Меню

Страницы

Статья

Защита от пыток и жестокого обращения в рамках Плана дальнейших мер в области прав человека и верховенства закона

Пытки и иные формы жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания запрещены международным правом. Такие действия входят в категорию норм jus cogens и считаются недопустимыми ни при каких обстоятельствах, будь то мирное время или ситуация вооруженного конфликта.

Запрет на пытки и иные формы жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинства обращения и наказания содержится во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) и во многих международных и региональных договорах по правам человека. К ним относятся Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Европейская конвенция прав человека и основных свобод (1950 г.), Американская конвенция о правах человека (1978 г.) и  Африканская хартия прав человека и народов (1981 г.).

Помимо этого, целый ряд договоров был разработан специально для борьбы с пытками. Ключевым документом в данной области является Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 года (далее – Конвенция против пыток), согласно которой «пытка» означает любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия. В это определение не включаются боль или страдания, которые возникают лишь в результате законных санкций, неотделимы от этих санкций или вызываются ими случайно.[  https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/torture.shtml]

Кроме того, в Конвенции устанавливается абсолютное запрещение пыток и утверждается, что приказ сверху не может служить оправданием пыток. Государства-стороны Конвенции обязываются не выдворять или не возвращать лиц, в страну, где существует опасность применения к ним пыток. По отношению к нарушителям Конвенции государства обязаны их наказывать или применять процедуру экстрадиции, правила и методы ведения допросов должны находиться под систематическим контролем, давать ход беспристрастному расследованию преднамеренных фактов пыток и непризнания показаний, полученных в результате применения пыток, в качестве доказательств, а также предоставлять справедливую и адекватную компенсацию, включая средства для исчерпывающей реабилитации жертв. 

На региональном уровне инструментом в области прав человека является Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987 г.) и Межамериканская конвенция по предотвращению пыток и наказанию за их применение (1985 г.).

Запрет на применение пыток также содержится в документах международного гуманитарного права, например, в Регламенте, прилагаемом к Четвертой Гаагской конвенции 1907 года, в четырех Женевских Конвенциях 1949 года и двух дополнительных Протоколах 1977 года.

Справочно. Международное гуманитарное право предлагает несколько иное определение пытки. Для того, чтобы действия, направленные на причинение сильной боли или страдания человеку были расценены в качестве пыток, не требуется обязательного наличия официального статуса у лица, совершающего эти действия. Международный комитет красного креста использует более широкое понятие «жестокого обращения», которое включает в себя как пытки, так и другие методы унизительного обращения, запрещенные гуманитарным правом, а именно не гуманное, жестокое, оскорбительное и унизительное обращение, оскорбление человеческого достоинства, а также физическое или моральное воздействиеhttps://www.icrc.org/ru/doc/resources/documents/misc/69ubby.htm].

Обращаясь к практике реализации права на свободу от пыток и другого жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинства обращения и наказания, следует подчеркнуть значение деятельности Комитета ООН против пыток (далее - КПП ООН)[Аналитический отчет об итогах фундаментального и прикладного научного исследования 2018 года по теме: Имплементация норма международных договоров в области прав человека (гражданские и политические права) в законодательство Республики Казахстан, Астана , 2018, www.zgai.kz].

КПП ООН против пыток является договорным органом ООН, который состоит из 10 независимых экспертов, осуществляющих мониторинг выполнения государствами –участниками Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Комитет привлекает государства к ответственности за нарушение прав человека и занимается расследованиями сообщений о пытках с целью прекращения и предупреждения таких преступлений[ ohchr.org].

Также Факультативный протокол к вышеуказанной Конвенции, вступивший в силу в июне 2006 года, стал основанием для учреждения Подкомитета по предупреждению пыток (ППП), который обладает полномочиями по посещению мест лишения свободы на территории государств-участников.

В Казахстане принимается комплекс мер по противодействию пыткам. Республика Казахстан придерживается нулевой терпимости к пыткам и они запрещены на конституционном уровне.

Так, статья 17  Конституции Республики Казахстан предусматривает запрет на применение пыток, согласно которой никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию[См. Конституция Республики Казахстан].

Следует отметить, что Казахстан присоединился к Конвенции против пыток (Закон РК от 29 июня 1998 года N 247) и ратифицировал Факультативный протокол к Конвенции против пыток и других бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (далее –Факультативный протокол) (Закон РК от 26 июня 2008 года N 48-IV).

В соответствии со статьями 3, 17 Факультативного протокола каждое государство-участник создает, назначает или поддерживает один или несколько независимых органов (национальных превентивных механизмов) для предупреждения пыток на национальном уровне

[https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/torture_prot.shtml].

Во исполнение обязательств, принятых Казахстаном в рамках Факультативного протокола подписан Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам создания национального превентивного механизма, направленного на предупреждение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания» (Закон РК от 2 июля 2013 года № 111-V), учредивший в Казахстане Национальный превентивный механизм борьбы против пыток (далее - НПМ), который функционирует  в Казахстане с 2014 года.

НПМ в Казахстане построен на основе модели «Омбудсмен+», предусматривающей партнерство Уполномоченного по правам человека и представителей гражданского общества в вопросах превенции пыток и жестокого обращения [(https://cdn.penalreform.org/wp-content/uploads/2021/12/ENSURING-INDEPENDENCE-OF-THE-NPM-IN-KAZAKHSTAN_RUS.pdf).].

Уголовная ответственность за пытки установлена статьей 146 Уголовного кодекса.

Ужесточено наказание с введением запрета на освобождение от уголовной ответственности за пытки вследствие акта амнистии или сроков давности (ст.ст.71, 78 УК), а также в связи с деятельным раскаянием (ч.2 ст.65 УК) и примирением сторон (ч.4 ст.68 УК) (с 2014 г.).

Для приведения национального законодательства в соответствие с Конвенцией против пыток в указанную статью вводится новый состав правонарушения. На сегодняшний день на рассмотрении Мажилиса РК находится законопроект «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Республики Казахстан по вопросам прав человека в области уголовного правосудия, исполнения наказания и предупреждения пыток и жестокого обращения» разработчиком которого является Министерство внутренних дел[https://www.parlam.kz/ru/mazhilis/post-item/36/15626]. Одним из их предложений является дать точное определение понятию "пытки" и добавить новое понятие "жестокое обращение". Как отмечалось выше, в Конституции говорится о том, что никто не должен подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, но в законодательстве эти понятия никак не отражаются. Введение такого состава преступления "жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение" поможет разграничивать жестокое обращение и пытки. Кроме того, решит проблему с квалификацией преступлений, подпадающих под Конвенцию против пыток и поможет уменьшить число таких фактов в учебных, воспитательных,  лечебных, медико-социальных учреждениях и организациях.

Кроме того, на площадке «Открытые НПА» для публичного обсужения размещен проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оптимизации Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов", согласно которому в Уголовном кодексе предлагается дополнить список лиц, к которым не применяется условно-досрочное освобождение[https://legalacts.egov.kz/npa/view?id=14377605]. Т.е в соответствии части 6 ст. 63 условное осуждение предлагается не применять при осуждении лица за пытки.

На уровне Правительства утвержден «План дальнейших мер в области прав человека и верховенства закона» (Постановление Правительства РК от 28 апреля 2022 года № 258), который охватывает меры по правам человека в области уголовного правосудия, исполнения наказания и предупреждение пыток и жестокого обращения. Во исполнения данного пункта Генеральной прокуратурой принята Инструкция «Об организации досудебного расследования уголовных дел по пыткам в органах прокуратуры». В Инструкции заложены положения, направленные на использование рекомендаций Стамбульского протокола.

Вопросы подследственности при расследовании выявленных фактов пыток находятся на особом контроле.

Глава Государства Касым-Жомарт Токаев в своем Послании народу Казахстана от 16 марта 2022 года «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации» отметил о важности системного подхода в расследовании преступлений связанных с пытками и отсутствии конкретного органа ответственного за данное направление. В связи с этим  поручил закрепить за Генеральной прокуратурой функцию расследования преступлений, связанных с пытками, обосновав это тем, что такой подход позволит обеспечить объективность и беспристрастность следствия, утвердит неотвратимость наказания за произвол в правоохранительной сфере[https://www.akorda.kz/ru/o-merah-po-realizacii-poslaniya-glavy-gosudarstva-narodu-kazahstana-ot-16-marta-2022-goda-novyy-kazahstan-put-obnovleniya-i-modernizacii-292959].

С 1 января 2023 года расследованием пыток в Казахстане  занимаются только прокуроры.

Завершена процедура передачи медицинского обеспечения осужденных из ведения МВД в ведение Министерства здравоохранения.

Продолжается установка терминалов (243) для подачи обращений осужденными и внедрение сплошного видеонаблюдения (работы завершены в 33 из 79 колониях, в оперативно-следственных подразделениях органов уголовного преследования установлено 20 тыс. камер).   

В Казахстане вопросам профилактики, предотвращения пыток или других видов жестокого обращения уделяется особое внимание. Наряду с проделанной работе Казахстан и в дальнейшем будет продолжать работу в области превенции пыток и по стремлению к приведению национального законодательства в соответствие с международными стандартами в сфере защиты прав человека.

 

 

А.А. Ехласова Директор Департамента международного права и координации работы в области прав человека МЮ РК

Дата публикации
31 января 2023
Дата обновления
31 января 2023
Тип
Информация

Сейчас читают

Направления
22 апреля 2024
Сотрудничество
Направления
22 апреля 2024
Обращение соискателям
22 апреля 2024
Государственная регистрация нормативных правовых актов

Социальные медиа

Instagram
YouTube
Facebook

Меню подвал

Жизненные ситуации
Новостной канал государственных органов
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Сайт Парламента РК
Концепция цифровой трансформации
Цели устойчивого развития