Ключевым инструментом реализации государственной политики, позволяющим осуществлять результативное и целенаправленное правовое воздействие на общественные отношения, является нормотворческая деятельность.
Законотворческая деятельность – основная, наиболее важная часть правотворческой деятельности, часть общей системы нормотворческого процесса.
Основной задачей в сфере Законотворчества является качество разрабатываемых законопроектов, что зависит не только от их юридической проработанности, но и от проработанности социальной, экономической, финансовой составляющей решения вопроса, изучения статистических данных, анализа правоприменительной практики, применения положительного международного опыта и т.д.
Министерство юстиции, как координатор законопроектных работ Правительства Республики Казахстан, особое внимание уделяет качеству законопроектов.
Юридическая экспертиза (актов Президента и Правительства)
Юридическая экспертиза – проверка проекта нормативного правового акта, либо принятого нормативного правового акта на предмет его соответствия Конституции Республики Казахстан и законодательству Республики Казахстан, в том числе законодательству в сфере противодействия коррупции.
Задачей юридической экспертизы является обеспечение формирования национального законодательства, направленного на верховенство прав и свобод человека и гражданина, суверенитета Республики Казахстан, устойчивое развитие казахстанского общества и государства.
В ходе проведения юридической экспертизы проектов Указов Президента, Постановлений Правительства, Распоряжений Премьер-Министра осуществляется их проверка на соответствие вышестоящему законодательству, актам одного уровня, поручениям Президента, Правительства, а также требования юридической техники.
Кроме того, учитываются финансовая обеспеченность проекта, наличие соответствующих заключений экспертиз (экологическая, экономическая и др.)
Государственная регистрация нормативных правовых актов
Одной из основных задач органов юстиции является государственная регистрация нормативных правовых актов (далее – НПА) центральных государственных органов и местных органов государственного управления.
Институт государственной регистрации НПА образован в 1993 году.
Государственная регистрация НПА является необходимым условием их вступления в силу. Не зарегистрированные акты не имеют юридической силы.
Органы юстиции проводят юридическую экспертизу на соответствие НПА на действующему законодательству, где основной целью является недопущение ущемления конституционных прав и свобод граждан, а также интересов субъектов частного предпринимательства.
Ежегодно органами юстиции регистрируются более 10 000 НПА центральных и местных государственных органов.
Государственная регистрация НПА, а также функция органов юстиции по её отмене играют важную роль в обеспечении, как законности подзаконных актов, так и единства правового пространства Казахстана.
С новшествами законодательства, а также со всеми зарегистрированными органами юстиции НПА каждый гражданин может ознакомиться посредством интернет-ресурса Министерства юстиции в Эталонном контрольном банке НПА.