Акты гражданского состояния - юридически оформленные обстоятельства, которые индивидуализируют человека и с которыми связано возникновение, наличие и прекращение его прав и обязанностей.
Отдел регистрации актов гражданского состояния (далее – регистрирующий орган) – местный исполнительный орган, осуществляющий государственную регистрацию актов гражданского состояния.
Регистрирующие органы совершают следующие действия:
1) производят государственную регистрацию рождения, смерти, заключения и расторжения брака (супружества), перемены имени, отчества, фамилии;
2) изменяют, дополняют, в том числе при установлении отцовства (материнства), усыновлении (удочерении), исправляют, восстанавливают и аннулируют записи актов гражданского состояния;
3) выдают первичные и повторные свидетельства, справки, копии записей актов гражданского состояния;
4) обеспечивают сохранность книг и бланков свидетельств государственной регистрации актов гражданского состояния.
Брачно-семейное законодательство Республики Казахстан основывается на принципах:
1) добровольности брачного (супружеского) союза мужчины и женщины;
2) равенства прав супругов в семье;
3) недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи;
4) разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию;
5) приоритета семейного воспитания детей, заботы об их развитии и благосостоянии;
6) приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних, пожилых и нетрудоспособных членов семьи;
7) обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав;
8) поддержания здорового образа жизни всех членов семьи.
Министерство юстиции Республики Казахстан совместно с Министерством цифрового развития инновационной и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан запустил совместный проект по оказанию государственной услуги «Апостилирование официальных документов, исходящий из органов юстиции и иных государственных органов, а также нотариусов Республики Казахстан» через информационную систему Е-Апостиль.
Основной целью процедуры проставления Е-Апостиля является обеспечение гарантии подлинности и надлежащего оформления апостилируемых документов, предназначенных для действия на территории стран-участниц Гаагской конвенции.
«Е-Апостиль» - информационная система, предназначенная для регистрации документов и выдачи «штампа» апостиль в электронном виде, который обеспечивает централизованный учёт и единый архив апостилированных документов.
У информационной системы масса преимуществ перед традиционным бумажным апостилем. Она обеспечивает оперативное исполнение проставления штампа апостиль всего в течение 1 (одного) рабочего дня, упрощение проверки подлинности официального документа, благодаря тому, что в систему «Е-апостиль» занесены образцы подписей и печатей должностных лиц. Проверка подлинности официального документа может быть осуществлена в один клик, поскольку основная часть работы выполняется в электронном виде без необходимости физического прикрепления апостилей, подписания и скрепления печатью.
Заявитель имеющий электронную цифровую подпись (ЭЦП), может получить электронный апостиль. Ранее, в уполномоченный орган в любом случае представлялся бумажный документ для проставления апостиля, у такого формата отпадает необходимость предоставление бумажного документа, и при наличии компьютера исключает необходимость даже выхода из дома. Если у услугополучателя отсутствует компьютер, то можно обратиться в НАО ГК «Правительство для граждан».
Документ, представленный для апостилирования, предоставляется путем сканирования оригинала документа (не допускается сканирование с ксерокопий). Сканированный документ, представленный для проставления электронного апостиля, должен точно соответствовать оригиналу, наличие исправлений и подчисток текста не допускается.
Услугодатель проводит проверку соответствия подписи должностного лица и оттиска печати государственного органа, на официальном документе на соответствие имеющимся образцам, а также наличие полномочий на подписание официального документа у должностного лица, подписавшего документ.
В случае соответствия заявления и представленных документов услугополучателя требованиям Правил апостилирования, услугодатель в информационной системе формирует электронный апостиль и результат оказания государственной услуги направляет в «личный кабинет» услугополучателя.
С января 2021 года автоматизирована государственная услуга «Апостилирование официальных документах, исходящих из органов юстиции и иных государственных органов, а также нотариусов». Упрощен бизнес-процесс оказания государственной услуги.
В рамках сервисного программного продукта Е-Апостиль осуществляется прием заявлений на получение электронного апостиля, обработка электронных заявлений и формирование электронного апостиля, что дает возможность обращаться заявителям за пределами Республики Казахстан в режиме онлайн.
Для получения государственной услуги необходимо иметь электронную цифровую подпись (далее - ЭЦП).
Подача гражданами электронного заявления, подписанного ЭЦП и результата оказания электронной государственной услуги осуществляется через веб-портал «электронного правительства» (далее - ПЭП).
Электронный апостиль выдается через ПЭП путем скачивания апостиля с применением защитного кода (код безопасности и код заявки), переданного уполномоченным государственным органом при подаче заявления.
Под штампом электронного апостиля указывается ссылка на адрес электронной страницы https://egov.kz/cms/ru/services/apostil/aposti lгосударственного органа.
Уполномоченный орган иностранного государства в указанном электронном адресе осуществляет проверку официального документа со штампом электронного апостиля путем введения двух защитных кодов (код безопасности и заявки).
Данная автоматизированная процедура апостилирования дает возможность гражданам получать государственную услугу полностью в онлайн режиме.
Основным преимуществом электронного апостилирования является сокращение расходов и времени на выдачу и установление подлинности апостиля, облегчение доступа к службам апостиля, повышение защиты от мошенничества, уменьшение нагрузки компетентных органов, минимизация риска потери документов, облегчение доступа населения к государственным услугам и облегчение ведения статистики.
Таким образом, электронный апостиль вводит быструю, безопасную и безбумажную процедуру для выдачи, записи и проверки апостиля.
Вместе с тем, согласно информации Департамента консульской службы Министерства иностранных дел Республики Казахстан в настоящее время в составе стран-участниц Гаагской Конвенции реализован электронный апостиль в таких странах как: Испания, Грузия, Австрия, Колумбия, Молдова, Новая Зеландия, Испания и в одном штате США, Корея, Бельгия, Аргентина, Латвия, Чили.
К компоненту реализованного электронного регистра относятся следующие страны: Андорра, Бахрейн, Бельгия, Болгария, Китай (Гонконг), Коста-Рика, Доминиканская Республика, Грузия, Ирландия, Мексика, Никарагуа, Парагвай, Перу, Румыния, Россия, Словения, Соединенное Королевство и 7 штатов США, Уругвай.