенствуют их защиту посредством обмена передовым опытом в целях соответствия международным стандартам.

Так, после проведения второго цикла УПО, Китай, получив множество рекомендаций о ратификации Международного пакта о гражданских и политических правах, начал проведение внутренних изменений для последующей ратификации данного Пакта[xvi].

Немаловажную роль в укреплении защиты прав человека внутри государств-участников также играет желание этих государств соответствовать стандартам в последующих циклах УПО. Так, во время подготовки своего национального отчета, Бахрейн проводил неоднократные консультации с общественными организациями по защите прав человека, в процессе которых были предложены различные замечания и предложения, которые, в свою очередь, были учтены при подготовке национального отчета[xvii]. Предпринятые меры наглядно показывают, что проведение УПО, помимо прочего, способствуют налаживанию внутреннего диалога государственных органов с общественными организациями, что в свою очередь, приводит к всестороннему развитию сферы защиты прав человека в стране.

Вместе с тем, рекомендации, полученные в результате проведения УПО, могут повлиять на проводимую государством политику, касающуюся вопросов прав человека. Так, после получения рекомендаций по завершению второго цикла УПО, Египет принял активные меры по защите прав беженцев внутри государства[xviii], было создано Министерство по делам миграции и египтян, проживающих за рубежом[xix], а также начато сотрудничество с Управлением Верховного Комиссара по правам человека в области соблюдения обязательств, вытекающих из Конвенции о статусе беженцев[xx]. Для государства, в котором количество беженцев превышает сто тысяч человек, вопрос об отношении к беженцам является крайне чувствительным, и любое изменение политики в этом вопросе является показателем важности рекомендаций УПО для защиты прав человека внутри государства.

Более того, в стремлении совершенствовать положение по защите прав человека государства могут полностью пересмотреть уже существующий внутри государства подход. Так, в Тунисе после получения рекомендаций по завершению второго цикла УПО, было принято решение по принятию новой конституции, документа, являющегося основополагающим законом внутри государства[xxi]. Это, в свою очередь, отражает результат проведения УПО.

Казахстан также проводит политику по укреплению защиты прав человека, в том числе на основе полученных рекомендации в рамках проведенных УПО. Так, Казахстаном были приняты реформы в сферах борьбы с коррупцией, отправления правосудия и уголовного процесса, охраны здоровья, поддержки института семьи и детства, права на социальное обеспечение, права на образование, прав детей, прав лиц с ограниченными возможностями и права на свободу мысли, совести и религии[xxii].

В рамках имплементации полученных рекомендаций, на территории  Казахстана был учрежден Национальный Совет общественного доверия, который в последствии преобразован в Национальный курултай в состав которого входят известные правозащитные организации, экономисты и другие независимые эксперты, для повышения участия общественности в управлении страной. Ратифицирована Конвенция о правах инвалидов и Факультативный протокол к ней, тем самым признав компетенцию Комиссии ООН по правам инвалидов, обеспечив соблюдение прав лиц с инвалидностью в соответствии с международными стандартами. Также продолжена работа по укреплению сотрудничества с различными неправительственными  организациями, расширен мандат Уполномоченного по правам человека.

Ратифицирован Второй протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах направленного на отмену смертной казни, принято решение о полной отмене смертной казни. Отменен список работ, где ограничивается применение труда женщин. Гарантирована реализация права на свободу слова путем закрепления уведомительного характера проведения мирных собраний. Снижен количественный порог для регистрации политических партий, численность региональных представительств политических партий, численность инициативной группы граждан для создания политической партии.

Продолжается работа в сфере обеспечения условий деятельности гражданских обществ и обеспечения социальных, экономических и культурных прав населения. Принята Концепция развития гражданского общества до 2025 года, Главой государства подписан Социальный кодекс от 20 апреля 2023 года, предусматривающий комплексное совершенствование системы социального обеспечения населения. Сохраняется политика «нулевой» терпимости по отношению к пыткам и другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращениям, ужесточена уголовная ответственность за пытки с 10 до 12 лет лишения свободы, введены запреты на применение к подозреваемым амнистии, сроков давности, деятельного раскаяния и примирения сторон. Расширен круг лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи.

По итогам проведения третьего УПО, были высоко оценены коренные реформы, проведенные Казахстаном, нацеленные на обеспечение гарантии независимости и профессионализма судей[xxiii], и установлено, что Правительство Республики Казахстан приняло необходимые меры, включающие утверждение всеобъемлющих планов действий, совершенствование законодательства и создание институциональных рамок в целях выполнения рекомендаций, полученных по итогам УПО[xxiv].

В каждом из циклов Казахстан предоставлял актуальную информацию о сложившейся ситуации по правам человека в стране. Казахстан продолжает активное сотрудничество с международными организациями, государствами-участниками, государственными органами и неправительственными организациями Казахстана в рамках механизма УПО[xxv].

По итогам защиты третьего обзора в 2019 году Казахстаном было получено 245 рекомендаций от государств-участников. Правительством были поддержаны 87% (214) рекомендаций.

Активно ведется работа по рассмотрению хода исполнения рекомендаций УПО с участием государственных органов и неправительственных организаций. Так, за период с 2020 года Министерством юстиции организовано 17 онлайн-встреч по обсуждению хода реализации рекомендаций в рамках УПО и Международного пакта о гражданских и политических правах. На заседаниях обсуждаются принимаемые государством меры по обеспечению и защите прав человека в стране, а также заслушиваются рекомендации от гражданского сектора.

Так, в ходе непрерывной работы в данном направлении, из 214 рекомендаций выполнены 25% по наиболее актуальным вопросам, поднимаемым гражданским обществом, по 75% ведется активная работа (исполнены – 53, частично исполнены – 147, на исполнении – 14 рекомендаций). Работа по исполнению рекомендаций УПО, полученных Казахстаном, продолжается.

Учитывая вышеизложенное, можно отметить, что УПО является не только средством информирования о предпринятых мерах в области прав человека, но также и практическим механизмом по совершенствованию института защиты прав человека и соответствию международным стандартам.

 

Источники дополнительной информации

[i] Официальный сайт Верховного Комиссара по Правам Человека, «Передовые методики ООН: как процесс проведения универсального периодического обзора поддерживает устойчивое развитие», стр. 7, https://www.ohchr.org/sites/default/files/2022-02/UPR_good_practices_2022.pdf.

[ii] Официальный сайт Верховного Комиссара по Правам Человека, Практическое руководство «Maximizing the use of the Universal Periodic Review at country level», стр. 3, https://www.ohchr.org/sites/default/files/Documents/HRBodies/UPR/UPR_Practical_Guidance.pdf.

[iii] Официальный сайт ООН, Резолюция 60/251 принятая Генеральной Ассамблеей 15 марта 2006 года, п.5 пп. (е), https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N05/502/68/PDF/N0550268.pdf?OpenElement.

[iv] Официальный сайт Управления Комиссара по правам человека, Резолюция 5/1 от 18 июня 2007 года, пункт 18, https://ap.ohchr.org/documents/r/HRC/resolutions/A_HRC_RES_5_1.doc.

[v] Официальный сайт Управления Комиссара по правам человека, Резолюция 5/1 от 18 июня 2007 года, пункт 21, https://ap.ohchr.org/documents/r/HRC/resolutions/A_HRC_RES_5_1.doc.

[vi] Официальный сайт Управления Комиссара по правам человека, Резолюция 5/1 от 18 июня 2007 года, пункт 27, https://ap.ohchr.org/documents/r/HRC/resolutions/A_HRC_RES_5_1.doc.

[vii] Официальный сайт Управления Комиссара по правам человека, Резолюция 5/1 от 18 июня 2007 года, пункт 33, https://ap.ohchr.org/documents/r/HRC/resolutions/A_HRC_RES_5_1.doc.

[viii] Отчет Совета по правам человека принятый Генеральной Ассамблеей ООН 13 апреля 2013 года, «Отсутствие сотрудничества со стороны государства, являющегося объектом обзора, с механизмом универсального периодического обзора», https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/G13/127/14/PDF/G1312714.pdf?OpenElement.

[ix] Официальный сайт Управления Верховного Комиссара по правам человека, «UNIVERSAL PERIODIC REVIEW: TIPS FOR ENGAGEMENT AT COUNTRY LEVEL FOR NATIONAL HUMAN RIGHTS INSTITUTIONS AND CIVIL SOCIETY», стр. 16, https://www.ohchr.org/sites/default/files/Documents/HRBodies/UPR/Tips_21Sept2020.pdf.

[x] Официальный сайт Управления Верховного Комиссара по правам человека, « Study on Emerging

Good Practices from the Universal Periodic Review», стр. 6, https://www.ohchr.org/sites/default/files/Documents/HRBodies/UPR/Emerging_UPR_GoodPractices.pdf.

[xi] Официальный сайт Управления Верховного Комиссара по правам человека, « Study on Emerging

Good Practices from the Universal Periodic Review», стр. 7, https://www.ohchr.org/sites/default/files/Documents/HRBodies/UPR/Emerging_UPR_GoodPractices.pdf.

[xii] Официальный сайт Верховного Комиссара по Правам Человека, Практическое руководство «Maximizing the use of the Universal Periodic Review at country level», стр. 5, https://www.ohchr.org/sites/default/files/Documents/HRBodies/UPR/UPR_Practical_Guidance.pdf.

[xiii] Официальный сайт Верховного Комиссара по Правам Человека, Практическое руководство «Maximizing the use of the Universal Periodic Review at country level», стр. 18, https://www.ohchr.org/sites/default/files/Documents/HRBodies/UPR/UPR_Practical_Guidance.pdf.

[xiv] Официальный сайт Верховного Комиссара по Правам Человека, Практическое руководство «Maximizing the use of the Universal Periodic Review at country level», стр. 22, https://www.ohchr.org/sites/default/files/Documents/HRBodies/UPR/UPR_Practical_Guidance.pdf.

[xv] Официальный сайт Верховного Комиссара по Правам Человека, Практическое руководство «Maximizing the use of the Universal Periodic Review at country level», стр. 22, https://www.ohchr.org/sites/default/files/Documents/HRBodies/UPR/UPR_Practical_Guidance.pdf.

[xvi] Универсальный Периодический Обзор, Национальный доклад, представленный в соответствии с положениями пункта 5 приложения к резолюции 16/21 Совета по правам человека, Китай, 2018 год, п.15, https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/G18/254/64/PDF/G1825464.pdf?OpenElement.

[xvii] Универсальный Периодический Обзор, Национальный доклад, представленный в соответствии с положениями пункта 5 приложения к резолюции 16/21 Совета по правам человека, Бахрейн, 2017 год, п.3, https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/G17/031/00/PDF/G1703100.pdf?OpenElement.

[xviii] Универсальный Периодический Обзор, Национальный доклад, представленный в соответствии с положениями пункта 5 приложения к резолюции 16/21 Совета по правам человека, Египет, 2019 год, п.5, https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/G19/247/54/PDF/G1924754.pdf?OpenElement.

[xix] Универсальный Периодический Обзор, Национальный доклад, представленный в соответствии с положениями пункта 5 приложения к резолюции 16/21 Совета по правам человека, Египет, 2019 год, п.71, https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/G19/247/54/PDF/G1924754.pdf?OpenElement.

[xx] Универсальный Периодический Обзор, Национальный доклад, представленный в соответствии с положениями пункта 5 приложения к резолюции 16/21 Совета по правам человека, Египет, 2019 год, п.72, https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/G19/247/54/PDF/G1924754.pdf?OpenElement.

[xxi] Универсальный Периодический Обзор, Доклад Рабочей группы по универсальному периодическому обзору, Тунис, 2012 год, п.10, https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/G17/031/00/PDF/G1703100.pdf?OpenElement.

[xxii] Универсальный Периодический Обзор, Доклад Рабочей группы по универсальному периодическому обзору, Казахстан, 2019 год,  https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/G19/308/15/PDF/G1930815.pdf?OpenElement.

[xxiii] Универсальный Периодический Обзор, Доклад Рабочей группы по универсальному периодическому обзору, Казахстан, 2019 год, п. 12, https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/G19/308/15/PDF/G1930815.pdf?OpenElement.

[xxiv] Универсальный Периодический Обзор, Доклад Рабочей группы по универсальному периодическому обзору, Казахстан, 2019 год, п. 18, https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/G19/308/15/PDF/G1930815.pdf?OpenElement.

[xxv] Первый доклад Казахстана был представлен в 2010 году, к которому было выдвинуто 127 рекомендаций, 113 из которых поддержаны. Второй доклад был представлен 2014 году, к которому было выдвинуто 196 рекомендаций, 145 из которых поддержаны. Третьи доклад был представлен в 2019 году, к которому было выдвинуто 245 рекомендаций, 214 из которых были поддержаны. 

Дата публикации
30 июня 2023
Дата обновления
30 июня 2023
Тип
Информация

Сейчас читают

Направления
22 апреля 2024
Сотрудничество
Направления
22 апреля 2024
Обращение соискателям
22 апреля 2024
Государственная регистрация нормативных правовых актов

Социальные медиа

Instagram
YouTube
Facebook

Меню подвал

Жизненные ситуации
Новостной канал государственных органов
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Сайт Парламента РК
Концепция цифровой трансформации
Цели устойчивого развития