Меню

Страницы

Статья

Правовые основы регистрации товарных знаков в Республике Казахстан

ПРАВОВЫЕ основы регистрации товарных знаков В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

В условиях становления современного государства, активного развития рыночных отношений необходимо констатировать тот факт, что бренд все чаще становится ключевым источником отличий, которыми руководствуются люди при совершении покупки товара или услуги.
Это и понятно, ведь с ростом числа всевозможных предложений на рынке стало невозможно победить в конкурентной борьбе с помощью одной лишь ценовой конкуренции, необходимы новые рычаги. И роль бренда в этом смысле поистине огромна.
Создание эмоционально сильного бренда, дополняющего функции менеджмента, маркетинга и PR, – непростая задача, решив которую бизнес приобретает мощный инструмент для своего стабильного существования сегодня и успешного развития завтра. Эффективное управление торговой маркой особенно актуально в условиях новой реальности, что связано с улучшением качества товаров и услуг, возникновением новых рынков и видов коммуникации.
Создание уникального логотипа – это то, с чего должна начинать компания перед публичным выходом на рынок. Товарный знак – это главный нематериальный актив, который должен быть защищен от конкурентов, как любой другой элемент бизнеса.
Основными нормативно-правовыми актами, регулирующим вопросы регистрации товарных знаков на территории Республики Казахстан, являются Гражданский кодекс Республики Казахстан (далее-ГК РК) и Закон Республики Казахстан "О товарных знаках, знаках обслуживания, географических указаниях и наименованиях мест происхождения товаров", а также международное право.
В соответствии с законодательством, государственная охрана на товарный знак осуществляется посредством его регистрации в Национальном институте интеллектуальной собственности Министерства Юстиции Республики Казахстан (qazpatent.kz) либо посредством признания в установленном порядке товарного знака общеизвестным в Республике Казахстан в силу норм международного права.
В соответствии с ГК РК товарный знак – это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, на которое признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак. Обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
Производителю товара, регистрирующему свой товарный знак, необходимо учитывать следующие моменты:
-товарный знак должен быть оригинальным, благозвучным, запоминающимся, вызывать ту или иную определенную ассоциацию с его товаром или услугой;
-товарный знак должен быть легко различимым среди других обозначений.
Кроме того, необходимо определить какой из видов товарных знаков будет наиболее эффективно индивидуализировать товар или услугу на рынке. Большинство казахстанских производителей используют словесные, изобразительные, комбинированные и объемные товарные знаки. Также могут быть зарегистрированы звуковые, световые, цветовые и даже движущиеся товарные знаки.
Словесные товарные знаки являются наиболее эффективными, представляют собой оригинальные слова, словосочетания и фразы. Популярность словесных товарных знаков определяется тем, что они хорошо запоминаются, удобны для рекламы и легко различимы. При регистрации словесных товарных знаков охраняется не только само слово или словосочетание, но и их графическое исполнение.
Изобразительные товарные знаки могут быть выполнены в виде разнообразных значков, рисунков, орнаментов, символов, изображений животных, птиц, всевозможных предметов и т.п. Хотя их эффективность по сравнению со словесными товарными знаками оценивается ниже, в Казахстане на их долю приходится около 70% всех регистрируемых отечественных товарных знаков. Успех изобразительных товарных знаков в большей степени определяется их простотой, броскостью и эффективностью с точки зрения рекламы, возможностью использования изображения на всевозможных материалах.
К комбинированным обозначениям относятся комбинации элементов разного вида: изобразительных, словесных, объемных и т.д. Чаще всего такие обозначения представляют собой сочетание рисунка и слов, рисунка и букв и т.д.
Руководителю компании независимо от масштаба бизнеса необходимо думать о защите интеллектуальной собственности, чтобы обезопасить себя от действий конкурентов или других лиц. И наилучший способ – это обращение за консультацией к профессионалам, которые смогут точно определить объекты, требующие защиты, выберут оптимальную систему для этого.


Отдел по правам интеллектуальной собственности

Дата публикации
04 сентября 2023
Дата обновления
04 сентября 2023
Тип

Сейчас читают

Аналитическая статья
30 апреля 2025
Правила привлечения к административной ответственности за неисполнение судебного акта (КоАП РК)
Аналитическая статья
28 апреля 2025
Государственный язык – основа единства народа Язык – сердце нации.
18 апреля 2025
Роль географических указаний в развитии казахстанских брендов

Социальные медиа

Меню подвал

Экранный диктор
Служба центральных коммуникаций при Президенте РК
Послания Президента РК
Государственные символы РК
Сайт Премьер-Министра РК
Сайт Президента РК
Термины и обозначения
Цели устойчивого развития
Концепция цифровой трансформации