4 декабря 2009 года официально опубликован Закон Республики Казахстан «О профилактике бытового насилия», который вступил в силу по истечению 10 дней с момента публикации. Данный Закон определяет правовые, экономические, социальные и организационные основы деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан Республики Казахстан по профилактике бытового насилия.
1. На чем основывается Закон «О профилактике бытового насилия»?
Законодательство Республики Казахстан о профилактике бытового насилия основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан (п.1 ст.2 Закона Республики Казахстан «О профилактике бытового насилия» от 4 декабря 2009 года № 214-IV).
2. На чем основываются принципы профилактики бытового насилия?
Профилактика бытового насилия основывается на принципах: законности; гарантирования соблюдения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина; недопустимости причинения человеку и гражданину физического и (или) психического страдания; поддержки и сохранения семьи; конфиденциальности; индивидуального подхода к каждому человеку и гражданину, находящимся в трудной жизненной ситуации; приоритета превентивных мер профилактики бытового насилия над репрессивными; комплексности и системности (ст.3 Закона Республики Казахстан «О профилактике бытового насилия» от 4 декабря 2009 года № 214-IV).
3. Какие есть виды бытового насилия?
Бытовое насилие может выражаться в виде физического, психологического, сексуального и (или) экономического насилия. Физическое насилие - умышленное причинение вреда здоровью путем применения физической силы и причинения физической боли. Психологическое насилие - умышленное воздействие на психику человека, унижение чести и достоинства посредством угроз, оскорблений, шантажа или принуждение (понуждение) к совершению правонарушений или деяний, представляющих опасность для жизни или здоровья, а также ведущих к нарушению психического, физического и личностного развития. Сексуальное насилие - умышленное противоправное действие, посягающее на половую неприкосновенность или половую свободу человека, а также действия сексуального характера по отношению к несовершеннолетним. Экономическое насилие - умышленное лишение человека жилья, пищи, одежды, имущества, средств, на которые он имеет предусмотренное законом право (ст.4 Закона Республики Казахстан «О профилактике бытового насилия» от 4 декабря 2009 года № 214-IV).
4. Что входит в компетенцию Правительства Республики Казахстан в рамках профилактики бытового насилия?
Правительство Республики Казахстан: разрабатывает основные направления государственной политики в области профилактики бытового насилия; обеспечивает взаимодействие субъектов профилактики бытового насилия и координацию их деятельности; осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан (ст.6 Закона Республики Казахстан «О профилактике бытового насилия» от 4 декабря 2009 года № 214-IV).
5. Какие функции выполняет комиссия по делам женщин и семейно-демографической политике?
Комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике: взаимодействуют с субъектами профилактики бытового насилия по вопросам профилактики бытового насилия; вносят предложения в местные исполнительные органы о принятии организационно-практических мер, направленных на профилактику бытового насилия; совместно с организациями по оказанию помощи организуют и проводят мероприятия по профилактике бытового насилия и реабилитации потерпевших (ст.8 Закона Республики Казахстан «О профилактике бытового насилия» от 4 декабря 2009 года № 214-IV).
6. Что входит в компетенцию комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав?
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав: взаимодействуют с субъектами профилактики бытового насилия по вопросам профилактики бытового насилия среди несовершеннолетних; вносят предложения в местные исполнительные органы о принятии организационно-практических мер, направленных на профилактику бытового насилия среди несовершеннолетних; совместно с организациями по оказанию помощи организуют и проводят мероприятия по профилактике бытового насилия и реабилитации несовершеннолетних, пострадавших от бытового насилия (ст.9 Закона Республики Казахстан «О профилактике бытового насилия» от 4 декабря 2009 года № 214-IV).
7. Что входит в компетенцию органов внутренних дел?
Органы внутренних дел: участвуют в разработке проектов нормативных правовых актов в области профилактики бытового насилия; осуществляют меры по профилактике бытового насилия; выявляют родителей или лиц, их заменяющих, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию детей, совершающих в их отношении противоправные действия; ведут профилактический учет и осуществляют профилактический контроль; рассматривают заявления и сообщения о фактах бытового насилия или об угрозе их совершения с выездом на место и принимают меры по их пресечению; по просьбе потерпевших направляют их в организации по оказанию помощи или организации здравоохранения; проводят профилактическую беседу; производят доставление лица, совершившего бытовое насилие, в органы внутренних дел; выносят защитное предписание; ходатайствуют перед прокурором о даче санкции на продление срока действия защитного предписания; производят административное задержание; ходатайствуют перед судом об установлении особых требований к поведению лица, совершившего бытовое насилие; осуществляют уголовное преследование, производство по делам об административных правонарушениях; применяют меры уголовно-процессуального принуждения; уголовно-правовые меры безопасности потерпевшего; обеспечивают организацию специальных учебных курсов по вопросам профилактики бытового насилия для сотрудников органов внутренних дел (ст.10 Закона Республики Казахстан «О профилактике бытового насилия» от 4 декабря 2009 года № 214-IV).
8. Какие действия выполняют организации по оказанию помощи?
Организации по оказанию помощи: осуществляют прием потерпевших; организуют предоставление необходимой психологической, педагогической, медицинской, юридической помощи потерпевшим, при необходимости направляют их в организации здравоохранения для оказания медицинской помощи и дальнейшей реабилитации; в соответствии с возможностями предоставляют временное проживание потерпевшим; оказывают потерпевшим специальные социальные услуги, а также обращаются в их интересах в местные исполнительные органы районов, городов областного значения с заявлением о предоставлении гарантированного и (или) дополнительного объема специальных социальных услуг, предоставляемых сверх гарантированного объема; проводят психокоррекционные программы с лицами, совершившими бытовое насилие; информируют органы внутренних дел о фактах бытового насилия или об угрозе их совершения; осуществляют праворазъяснительную работу по вопросам профилактики бытового насилия; осуществляют взаимодействие с физическими и юридическими лицами по вопросам профилактики бытового насилия (п.1 ст.15 Закона Республики Казахстан «О профилактике бытового насилия» от 4 декабря 2009 года № 214-IV).
9. Какие есть основания для принятия мер индивидуальной профилактики бытового насилия?
Основанием для принятия мер индивидуальной профилактики бытового насилия является одно из следующих обстоятельств: поступление заявления или сообщения физических и юридических лиц; непосредственное обнаружение сотрудником органа внутренних дел факта совершения бытового насилия либо попытки его совершения; материалы, поступившие из государственных органов и органов местного самоуправления (п.1 ст.18 Закона Республики Казахстан «О профилактике бытового насилия» от 4 декабря 2009 года № 214-IV).
10. Какие меры являются индивидуальной профилактикой бытового насилия?
Мерами индивидуальной профилактики бытового насилия являются: профилактическая беседа; доставление в органы внутренних дел лица, совершившего бытовое насилие, для составления протокола об административном правонарушении либо вынесения защитного предписания; защитное предписание; административное задержание; принудительные меры медицинского характера; установление особых требований к поведению правонарушителя; административное взыскание; лишение либо ограничение родительских прав, отмена усыновления (удочерения) ребенка, освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей, досрочное расторжение договора о передаче ребенка на воспитание патронатному воспитателю; меры процессуального принуждения и меры безопасности потерпевших в уголовном процессе; меры, принимаемые по приговору суда (п.2 ст.17 Закона Республики Казахстан «О профилактике бытового насилия» от 4 декабря 2009 года № 214-IV).
11. Какие есть ограничения для лица, в отношении которого установлены особые требования к поведению?
Лицу, в отношении которого установлены особые требования к поведению, может быть запрещено: вопреки воле потерпевшего разыскивать, преследовать, посещать, вести устные, телефонные переговоры и вступать с ним в контакты иными способами, включая несовершеннолетних и (или) недееспособных членов его семьи; приобретать, хранить, носить и использовать огнестрельное и другие виды оружия; немедицинское употребление психоактивных веществ. В исключительных случаях для охраны и защиты потерпевшего и членов его семьи суд вправе применить также меру административно-правового воздействия в виде запрета лицу, совершившему бытовое насилие, проживать в индивидуальном жилом доме, квартире или ином жилище с потерпевшим в случае наличия у этого лица другого жилища (п.3 ст.22 Закона Республики Казахстан «О профилактике бытового насилия» от 4 декабря 2009 года № 214-IV).
12. Какие задачи у профилактической беседы?
Основными задачами профилактической беседы являются выявление причин и условий совершения бытового насилия, разъяснение социальных и правовых последствий бытового насилия и убеждение в необходимости законопослушного поведения (п.1 ст.19 Закона Республики Казахстан «О профилактике бытового насилия» от 4 декабря 2009 года № 214-IV).
13. Какие действия запрещены лицу, которому вынесено защитное предписание?
Защитным предписанием запрещается совершать бытовое насилие, вопреки воле потерпевшего разыскивать, преследовать, посещать, вести устные, телефонные переговоры и вступать с ним в контакты иными способами, включая несовершеннолетних и (или) недееспособных членов его семьи (п.3 ст.20 Закона Республики Казахстан «О профилактике бытового насилия» от 4 декабря 2009 года № 214-IV).
14. В каких целях производят административное задержание?
В целях пресечения бытового насилия, содержащего состав административного правонарушения, и при наличии оснований полагать, что вынесение защитного предписания недостаточно для обеспечения безопасности потерпевшего, должностное лицо органов внутренних дел производит административное задержание лица, совершившего бытовое насилие, которое заключается во временном его лишении свободы действия и передвижения с принудительным содержанием в специальном помещении (п.1 ст.21 Закона Республики Казахстан «О профилактике бытового насилия» от 4 декабря 2009 года № 214-IV).
15. Какие сроки административного содержания?
Административное задержание осуществляется в течение времени, необходимого для достижения целей, указанных в статье 785 данного Кодекса, и может длиться не более трех часов. Началом срока задержания является тот час с точностью до минуты, когда ограничение свободы задержанного лица стало реально, независимо от придания задержанному какого-либо процессуального статуса или выполнения иных формальных процедур. Срок административного задержания в отношении лица, находящегося в состоянии опьянения, – со времени его вытрезвления, удостоверенного медицинским работником. Моментом окончания этого срока является истечение трех часов, исчисляемых непрерывно со времени фактического задержания (п.1 ст.789 Кодекса Об административных правонарушениях Республики Казахстан от 5 июля 2014 года № 235-V).