Сегодня товарные знаки используются повсеместно, и большинство людей во всем мире могут с легкостью отличить, например, товарные знаки, используемые для двух видов безалкогольных напитков Пепси-кола и Кока-кола. Растущая значимость товарных знаков в коммерческой деятельности обусловлена усиливающейся конкуренцией между фирмами, производителями, осуществляющими бизнес как на территории одной страны, так и в нескольких странах, а то и по всему миру.
Товарный знак- это обозначение, которое используется для того, чтобы отличить товары одного производителя или продавца от аналогичных, однотипных товаров других производителей.
Товарный знак предоставляет владельцу исключительное право пользования и распоряжения принадлежащим ему знаком. Использованием товарного знака считается любое его введение в оборот: изготовление, применение, ввоз, хранение, предложение к продаже, продажа товарного знака, использование в вывесках, печатной продукции, реклама или другой деловой документации. Ценность товарного знака заключается во взаимоотношении производителя продукции с его потребителем, так как товарный знак несет в себе функцию гарантии качества. Поэтому необходимо выделить основные функции товарного знака, знака обслуживания. Это индивидуализация знаков, которая позволяет потребителям выбрать товар, услугу именно у конкретного производителя из обилия подобных товаров и услуг. Следующие функции знаков – это символ качества и реклама. И основная, очень важная функция – это функция охранительная, так как только зарегистрированный в соответствии с законодательством товарный знак или знак обслуживания может получить охраняемую законом монополию на его использование.
Порядок приобретения права на товарный знак, его использования и защиты определяется национальным законодательством: Законом РК «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», Гражданским кодексом Республики Казахстан, Кодексом об административных правонарушений Республики Казхстан ст. 158 «Незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или фирменного наименования».
Законом РК Уголовным кодексом Республики Казахстан ст.222 Незаконное использование товарного знака, знака обслуживания, фирменного наименования, географического указания и наименования места происхождения товара, Инструкцией по составлению, оформлению и рассмотрению заявки на товарный знак и международными соглашениями, важнейшими из которых являются Парижская конвенция по охране промышленной собственности и Мадридское соглашение о международной регистрации товарных знаков. В Казахстане правовая охрана товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров осуществляется на основании их регистрации в РГКП «Национальный институт интеллектуальной собственности».
А.Е. Абикев главный специалист
отдела по правам
интеллектуальной собственности
Департамента юстиции
Карагандинской области