СМИ в Казахстане

Средства массовой информации

СМИ — все виды и способы распространения информации среди широких масс, которые отличаются периодичностью и постоянным наименованием. Часто упоминается в качестве синонима «массмедиа» или более правильного термина «СМК» — средств массовой коммуникации.

Согласно закону «О средствах массовой информации» под средством массовой информации понимается:

  • периодическое печатное издание: газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выпускаемые не реже одного раза в три месяца;
  • радиоканал;
  • телеканал;
  • кинодокументалистика;
  • аудиовизуальная запись;
  • сетевое издание;
  • иная форма периодического или непрерывного публичного распространения массовой информации, включая интернет-ресурсы; средства (органы) повседневной практики сбора, обработки и распространения информации, предназначенной для массовых аудиторий, в Республике Казахстан. К СМИ относятся не все интернет-ресурсы, а только те, где собственник принял решение об отнесении своего интернет-ресурса к СМИ в качестве сетевого издания.

По состоянию на 1 мая 2023 г. в Казахстане зарегистрировано 5590 СМИ, из которых 3889 составляют периодические печатные издания, 202– телеканала, 88 – радио, 1121–информационные агентства и сетевые издания. (612 - ИА, 509 - СИ). (Отечественные СМИ – 5300, Иностранные СМИ – 290). Чаще всего в СМИ используются казахский и русский языки – 1649 СМИ.

Количество средств массовой информации ежегодно увеличивается. Вместе с количеством СМИ и расширяется территория распространения СМИ, разнообразие языков издания, которые распространяются на всю республику. Газеты и журналы Казахстана разделяются по территории распространения, периодичности выхода и тематической направленности и языку.

Деятельность СМИ в Казахстане регулируется Комитетом информации при Министерстве по информации и общественному развитию Республики Казахстан.

Радиовещание

Регулярное радиовещание на территории современного Казахстана возникло в 1921 году под названием «Казахское радио». Вещание на казахском языке было начато с 23 марта 1927 года.

В настоящее время в Казахстане имеется 7 информационно-новостных радиостанций, имеющих республиканский статус:

  • Казахское радио;
  • Русское радио Казахстан;
  • Ретро Казахстан;
  • NS радио;
  • Авторадио;
  • Шалкар;
  • Europa plus Казахстан.

Телевидение

В 2022 году из 160 телеканалов, в ТОП-10 вошли 6 казахстанских телеканалов («Qazaqstan», «КТК», «Первый канал «Евразия», «Хабар», «НТК», «Хабар 24»), из них 4 – государственные телеканалы («Qazaqstan», «Хабар», «Первый канал Евразия», «Хабар 24»).

Государственная поддержка отечественных телеканалов способствует повышению конкурентноспособности отечественного телевидения.

Собственные корреспондентские пункты  за рубежом.

АО «Агентство «Хабар» и АО «РТРК «Казахстан» имеет свыше 20 корреспондентских пунктов и фрилансеров в зарубежом, более чем в 10 странах: Китай, США, Россия, Бельгия, Великобритания, Турция и др.

Собственные корреспондентские пункты позволяют оперативно информировать казахстанскую аудиторию об актуальных событиях за рубежом.

Внедрение ЦЭТВ (цифровое эфирное телевидение)

Цифровое вещание - это технология передачи телевизионного изображения и звука при помощи кодирования видеосигнала и сигнала звука с использованием цифровых каналов. Кодирование позволяет минимизировать помехи. Поэтому картинка и звук доставляются с минимальными потерями. ЦЭТВ - возможность просмотра отечественных телеканалов в цифровом качестве. До 30 каналов в областных центрах и 15 телеканалов в населенных пунктах областей. “Balapan”, “Qazsport”, “Jibek Joly” и другие отечественные каналы будут доступны в цифровом мультиплексе. Весь пакет каналов без абонентской платы. Так государство обеспечивает информационное равенство между жителями сел и городов. Такой переход значит, что конституционное право граждан на информацию работает, а общество развивается. Проект планируется завершить в 2025 году. Он даст возможность смотреть отечественные телеканалы в цифровом качестве 98% населения страны. В настоящее время цифровым эфирным телерадиовещанием охвачено уже 92,66% населения страны.

Интернет СМИ

Наиболее известные интернет - СМИ

  • Zakon.kz- информационный и правовой портал
  • ТенгриНьюс- информационный портал
  • Kazinform- информационный портал

На сегодняшний день доля пользователей сети Интернет в возрасте 6-74 лет составляет 78,2%, а число пользователей мобильного интернета выросло на 44%. Основная часть аудитории – возрастные группы от 14 до 45 лет.

Всего в Казахстане зарегистрировано 948 информационных агентств и сетевых изданий.

На сегодняшний день 95% новостных агентств являются частными, 5% государственными.

Национальная Премия «Тұмар»

Впервые национальная премия «Тұмар» была учреждена в 2017 году по инициативе Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан. Главная цель Премии – стимулирование развития казахстанской телевизионной индустрии сквозь призму оценки профессиональным сообществом.

Премия «Тұмар-2022» присуждена по 11 номинациям («Лучший тележурналист», «Лучшая режиссерская работа», «Лучший документальный фильм», «Лучшая информационная программа», «Лучший региональный канал» и другие).

В 2022 году на соискание Премии поступило около 300 заявок.

Премия «Уркер»

Национальная премия в области печатной, радио, интернет-журналистики «Үркер» – ежегодная Премия за высокие достижения в области печатной, радио и интернет журналистики, которая была учреждена в 2017 году.

Цель конкурса – выявление талантливых журналистов и творческих коллективов, признание их вклада в развитие профессиональной журналистики, и привлечение к их творчеству широкого общественного внимания.

Проведение Премии «Уркер» на ежегодной основе стимулирует интерес в среде казахстанской журналистики и извне, побуждая к публикациям как наиболее опытных журналистов, так и молодых авторов.

Присуждение Премии «Уркер» за лучшие достижения в области печатной, радио, интернет-журналистики способствует развитию мультимедийной журналистики в регионах, повышению престижа журналистики, утверждению профессиональных стандартов, увеличению гражданской активности общества. 

Astana Media Week

Astana Media Week – это ежегодное событие для наиболее жизнеспособных идей, авангардных решений, прогрессивных мнений из мирового медиапространства. Место, где оспариваются и отстаиваются точки зрения людьми, которые стремятся сделать картину мира чуть яснее.

Проект Astana Media Week начался в 2017 году. На площадке Форума собираются представители мирового информационного пространства, а также лидеры производства медиаконтента из разных стран. Как и прежде в этом году организаторы постарались поднять темы на злобу дня.

2022 году в рамках медиа-недели «Astana Media Week»  проведены 26 пленарные и панельные сессий, лекций, мастер-классы и т.д. с участием более 100 спикеров из Казахстана, России, Кыргызстана, Монголии и т.д.